Дело № 2-615/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2016 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Шпаковой А.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Псковскому областному Собранию депутатов о признании права на замещение должности, признании противоречащим закону и не действительным в части постановления Псковского областного Собрания депутатов, обязании заключить трудовой договор, взыскании неполученного денежного содержания и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Псковскому областному Собранию депутатов (далее – Собрание депутатов), в обоснование которого указала, что в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Псковского областного Собрания депутатов ФИО4 получила вакантный мандат депутата Псковского областного Собрания депутатов и с **.** 2015 года является единственным депутатом Псковского областного Собрания депутатов от регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Я.».
В силу пунктов 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Депутатам, избранным в составе указанных списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Частью 2 статьи 6 Закона Псковской области от 16.05.2007 № 670-ОЗ «О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов» предусмотрено осуществление депутатом своих полномочий на постоянной основе.
На основании положений статьи 80 Избирательного кодекса Псковской области возможна передача одного депутатского мандата спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов.
В соответствии с приведенными нормами истец, поскольку является единственным депутатом от регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Я.», имеет право осуществлять свои полномочия на постоянной основе, и при этом замещать руководящую должность в Псковском областном Собрании депутатов.
Однако на 48-й сессии Псковского областного Собрания депутатов внесенный ФИО3 проект постановления Собрания депутатов «Об избрании заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов» по результатам тайного голосования не набрал большинства голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов, в связи с чем она не была избрана депутатами на указанную должность.
Согласно пункту 2 постановления Собрания депутатов от **.** 2015 года № ** постановлено считать её не избранной на указанную должность.
Полагая свои права нарушенными, а действия Собрания депутатов по не назначению её на должность заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению областного Собрания депутатов незаконными, просила признать противоречащим закону и недействительным пункт 2 постановления Псковского областного Собрания депутатов от **.** 2015 года № ** «Об избрании заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению областного Собрания депутатов», признать за ней право на замещение должности заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению областного Собрания депутатов и обязать ответчика заключить с ней трудовой договор о замещении данной должности, взыскать с ответчика неполученное денежное содержание за период с **.**.2015 по **.**.2016 в сумме 362525,88 руб., компенсацию морального вреда в размере 682194,62 руб.
Представитель ответчика, не оспаривая право ФИО3 на замещение должности заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению областного Собрания депутатов, иск не признала, мотивировав позицию отсутствием законных оснований для назначения истца на указанную должность при отсутствии соответствующего решения депутатов областного Собрания депутатов. Полагала, что требование истца о признании противоречащим закону и недействительным пункта 2 постановления Собрания депутатов № ** подлежит рассмотрению в установленном Кодексом административного судопроизводства РФ порядке, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению. Относительно требования об обязании заключить трудовой договор указала, что депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на постоянной основе, не обладает статусом работника и потому к спорным отношениям положения Трудового кодекса РФ о заключении и прекращении трудового договора не применяются. Требования о взыскании неполученного денежного содержания и компенсации морального вреда полагала не подлежащими удовлетворению ввиду их необоснованности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца в судебное заседание не явился. Согласно представленной в деле письменной позиции, полагал иск подлежащим удовлетворению (л.д. 49-51).
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва ФИО4, избранного в составе общеобластной части единого списка кандидатов избирательного объединения Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Я.», на заседании Бюро Регионального Совета Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Я.» **.** 2015 года ФИО3 предложена Избирательной комиссии Псковской области на замещение вакантного мандата депутата Псковского областного Собрания депутатов (л.д. 26-27).
На основании постановления Избирательной комиссии Псковской области от **.** 2015 года № ** вакантный мандат депутата Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва передан зарегистрированному кандидату в депутаты Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва из списка кандидатов, выдвинутого Псковским региональным отделением Российской объединенной демократической партии «Я.», ФИО3 (л.д. 7).
С этой даты она является депутатом Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, выдвинутым Псковским региональным отделением Российской объединенной демократической партии «Я.».
**.** 2015 года на 48-й сессии Собрания депутатов кандидатура ФИО3 предложена для избрания на должность заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению Собрания депутатов. По результатам тайного голосования истец не избрана на указанную должность (л.д. 31-32,33,34,35,36-37).
По результатам тайного голосования пунктом 2 постановления от **.** 2015 года № ** поставлено считать не избранным заместителем председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению областного Собрания депутатов, осуществляющим полномочия на постоянной профессиональной основе, ФИО5 (л.д. 8).
Особенности правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (часть 1 статьи 77).
Статьями 10 и 11 Федерального закона определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона, если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
В указанном пункте 17 статьи 35 названного Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что в случае если установленный законом субъекта РФ необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ минимальный процент голосов избирателей превышает 5% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов; в соответствии с законом субъекта РФ каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат; данное положение не применяется, если установленный законом субъекта РФ указанный минимальный процент составляет 5% и менее от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона установлено, что депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 названной статьи быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ. Порядок предоставления такого права определяется законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Возможность осуществления депутатом Псковского областного Собрания депутатов своих полномочий на профессиональной постоянной основе предусмотрена частью 2 статьи 6 Закона Псковской области от 16.05.2007 № 670-ОЗ «О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов».
Согласно частям 4 и 6 статьи 80 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-ОЗ «Избирательный кодекс Псковской области» предусмотрена передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат.
В силу приведенных норм, поскольку полномочия ФИО4, избранного в Собрание депутатов от Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Я.» и занимавшего должность заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению, постановлением Избирательной комиссии Псковской области от **.** 2015 года № **, досрочно прекращены, то ФИО3, вправе занимать в Собрании указанную должность.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Регламента Псковского областного Собрания депутатов, утвержденного постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 № 658, (далее - Регламент) комитеты Собрания депутатов являются постоянно действующими рабочими коллегиальными органами Собрания, подотчетными и подконтрольными ему в своей деятельности.
Комитеты состоят из председателя, заместителя (заместителей) председателя комитета и членов комитета (часть 5 статьи 16).
Согласно части 1 статьи 18 Регламента комитеты формируются путем избрания их председателя, заместителя (заместителей) председателя и включения депутатов в состав комитета в качестве членов комитета на сессии Собрания.
Заместитель председателя комитета избирается Собранием в порядке, установленном для избрания председателя Собрания.
Порядок избрания председателя Собрания определен статьей 8 Регламента, согласно которой председатель Собрания избирается из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеня.
Кандидатуры для избрания на должность председателя Собрания выдвигаются депутатами, фракциями, депутатскими группами, а также путем самовыдвижения часть 2 статьи 8).
Избранию председателя Собрания предшествует обсуждение всех кандидатур на данную должность депутатами Собрания.
Решение об избрании председателя Собрания принимается большинством голосов от установленного числа депутатов и оформляется постановлением Собрания (часть 6 статьи 18).
Таким образом, для назначения ФИО3 на должность заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению необходимо, чтобы депутаты Собрания большинством голосов проголосовали за её назначение на эту должность.
В силу статьи 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суд не вправе вмешиваться в деятельность законодательного, органа субъекта Федерации, в том числе, возлагать обязанность по совершению определенных действий или принятию каких-либо решений.
Требования истца о признании за ней права на занятие должности заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению и признании противоречащим закону пункта 2 постановления Собрания депутатов от **.** 2015 года № ** в конечном итоге сводятся к обязанию Собрания депутатов назначить её на указанную должность, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Это вопрос, который депутаты Собрания депутатов имеют право решать самостоятельно и по своему усмотрению. Судебное вмешательство в данный вопрос недопустимо.
При таком положении суд не находит правовых оснований для удовлетворения указанных требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2013 № 7-П, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.
В Определении Верховного Суда РФ от 12.12.2012 N 47-АПГ12-6 указано, что депутат, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к его деятельности не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора. Исходя из статуса лиц, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, их права не могут быть поставлены в зависимость от волеизъявления должностного лица законодательного органа субъекта РФ в соответствии с нормами трудового права. Иное бы нарушало принцип равенства правового статуса депутатов.
Таким образом, с учетом вышеприведенных нормоположений, позиций Конституционного Суда РФ И Верховного Суда РФ, поскольку к разрешаемому спору не подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ, требование ФИО3 об обязании Собрания депутатов заключить с ней трудовой договор по должности заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению и производные от него требования о взыскании неполученного по данной должности денежного содержания и компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
Оценивая доводы представителя ответчика о том, что требование истца о признании противоречащим закону и недействительным пункта 2 постановления Собрания депутатов № ** подлежит рассмотрению в установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению, суд находит их не заслуживающими внимания, исходя из того, что предметом спора ФИО3 заявлено её право на занятие должности в Собрании депутатов, т.е. имеет место быть спор о праве, а потому, по мнению суда, данное требование может быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства совместно с другими, заявленными по спору требованиями.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО3 к Псковскому областному Собранию депутатов о признании права на замещение должности, признании противоречащим закону и не действительным в части постановления Псковского областного Собрания депутатов, обязании заключить трудовой договор, взыскании неполученного денежного содержания и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лугина Р.Н.