Мотивированное решение изготовлено 10.08.2016 г. Дело №2-5603/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2016 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Лукьяненко О.В.,
с участием истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности *** от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Радомир-Инвест» о предоставлении надлежащим образом заверенных копий карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО УЖК «Радомир-Инвест» о возложении обязанности предоставить надлежащим образом заверенные копии карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя с отметкой ресурсоснабжающей организации за период с 28.04.2007 г. по 31.12.2015 г., в обоснование исковых требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Кроме того, она проживает в данном жилом помещении. Управление многоквартирным домом *** по *** с 01.01.2007 г. осуществляет ООО УЖК «Радомир-Инвест».
28 апреля 2007 года в многоквартирном доме введён в эксплуатацию узел коммерческого учёта тепла (далее – УКУТ). С момента ввода УКУТ в эксплуатацию управляющая организация обязана согласно подп. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, ежемесячно снимать показания общедомовых приборов учёта,входящих в состав УКУТ, и заносить полученные показания в журнал учёта показаний общедомовых приборов учёта. Показания приборов учёта, входящих в УКУТ, фиксируются в карточках регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя, которые составляются ООО УЖК «Радомир-Инвест» за каждый отдельный расчётный период (месяц). В карточках содержится информация о посуточных и месячных объёмах тепла, потреблённых в доме на отопление и на нужды горячего водоснабжения, периодах оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению за месяц, данные о перерывах в оказании услуг и периодах оказания услуг ненадлежащего качества. Помимо этого в карточках указывается суммарный объём потребления тепла на обе коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) за месяц. С момента установки общедомового прибора учёта тепловой энергии плата за отопление начисляется исходя из показаний данного прибора.
Истец, как потребитель, имеет право на получение полной и достоверной информации об оказанной ему услуге, в том числе, об объёме каждой потреблённой услуги и всех без исключения показаниях приборов учёта,использованных при расчёте данного объёма. Достоверные сведения об этом должны быть предоставлены истцу управляющей организацией. Карточки заверяются ресурсоснабжающей организацией,что исключает в дальнейшем какие-либо манипуляции с ними со стороны управляющей организации и подтверждает достоверность содержащихся в них сведений. Следовательно, в помесячных карточках учёта тепловой энергии содержится информация,непосредственно затрагивающая права и законные интересы потребителя, дающая представление об объёмах оказанной услуги и возможность проверки верности расчётов, произведённых управляющей организацией. Карточки учёта тепловой энергии находятся в распоряжении управляющей организации.
Истец,руководствуясь ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», обратился в ООО УЖК «Радомир-Инвест» с требованием о предоставлении информации – копий помесячных карточек учёта тепловой энергии за период с момента ввода в эксплуатацию общедомовых приборов УКУТ, то есть с 28.04.2007 г. по декабрь 2015 года. ООО УЖК «Радомир-Инвест» не предоставило истцу запрашиваемые документы, тем самым нарушив его права на получение полной и достоверной информации о предоставленных услугах. Кроме того, бездействие управляющей организации лишает истца возможности произвести проверку расчётов объёмов потребления тепла на отопление.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в заявлении, настаивал и дополнительно пояснил, что сведения, содержащиеся в журналах учёта потребления тепловой энергии,должны соответствовать карточкам регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя. После ознакомления с журналами у неё возникли сомнения относительно достоверности указанных в них сведений, для разрешения которых и необходимы истребуемые карточки. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №731, не предусматривает права потребителей коммунальных услуг на ознакомление с информацией об объёмах их потребления и противоречит Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации,Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», поэтому не подлежит применению.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, в обоснование возражений представил письменный отзыв, по доводам которого пояснил, что ООО УЖК «Радомир-Инвест» осуществляет управление многоквартирным домом *** по *** в ***. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №731 и от 06.05.2011 г. №354, не обязывают управляющую организацию предоставлять потребителям коммунальных услуг копии карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя. Заявленное истцом требование не соответствует действующему жилищному законодательству. В соответствии с п. 31 Правил №354 ООО УЖК «Радомир-Инвест» на требование ФИО1 от 15.01.2016 г. предоставило ей журнал учёта показаний общедомового прибора учёта потребления тепловой энергии (УКУТ) за 2013 – 2015 годы. Предоставить информацию за период более трёх лет невозможно, поскольку срок хранения истребуемых сведений – три года. Просил отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается свидетельством сер. *** от ***, что жилое помещение – трёхкомнатная квартира,расположенная по адресу: *** (далее – жилое помещение, квартира), принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 10.11.2003 г.
Из материалов дела и объяснений сторон видно, что ООО УЖК «Радомир-Инвест» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, и предоставляющей жильцам коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья (л.д. 33-42).
Таким образом, отношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Суд принимает во внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не регламентируют перечень, виды информации и способы её доведения до потребителей коммунальных услуг.
Во исполнение вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №731 утверждён Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт раскрытия информации).
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Перечисленные требования не противоречат п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, напротив, приняты в развитие данных положений с целью реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав потребителей на получение информации об оказываемых услугах,а также их стоимости.
Реализация жилищных прав гражданами, в том числе,на получение информации об оказываемых услугах, в силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется ими свободно и беспрепятственно, однако не должна противоречить действующему жилищному законодательству,в рассматриваемом случае – п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарту раскрытия информации.
Под раскрытием информации в пункте 2 Стандарта раскрытия информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно подп. «а» и «д» пункта 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обязана раскрывать, в том числе, следующие виды информации: сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.
Пункт 21 Стандарта раскрытия информации предусматривает, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Кроме того,обязанность управляющей организации предоставить потребителю информацию установлена пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 (далее – Правила №354).
Так, подпункты «е» и «р» пункта 31 Правил №354 обязывает исполнителя коммунальных услуг:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
- предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Как следует из Правил №354 и Стандарта раскрытия информации,исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) не обязан предоставлять потребителю истребуемую информацию в подлинниках или копиях первичных документов, таких как карточки регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Как видно из материалов дела, ФИО1 неоднократно обращалась к ООО УЖК «Радомир-Инвест» с письменными заявлениями о предоставлении информации о коммунальных услугах,а именно, 19.04.2013 г., 20.06.2013 г.,14.11.2014 г., 15.01.2016 г.
В заявлениях, датированных 19.04.2013 г., 20.06.2013 г.,14.11.2014 г., ФИО1 просила предоставить расчёты среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление за 2009 – 2013 годы с формулами, выписки показаний приборов учёта тепловой энергии. Исх. №1046 от 08.05.2013 г., №3483 от 04.07.2013 г.,№1494 от 02.12.2014 г. ООО УЖК «Радомир-Инвест» сообщало истцу, что данные об объёмах предъявления и начисления за коммунальные услуги содержатся в информационной части квитанции за каждый месяц,предложило ознакомиться с журналом учёта показаний общедомовых приборов учёта в приёмные дни в помещении управляющей компании, сообщило формулу расчёта размера платы за горячее водоснабжение.
В заявлении от 15.01.2016 г. ФИО1 просила предоставить ей надлежащим образом заверенные копий карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя у абонента ООО УЖК «Радомир-Инвест» по адресу узла учёта тепла: ***, за 2007 – 2015 годы (л.д. 7-8).
Исх. №47 от 28.01.2016 г. ООО УЖК «Радомир-Инвест» сообщило на требование от 15.01.2016 г.,что согласно Стандарту раскрытия информации карточки регистрации параметров теплоносителя не входят в состав информации и документов, подлежащих предоставлению потребителю,направило журнал учёта показаний общедомового прибора учёта потребления тепловой энергии (УКУТ) за 2013 – 2015 годы (л.д. 28-31).
Таким образом, суд считает, что ООО УЖК «Радомир-Инвест», как исполнитель коммунальных услуг и управляющая организация, выполнило свои обязанности,предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, Стандартом раскрытия информации и Правилами №354, в частности ответило на заявления ФИО1 и направило ей истребуемую информацию, вид и содержание которой соответствуют жилищному законодательству.
Доводы истца о наличии у ООО УЖК «Радомир-Инвест» обязанности предоставить надлежащим образом заверенные копий карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя с отметкой ресурсоснабжающей организации за период с 28.04.2007 г. по 31.12.2015 г. основаны на неверном толковании Закона Российской Федерации «О защите потребителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, Стандарта раскрытия информации и Правилам №354. Ни один из перечисленных нормативно-правовых актов не устанавливает обязанность управляющей организации предоставить потребителю коммунальных услуг такие документы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик не нарушил право истца на предоставление информации о коммунальных услугах, в связи с чем отказывает ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО УЖК «Радомир-Инвест» в полном объёме.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, возмещается за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Радомир-Инвест» о предоставлении надлежащим образом заверенных копий карточек регистрации потребления тепловой энергии и теплоносителя с отметкой ресурсоснабжающей организации за период с 28.04.2007 г. по 31.12.2015 г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Волкоморов