ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5604/2021 от 01.11.2021 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0038-01-2020-007452-20

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2021 г. г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,

при секретаре Ломакиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5604/2021 по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о сносе самовольной постройки

УСТАНОВИЛ:

Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в Кировский районный суд г. Самары с исковым заявлением к ФИО1 о сносе самовольной постройки.

Свои требования истец мотивирует тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 1830 кв. м, расположенный адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - садовый участок, под садоводство. В ходе внеплановой документальной/выездной проверки, по распоряжению Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от ***, инспектором муниципального земельного контроля (рейдового) осмотра в рамках муниципального земельного контроля, консультантом отдела земельного контроля Администрации Т.О.В. было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1830 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, расположено трехэтажное здание гостиничного комплекса <данные изъяты>, к которому пристроен комплекс одноэтажных зданий. Фактическая площадь земельного участка, занимаемая гостиничным комплексом, составляет 958 кв.м. В ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объекты капитального строительства, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Из открытых Интернет-источников следует, что <данные изъяты> является на момент подачи искового заявления заведением для отдыха граждан, которое находится по адресу: <адрес>, из анализа отзывов размещенных в сети интернет следует, что граждане пользуются услугами бани и сауны в настоящее время. Кроме того, в ходе проведенных измерений инспектором муниципального земельного контроля установлено, что истцом используется земельный участок, ориентировочной площадью 245 кв.м., без оформленных прав на землю примыкающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером . Уведомлением о выявлении самовольной постройки от ***, акт проверки муниципального земельного контроля от *** с приложенными документами был направлен Администрацией в адрес Департамента для проведения работы в отношении указанного капитального объекта в соответствии со статьей 55.32 ГрКРФ. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, указанные земельные участки находятся в территориальной зоне Р-3 (зона природных ландшафтов) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от *** (далее - Правила). Использование испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленным для территориальной зоны Р-3. Основные разрешенные виды использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3): лесопарки, лугопарки; прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе. Размещение трехэтажного здания с пристроями, используемого под банно-гостиничный комплекс «Village house», не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Р-3, что свидетельствует о нарушении ответчиком правил градостроительного зонирования. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения садоводства. Таким образом, использование указанного земельного участка для размещения спорного объекта свидетельствует также о нецелевом использовании земельного участка. Строительство спорного объекта капитального строительства осуществлено ответчиком без разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию без проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, а также в отсутствие документов, подтверждающих возможность строительства спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером . Более того, согласно сведениям из ИСОГД земельные участки расположены в границах зон с особыми условиями использования территории: охранная зона транспорта (63:00-6.109); приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безымянка) (63.00.2.137). На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Таким образом, отсутствие разрешительной документации на спорный объект капитального строительства свидетельствует о самовольной постройке, то есть постройке, возведенной на земельном участке, без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных норм и регламентов, строительных норм и правил. Кроме того, принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок, занимаемый самовольной постройкой, расположен в пределах 30-ти-150-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесничества, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от ***. Таким образом, спорный объект самовольного строительства был возведен с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, при отсутствии разрешения на строительство с нарушением вида разрешенного использования и целевого назначения земельного участка с кадастровым номером . Следовательно, возведением самовольной постройки и самовольным занятием земельного участка, площадью 245 кв. м. государственная собственность на который не разграничена, нарушены права и законные интересы органов местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, распоряжение земельными участками, государственнаясобственность на которые не разграничена, а также публичные интересы. С учетом изложенного Департамент градостроительства городского округа Самара просит суд признать самовольной постройкой объект капитального строительства - капитальное нежилое здание: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Обязать ФИО1 осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного капитального нежилого здания: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу. Обязать ФИО1 освободить за свой счет, путем сноса самовольно возведенного капитального нежилого здания: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, дополнительно используемую без законных оснований часть земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 245 кв.м, используемую совместно с земельным участком с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос самовольной постройки, с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

В судебное заседание представитель истца, надлежащим образом, извещенный о дате судебного заседания в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое в свое отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причины неявки суд не уведомил.

Согласно ч.1 ст.113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии со ст.35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно п.1 ст.165.1 ГК Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Верховный Суд Российской Федерации в пп. 67 - 68 Постановления Пленума от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Статья 165.1 ГК Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При этом неявка ответчика в почтовое отделение за получением заказной корреспонденции на ее имя является выражением воли последней, и свидетельствует об уклонении от извещения о времени и месте рассмотрения дела в суде, при таких обстоятельствах с учетом положений ст.165.1 п.1 ГК РФ извещение считается доставленным адресату.

Возвращенная в адрес суда корреспонденция, неполученная ответчиком, неоднократно не явившегося в почтовое отделение, свидетельствует о том, что ответчик тем самым выразила свою волю на отказ от получения судебных повесток, что приравнивается к надлежащему извещению (ст.117ГПК РФ).

Судом были предприняты все возможные меры по извещению ответчика.

С учетом изложенного, исходя из положений ст.ст. 117, 118 ГПК РФ, ответчик о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщила, письменных ходатайств об отложении дела слушанием с приложением документов, свидетельствующих об уважительности неявки в судебное заседание не подавала, при таких обстоятельствах в соответствии с положениями п.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Рассмотрение дела судом в отсутствие ответчика отвечает задачам гражданского судопроизводства, состоящим в правильном и своевременном рассмотрении и разрешении гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан (ст.2ГПК РФ), а также требованиям ст.12 ГПК РФ, в соответствии с которыми, суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, и не может свидетельствовать о нарушении прав ответчика.

Определением суда от *** дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке согласно пункту 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Согласно пункту 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления городского округа обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными -требованиями при получении, в том числе от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из положений статей 40, 41 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка.

В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Установлено в судебном заседании, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 1830 кв. м, расположенный адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - садовый участок, под садоводство.

Распоряжением Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от *** о проведении внеплановой документарной/выездной проверки инспектором муниципального земельного контроля (рейдового) осмотра в рамках муниципального земельного контроля, консультантом отдела земельного контроля Администрации Т.О.В. была проведена проверка земельного участка с кадастровым номером , площадью 1830 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки, было установлено, что на вышеуказанном земельном участке, расположено трехэтажное здание гостиничного комплекса <данные изъяты>, к которому пристроен комплекс одноэтажных зданий. Фактическая площадь земельного участка, занимаемая гостиничным комплексом, составляет 958 кв.м. В ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объекты капитального строительства, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

Из открытых Интернет-источников следует, что <данные изъяты> является на момент подачи искового заявления заведением для отдыха граждан, которое находится по адресу: <адрес>, из анализа отзывов размещенных в сети интернет следует, что граждане пользуются услугами бани и сауны в настоящее время.

Кроме того, в ходе проведенных измерений инспектором муниципального земельного контроля установлено, что истцом используется земельный участок, ориентировочной площадью 245 кв.м, без оформленных прав на землю примыкающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером .

Уведомлением о выявлении самовольной постройки от ***, акт проверки муниципального земельного контроля от *** с приложенными документами был направлен Администрацией в адрес Департамента для проведения работы в отношении указанного капитального объекта в соответствии со статьей 55.32 ГрК РФ.

Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, указанный земельный участок находится в территориальной зоне Р-3 (зона природных ландшафтов) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61.

Использование испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленным для территориальной зоны Р-3.

Основные разрешенные виды использования земельных участков в зоне природных ландшафтов (Р-3): лесопарки, лугопарки; прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.

В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Однако размещение трехэтажного здания с пристроями, используемого под банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, не относится к основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Р-3, что свидетельствует о нарушении ответчиком правил градостроительного зонирования.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0211001:1159 отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения садоводства. Таким образом, использование указанного земельного участка для размещения спорного объекта свидетельствует также о нецелевом использовании земельного участка.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 09.06.2015 № 18-КГ 15-65, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее (Определение Судебной коллегии но гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.06.2015 № 18-КГ15-65). В соответствии с положениями пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным кодексом подготовка проекта планировки территории и проектамежевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Разрешение на строительство дает право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Спорный объект капитального строительства не входит в перечень объектов, в отношении которых не требуется выдачи разрешения на строительство (пункт 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительногоплана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 данной статьи.

Спорный объект недвижимости не подпадает под вышеуказанные исключительные случаи.

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1 «О принятии Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области» государственная инспекция строительного надзора Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории области, организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, а также организацию и проведение расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Учитывая изложенное, проектная документация на строительство спорного объекта подлежала экспертизе, а осуществление строительства спорного объекта недвижимости было поднадзорно государственной инспекции строительного надзора Самарской области.

Таким образом, строительство спорного объекта капитального строительства осуществлено ответчиком без разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию без проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, а также в отсутствие документов, подтверждающих возможность строительства спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером .

Также согласно сведениям из ИСОГД земельные участки расположены в границах зон с особыми условиями использования территории: охранная зона транспорта (63:00-6.109); приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безымянка) (63.00.2.137).

На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектовнедвижимости и осуществления экономической и иной деятельности всоответствии с Воздушным кодексом РФ.

В соответствии с п.2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

Кроме того в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса РФ установлены категории приаэродромной территории. Для приаэродромной территории могут устанавливаться до 7 подзон. В подзонах 1-2 строительство не аэродромных объектов запрещается. В подзонах 3-7 строительство разрешено, но какое конкретно определяет администрация аэродрома.

Таким образом, отсутствие разрешительной документации на спорный объект капитального строительства свидетельствует о самовольной постройке, то есть постройке, возведенной на земельном участке, без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных норм и регламентов, строительных норм и правил.

Кроме того, принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок, занимаемый самовольной постройкой, расположен в пределах 30-ти 150-ти) метровой зоны от границы лесов Самарского лесничества, установленных з соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 № 462.

Согласно пункту 4.14 положениям СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1-.04.2013 № 288 противопожарные расстояния от границ застройки городскихпоселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть неменее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-,двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственныхпостроек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков долесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Кроме того, в силу статьи 36, пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарным разрывом является нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 123-Ф3 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

По смыслу статей 2, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаются в подтверждение того обстоятельства, что указанный объект не представляет какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан.

В данном случае спорный объект не может считаться возведенным ссоблюдением градостроительного и строительного законодательства, а,следовательно, не может быть признан не создающим угрозу жизни издоровью граждан. Доказательств обратного ответчиком ФИО1 суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Любое лицо, права и охраняемые законом интересы которого нарушаются сохранением самовольной постройки, а также уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ вправе обратиться в суд с требованием о сносе самовольной постройки, на что указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22.

В соответствии с положениями подпункта г пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Самарской области (принят Решением Думы уродского округа Самара от 10.07.2006 № 294) для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент наделен полномочиями заинтересованного органа местного самоуправления городского: круга по вопросам градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательнымитребованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных данным кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной. постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам застройки, осуществившим ее лицом либо за его счет.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. В соответствии с указанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах; права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следовательно, возведением самовольной постройки и самовольным занятием земельного участка, площадью 245 кв.м. государственная собственность на который не разграничена, нарушены права и законные интересы органов местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также публичные интересы.

Таким образом, спорный объект самовольного строительства был возведен с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, при отсутствии разрешения на строительство с нарушением вида разрешенного использования и целевого назначения земельного участка с кадастровым номером .

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению вслучаях самовольного занятия земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении правсобственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре по восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.

Таким образом, суд полагает с учетом норм действующего законодательства заявленные исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара о сносе самовольной постройки, возведенной ФИО1 без получения соответствующих разрешений, на земельном участке в отсутствие вида разрешенного использования, а также без проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в отсутствие документов, подтверждающих возможность строительства спорного объекта обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определенном ст. 333.19 НК РФ – <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о сносе самовольной постройки удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства - капитальное нежилое здание: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО1 осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного капитального нежилого здания: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу.

Обязать ФИО1 освободить за свой счет, путем сноса самовольно возведенного капитального нежилого здания: банно-гостиничный комплекс <данные изъяты>, дополнительно используемую без законных оснований часть земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 245 кв.м, используемую совместно с земельным участком с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос самовольной постройки, с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную госпошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021 г.

Судья - Л.Н. Мячина