ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5607/12 от 18.10.2012 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-5607/12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Симон Н.Б.

при секретаре: Церковной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Администрации Центрального района г.Барнаула об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Центрального района г. Барнаула об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения. В обоснование требований указала, что ею как собственником изолированного жилого помещения в многоквартирном доме по адресу .... было подано в администрацию Центрального района г. Барнаула на согласование заявление о переустройстве и перепланировке указанного жилого помещения, по форме утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 с приложением документов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Центрального района г. Барнаула в согласовании указанного заявления было отказано, со ссылкой на нормы ЖК РФ, регламентирующие перевод жилого помещения в нежилое, а также на то обстоятельство, что документы, необходимые для осуществления перевода предоставлены не в полном объеме. Указанный в ст. 26 ЖК РФ перечень документов является исчерпывающим, кроме того орган осуществляющий согласование не вправе требовать представление других документов кроме документов установленных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Согласно экспертному исследованию от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> работы по устройству отдельного входа в .... относятся к перепланировке, переустройству. Считает отказ в согласовании заявления о переустройстве и перепланировке жилого помещения необоснованным, поскольку на согласование администрации Центрального района г. Барнаула вопрос о переводе жилого помещения в нежилое не ставился, следовательно, нормы ст. 23 ЖК РФ на которые ссылается администрация применены быть не могут. Требование администрации Центрального района г. Барнаула, касающееся предоставления договора на осуществление авторского и/или технического надзора, как обязательной части проектной документации осуществления перепланировки и переустройства, является незаконным и противоречащим требованиям жилищного законодательства. В обжалуемом решении администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ содержатся нормы ст. 36 ЖК РФ и ст. 247 ГК РФ, касающиеся режима общей долевой собственности имущества в многоквартирном доме, согласно которым документы поданы не в полном объеме. Указанные нормы не применимы к данной ситуации, поскольку как следует из ст. 2 приложения 1 «Порядок рассмотрения документов, предоставленных для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» к постановлению администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме должно быть получено, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме. Как следует из экспертного исследования размер общего имущества в многоквартирном .... в результате произведенных работ по перепланировке и переустройству квартиры не уменьшится. Заявитель просила признать решение администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании заявления о переустройстве и перепланировке необоснованным и незаконным.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представитель ФИО2 на требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении.

Заявитель ФИО1 пояснила, что является собственником квартиры по ...., намерена была перевести данное помещение в нежилое и организовать магазин <данные изъяты>. В связи, с чем обратилась с документами в комитет по архитектуре, где сказали, что не хватает поэтажного плана и согласие собственников в размере 75%, а также необходимо утвердить проект в обществе инвалидов. После сказали, что необходим проект благоустройства ближайшей территории и 100% согласие собственников жилого дома. После чего было подано заявление о проведении перепланировки. Планируется сделать отдельный вход. Фактически помещение будет использовано в дальнейшем как нежилое.

Представитель заявителя пояснила, что в данном случае речь не идет о переводе в нежилое помещение. Изначально планировалось сделать в спорном помещении магазин <данные изъяты>, но возникли сложности при оформлении. После проведения перепланировки, планирует вновь обратиться в администрацию.

Представитель администрации Центрального района г. Барнаула в судебном заседании с требованиями не согласился.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, назначение помещения по адресу: .... - жилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения с приложением свидетельства о государственной регистрации права, проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, технического паспорта переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, экспертного исследования.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Центрального района г. Барнаула ФИО1 дан ответ о том, что работы по смене назначения помещения регламентируются ст. 23 ЖК РФ. Проект переустройства и (или) перепланировки при переоборудовании помещения является одним из обязательных документов, представляемых в орган местного самоуправления. Указанная проектная документация разрабатывается с учетом требований санитарно-технических норм и правил, и осуществление перепланировки и (или) переоборудования с отступлением от требований проекта может создать угрозу жизни и здоровью граждан, в связи, с чем договор на осуществление авторского и / или технического надзора является неотъемлемой частью проекта переустройства.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности как общие помещения, предназначенные для обслуживания жилого дома, инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающее жилой дом, так и несущие конструкции дома. Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по согласованию всех участников. Документы представлены не в полном объеме.

Из буквального толкования названного ответа следует, что администрацией Центрального района г.Барнаула решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства помещения принято не было. В ответе содержится информация, разъясняющего характера.

Действительно, в силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для перевода жилого помещения в нежилое, а также основания для переустройства и перепланировки жилого помещения.

В силу ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения - изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 23 Кодекса регламентирует перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет ряд документов.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Анализируя в своей совокупности указанные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что перепланировка и переустройства как самостоятельные действия возможно осуществить только в случае если в результате указанных действий не будет изменено назначение помещения как жилого.

В случае, если в результате осуществления перепланировки и переустройства целевое назначение жилого помещения будет изменено на нежилое, то осуществление перепланировки и переустройства возможно только в рамках перевода жилого помещения в нежилое.

Как следует из представленных материалов, а также пояснений ФИО1 в судебном заседании назначение принадлежащего ей жилого помещения планируется изменить на нежилое и использовать в дальнейшем данное помещение под магазин <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений прав заявителя со стороны администрации Центрального района г.Барнаула, связанных с разъяснением заявителю необходимости предоставления определенных законом документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 об оспаривании решения Администрации Центрального района г.Барнаула об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Н.Б. Симон