ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5607/18 от 14.12.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

14 декабря 2018 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.В.

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора к филиалу государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта <адрес> «МОСТРАНСАВТО» Автоколонна , ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» об обязании устранения нарушений законодательства о гражданской обороне,

установил:

На территории Автоколонны расположено защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для укрытия персонала, которое находится в ненадлежащем состоянии. В ходе прокурорской проверки установлено, что защитное сооружение находится в ненадлежащем состоянии, не обеспечено надлежащее функционирование в соответствии с требованием п.10 постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных сооружений гражданской обороны». В обосновании иска указано, что состояние этого объекта не отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода укрытиям. Бездействием ответчика в виде непринятия мер по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

Балашихинский городской прокурор просит суд обязать ответчиков устранить нарушения.

Представитель Балашихинской городской прокуратуры ФИО2 в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель филиала государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта <адрес> «МОСТРАНСАВТО» Автоколонна в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался.

Представители ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» в судебное заседание явились, просили в иске отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела, ответчик в них указал, что согласно пункту 2 раздела III приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее -Постановление ) исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях к Постановлению N 3020-1 прямо не поименованы.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Согласно статье 1 Федерального закона № 28-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Таким образом, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, защитные сооружения гражданской обороны могут быть расценены как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, пункт 2 раздела III приложения к Постановлению подлежит применению, в том числе, в отношении спорного объекта.

В соответствии с п. 1 Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к Федеральной собственности.

Поскольку собственником спорного объекта является Российская Федерация и сведений о его нахождении на балансе иного субъекта гражданского оборота не имеется, то соответствующее бремя содержания имущества несет Российская Федерация, действуя посредством своих полномочных федеральных органов исполнительной власти в области управления федеральной собственностью

Третье лицо Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> в судебное заседание явился, просил в иске отказать, по основаниям, указанным в отзыве ответчиком.

Третье лицо Министерство имущественных отношений <адрес> о слушании дела извещено, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явилось, направило отзыв, в котором сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета федерального имущества» территориальное управление осуществляет учет федерального имущества в Реестре федерального имущества (РФИ). Защитное сооружение по адресу: <адрес>, учитывается в РФИ (РНФИ В13510044763) Территориального управления на основании п.3 постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственностью ЗС ГО, введенные до ДД.ММ.ГГГГ независимо от того на чьем балансе они находятся, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов, относятся к федеральной собственности и результатов проведенной в 2013-2014 году инвентаризации в рамках поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-1049, заместителя Председателя Правительства РФ ФИО3 №РД-П4-208сс, Концепцией государственного управления сетью защитных сооружений гражданской обороны на период до 2018 года и ГУ МЧС России по <адрес>. Данное ЗС ГО на праве хозяйственного ведения ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» не передавалось в связи с тем, что учредителем предприятия является Министерство имущественных отношений <адрес>. Согласно паспорту убежища данное убежище эксплуатируется ГУП МО «МОСТРАНСАВТО», таким образом, предприятие несет бремя по его содержанию и сохранности не зависимо от наличия договора.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Суду представлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия) по адресу: <адрес> (л.д.13-14). В графе кому принадлежит (к какому предприятию приписано убежище) указано ГУП МО «Мострансавто» Филиал автоколонны . Дата приемки в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленной копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ-АГN 544833, помещение назначение: нежилое, общей площадью 2 800,1 кв.м., этаж 1,2,3,подвальный, по адресу: <адрес>, пом. 002, находится в собственности <адрес> (л.д.64).

В соответствии с представленной копией свидетельства о государственной регистрации права 50-АДN 617 683 (k/l/65), на основании договора о закреплении за предприятием пассажирского автомобильного транспорта государственного имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение, общей площадью 2 800,1 кв.м., этаж 1,2,3 подвальный, по адресу: <адрес>, пом. 002, на праве хозяйственного ведения принадлежит Государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта «МОСТРАНСАВТО».

На балансе ГУП МО «МОСТРАНАВТО» защитное сооружение не стоит.

Договор на обслуживание защитного сооружения с ГУМ МО «МОСТРАНАВТО» не заключался.

Согласно письму Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ защитное сооружение – убежище, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес> не значится.Судом получена выписка из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение с кадастровым номером 50:15:0010302:144 площадью 2800,1 кв.м. по адресу: МО <адрес>, пом. 002 снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что нежилое помещение снято с кадастрового учета на основании заявления Министерства имущественных отношений, основание снятия – образование двух помещений с кадастровыми номерами 50:15:0010302:216, 50:15:0010302:217.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в отзыве указывает, что защитное сооружение по адресу: <адрес>, учитывается в РФИ (РНФИ В13510044763) Территориального управления на основании п.3 постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственностью ЗС ГО, введенные до ДД.ММ.ГГГГ независимо от того на чьем балансе они находятся, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов, относятся к федеральной собственности и результатов проведенной в 2013-2014 году инвентаризации в рамках поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-1049, заместителя Председателя Правительства РФ ФИО3 №РД-П4-208сс, Концепцией государственного управления сетью защитных сооружений гражданской обороны на период до 2018 года и ГУ МЧС России по <адрес>. Данное ЗС ГО на праве хозяйственного ведения ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» не передавалось, в связи с тем, что учредителем Предприятия является Министерство имущественных отношений <адрес>.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на его собственника.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

По мнению суда, убежище, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 002, относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, поэтому исковые требования к указанным прокурором ответчикам не правомерны.

Доказательств передачи защитного сооружения на техническое обслуживание ответчикам, доказательств перераспределения расходных обязательств публичных образований для осуществления полномочий собственника иными лицами не имеется.

Перечисленные основания являются основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Балашихинскому городскому прокурору к филиалу государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта <адрес> «МОСТРАНСАВТО» Автоколонна , ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» об обязании устранения нарушений законодательства о гражданской обороне отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Захарова Е.В.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Захарова Е.В.