ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5604/2021 от 01.03.2022 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД 61RS0008-01-2021-010058-66

Дело № 2-813/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Глебкина П.С., при секретаре судебного заседания Носовой Ю.В., с участием представителей истца ФИО1 и ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью (сокращенно и далее по тексту ООО) «МИВ», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону и Управление культуры города Ростова-на-Дону, о признании незаконным возведения на земельном участке аттракционов и возложении обязанности произвести демонтаж данных аттракционов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился с иском к ООО «МИВ» о признании незаконным возведение аттракционов на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: г<адрес>, расположенных напротив памятника советско-болгарской дружбы, на территории парка культуры и отдыха имени города «Плевен» и возложении обязанности произвести демонтаж аттракционов на данном земельном участке, указав следующие обстоятельства.

В настоящее время напротив памятника советско-болгарской дружбы, на территории парка культуры и отдыха имени города «Плевен», который находится на земельном участке, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположены аттракционы для детей разных возрастных групп.

ФИО3 полагал, что размещение игрового комплекса на площади имени города Плевен, на территории, прилегающей к памятнику советско-болгарской дружбы, в том виде, в котором аттракцион находится в настоящее время, является недопустимым, в виду следующего.

В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с п.п. 1-2 ст. 7 этого же закона, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

Учитывая то обстоятельство, что памятник советско-болгарской дружбы, на территории парка культуры и отдыха имени города «Плевен», хотя и не является объектом культурного наследия, но, по мнению истца, данный памятник решает задачу создания единого ансамбля между двумя входными группами в парк культуры и отдыха имени г. Плевен, которые выполнены по тематике побратимских связей, также данный памятник символизирует нерушимую дружбу между двумя городами - побратимами: городом Ростовом-на-Дону и городом Плевеном.

Истец ФИО3 указал, что на сегодняшний день, указанный выше игровой комплекс для детей, полностью закрывает обзор на памятник советско-болгарской дружбы.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы закона, истец ФИО3 полагал, что его право, гарантированное ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, на доступ к культурным ценностям, нарушено в виду размещения ответчиком аттракционов напротив памятника советско-болгарской дружбы.

В настоящее время, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН арендатором земельного участка с кадастровым номером :17, по адресу: <адрес>, на котором расположен аттракцион для детей разных возрастных групп, является ООО «МИВ», в связи с чем, по мнению истца, данные аттракционы возведены соответствующим юридическим лицом с нарушением требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании просил суд удовлетворить иск, повторив вышеуказанные доводы.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просил суд отказать в иске по доводам, изложенным в отзыве.

Истец ФИО3 и представители третьих лиц Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, Управления культуры города Ростова-на-Дону, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, представитель Управления культуры города Ростова-на-Дону ФИО4 указал в отзыве на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, суд, исходя из требований ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.

Суд, выслушав объяснения представителей истца ФИО1 и ответчика ФИО2, исследовав и оценив в совокупности доказательства по гражданскому делу, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается документами по гражданскому делу, что 27.08.2003 Управлением культуры города Ростова-на-Дону с ООО «МИВ» заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса № ИЗ-01/9, расположенного по адресу: <адрес>.

Договор содержит приложение № 3 «Инвестиционный план ООО «МИВ» по реконструкции парка имени города «Плевен», включающий в себя перечень работ по реконструкции и техническому переоснащению парка за счет собственных финансовых средств ООО «МИВ». В перечень работ входит создание на территории парка городка аттракционов (п. 1 дополнительного соглашения к договору аренды от 20.01.2010).

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0073201:17, согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также документам, находящихся в реестровом деле, мест вид разрешенного использования: «для эксплуатации парка культуры и отдыха, организации отдыха и досуга жителей и гостей г. Ростова-на-Дону, проведения спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и праздничных мероприятий и размещения аттракционов».

На основании распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 03.10.2019 № 1473 памятник советско-болгарской дружбы, установленный на площади имени города «Плевен», передан в оперативное управление Муниципального бюджетного учреждения «Центр по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры города Ростова-на-Дону».

При этом, действительно, на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером действительно расположен игровой комплекс для детей разных возрастных групп, а также расположены аттракционы.

Однако, 15.10.2004 на основании Распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений от 06.10.2004 № 2673, между Департаментом имущественно-земельных отношений т. Ростова-на-Дону (арендодателем) и ООО «МИВ» (арендатором) заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № 26418, согласно условиям которого данный земельный участок используется в целях организации отдыха и досуга жителей и гостей г. Ростова-на-Дону, проведения спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и праздничных мероприятий и размещения аттракционов.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 15 указанного Федерального закона, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и велении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Памятник советско-болгарской дружбы, расположенный в парке имени города «Плевен» города Ростова-на-Дону, согласно сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не является объектом культурного наследия.

Обзор и доступ к памятнику советско-болгарской дружбы, расположенному в парке имени города «Плевен» города Ростова-на-Дону, не ограничен.

Причем указанный выше земельный участок не находится в охранной зоне, согласно сведениям содержащимся в ЕГРН, иные ограничения и обременения земельного участка - отсутствуют.

Таким образом, суд, соглашаясь с доводами представителя ответчика ФИО2, учитывая вышеизложенное, приходится к выводу о том, что размещение аттракционов на земельным ветке с соответствующим видом разрешенного использования не может нарушать каких-либо прав истца ФИО3, в том числе на доступ к памятнику советско-болгарской дружбы, на территории парка культуры и отдыха имени города «Плевен», учитывая то обстоятельство, что данный памятник не является объектом культурного наследия.

Доводы истца ФИО3 о том, что его право, гарантированное ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, на доступ к культурным ценностям, нарушено в виду размещения ответчиком аттракционов напротив памятника советско-болгарской дружбы, которые полностью закрывают обзор на данный памятник, не подтверждены какими-либо доказательствами, отвечающими требованиям процессуального закона об их относимости, допустимости и достоверности, а также являются предметом его субъективной оценки, а также несогласия с расположением игрового комплекса в близи памятника советско-болгарской службы, что не может являться основанием для демонтажа возведенных аттракционов и удовлетворения иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к ООО «МИВ» о признании незаконным возведение аттракционов на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, расположенных напротив памятника советско-болгарской дружбы, на территории парка культуры и отдыха имени города «Плевен» и возложении обязанности произвести демонтаж аттракционов на данном земельном участке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.С. Глебкин

Мотивированное решение составлено 05 марта 2022 года