ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-560/2010 от 08.12.2010 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чунский районный суд в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чунского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прав и законных интересов несовершеннолетних к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная клубная система Чунского района» о приостановлении деятельности здания Октябрьского досугового центра, к Администрации Чунского районного муниципального образования о возложении обязанности на администрацию Чунского районного муниципального образования принять меры по финансированию затрат необходимых для устранения нарушений требований Федерального Закона « О пожарной безопасности» в здании Октябрьского досугового центра,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Чунского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прав и законных интересов несовершеннолетних к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная клубная система Чунского района», администрации Чунского районного муниципального образования о приостановлении деятельности здания Октябрьского досугового центра, о возложении обязанности на администрацию Чунского районного муниципального образования принять меры по финансированию затрат необходимых для устранения нарушений требований Федерального Закона « О пожарной безопасности» в здании Октябрьского досугового центра, указав, что прокуратурой Чунского района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в помещении здании Досугового Центра п. Октябрьский, расположенного по адресу: п. Октябрьский, <адрес>, закрепленном на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением культуры «Централизованная клубная система Чунского района». В ходе проверки были выявлены нарушения требований ФЗ «О пожарной безопасности», ст.52,54 Федерального Закона № 123 от 22 июля 2008 года « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 14 табл. № 1 п.9 норм пожарной безопасности « Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 1.4 табл. № 1, п.5.1 табл. № 2 п. № 9 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях», а именно: здание не оборудовано автоматической установкой обнаружения пожара - автоматической установкой пожарной сигнализации с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара по второму типу / звуковое оповещение, табло «Выход»/, не проведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования. В соответствии с уставными видами деятельности в помещении досугового центра организуются и проводятся концерты, спектакли, театрально-зрелищные и детские мероприятия, организуется досуг различных групп населения, проводятся вечера отдыха, дискотеки, молодежные балы, театрализованные праздники, организуется и проводится работа коллективов студий, кружков художественного творчества, народных театров, музеев, любительских объединений и клубов. Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности являются не допустимыми при осуществлении Муниципальным учреждением культуры «Централизованная клубная система Чунского района» в помещении здания Досугового Центра п. Октябрьский основных задач и видов деятельности, определенных Уставом учреждения. Несвоевременное обнаружение пожара, несвоевременное оповещение людей, находящихся в досуговом центре службы МЧС ведет к задымлению помещения Досугового Центра, несвоевременной эвакуации людей из здания, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а так же тяжкие последствия, в том числе многочисленные жертвы, что является недопустимым. В соответствии со ст.36 ФЗ « О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Нарушения, выявленные в результате проверки до настоящего времени не устранены. Досуговый Центр п. Октябрьский является объектом с массовым пребыванием людей и осуществляет свою деятельность с нарушениями требований пожарной безопасности: отсутствует автоматическая установка обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара по второму типу /звуковое оповещение, табло «выход»/, может повлечь несвоевременную эвакуацию людей, в том числе персонала и несовершеннолетних посетителей, привести к тяжким последствиям, в том числе гибели людей. Одной из причин нарушения требований пожарной безопасности является недофинансирование. Муниципальное учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» является бюджетным учреждением и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства финансируется исключительно из средств местного бюджета. Нарушая федеральное законодательство о пожарной безопасности, администрация Чунского районного муниципального образования, МУК «ЦКС Чунского района» нарушают права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, предусмотренное ст. 44 Конституции РФ. Осуществляя свою деятельность в здании Досугового Центра п. Октябрьский с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, юридическое лицо Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система Чунского района», администрация Чунского районного муниципального образования ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних школьников. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ деятельность, которая угрожает причинением вреда /создаст угрозу/ подлежит приостановлению в судебном порядке. Просит приостановить осуществление деятельности здания Досугового Центра п. Октябрьский, расположенного по адресу: Иркутская область, п. Октябрьский, <адрес> до устранения нарушений требований пожарной безопасности изложенных в акте № 128 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 12 августа 2010 года территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району, обязать администрацию Чунского районного муниципального образования принять меры по финансированию затрат необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности от 12 августа 2010 года территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, прокурор Чунского района уточнил свои исковые требования, просил приостановить осуществление Муниципальным учреждением культуры «Централизованная клубная система Чунского района» эксплуатации здания Досугового Центра п. Октябрьский расположенного по адресу: Чунский район п. Октябрьский, <адрес> до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно: до оборудования здания автоматической установкой обнаружения пожара АУПС /автоматическая установка пожарной сигнализации/ с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, до оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара по второму типу /звуковое оповещение, табло «Выход»/, до проведения в здании досугового центра измерения сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования, обязать администрацию Чунского районного муниципального образования принять меры по финансированию затрат необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности в помещении здания Досугового Центра п. Октябрьский, а именно: для оборудования здания автоматической установкой обнаружения пожара АУПС /автоматическая установка пожарной сигнализации/ с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, для оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара по второму типу /звуковое оповещение, табло «Выход»/, для проведения в здании досугового центра измерения сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования.

Помощник прокурора Чунского района Когут М.А. требования прокурора Чунского района поддержал в полном объеме пояснив, что требования, заявленные прокурором района, являются обоснованными, поскольку непринятие мер по приостановлению осуществления деятельности здания Досугового Центра п. Октябрьский может повлечь нежелательные последствия, может быть причинен вред здоровью гражданам, посещающим здание досугового центра, а также могут быть многочисленные жертвы. Администрация Чунского районного муниципального образования обязана, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также Устава Чунского районного муниципального образования выделить денежные средства для устранений нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании досугового центра. Просил требования прокурора Чунского района удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Муниципального учреждения культуры «Централизованная клубная система Чунского района» директор Лабинцева А.П., действующая на основании распоряжения мэра Чунского района о назначении на должность требования прокурора Чунского района не признала и пояснила, что на шестой сессии Чунской районной Думы пятого созыва от 15 марта 2006 года была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях культуры Чунского района на 2006-2010 годы». Основанием для разработки программы послужило несоответствие обеспечения существующим нормам пожарной безопасности в учреждениях культуры. В рамках программы было запланировано финансирование со стороны Чунского районного муниципального образования в сумме 1 948 000 рублей, в том числе 98 000 рублей - собственные средства учреждений культуры района. В рамках программы Чунским районным муниципальным образованием были выделены денежные средства: 2007 год - 73 000 рублей; 2008 год - 195 000 рублей; 2009 год - 69 000 рублей; 2010 год - 6 000 рублей. Указанные денежные средства были освоены в полном объеме. В соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» ею, заведующей Октябрьским досуговым центром Б. проводятся мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности. Однако оборудовать здание автоматической установкой обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара по второму типу /звуковым оповещением, табло «Выход»/ они не имеют возможности в связи с недофинансированием со стороны Чунского районного муниципального образования. Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система Чунского района», Досуговый Центр не имеют возможности изыскать необходимые денежные средства для оборудования автоматической установкой обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара по второму типу /звуковым оповещением, табло «Выход»/. Вместе с тем, ими предпринимаются меры к усилению мер по противопожарной безопасности. Октябрьский Досуговый Центр полностью укомплектован первыми средствами пожаротушения, порошковыми огнетушителями, пожарными знаками. В 2010 году за счет собственных средств проведен ремонт системы электроснабжения. В качестве оповещения людей о пожаре в коридоре установлен электрический звонок. Каждый сотрудник знает свои обязанности, каждый сотрудник закреплен за конкретным помещением. В связи с предписанием территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району проведены замеры сопротивления изоляции и заземляющих устройств. Составлены планы противопожарных мероприятий на 2010-2011 годы. Установка автоматической пожарной сигнализации запланирована на 2011 год. Постановлением мэра «Об утверждении муниципальной целевой программы « Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях культуры Чунского района на 2011-2013 годы», утверждена целевая программа « Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях культуры Чунского района на 2011-2013 годы». В рамках этой программы предусмотрено оборудование учреждений культуры средствами обнаружения пожара, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара по третьему типу / речевое оповещение, табло «Выход»/, а также ряд других мероприятий. Объем финансирования в рамках программы -2 100 000 рублей за счет бюджетных средств, в том числе 200 000 рублей за счет собственных средств учреждений культуры. Составляется смета на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. В здании досугового центра проводятся различные массовые мероприятия, организуется досуг для различных групп населения, организуется и проводится работа коллективов студий, кружков, любительских объединений, проводятся молодежные дискотечные вечера. Приостановление деятельности досугового центра приведет к понижению качества жизни населения, жители п. Октябрьский останутся без очага культуры. Среди молодежи возрастет преступность, наркомания, алкоголизм, так как молодежи негде будет проводить свободное время. Жители поселка будут лишены культурно развиваться, удовлетворять свои индивидуальные общественные потребности и интересы. Работники досугового центра останутся без работы. Здание останется без обслуживания и охраны. Оно может прийти в негодность, его могут разграбить, так как в ближайшее время установить автоматическую сигнализацию нет возможности из-за отсутствия финансирования. Просила отказать в удовлетворении требований истца, предоставить время для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Представитель Администрации Чунского районного муниципального образования, действующая на основании доверенности на имя Смирновой М.В. требования прокурора Чунского района не признала и пояснила, что действительно, согласно нормам законодательства о пожарной безопасности, здание Октябрьского досугового центра должно быть оборудовано автоматической установкой обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Установка указанного оборудования является дорогостоящим мероприятием. В целом по району необходимо не менее 1000 000 рублей. Бюджет Чунского района является дотационным. При низкой собираемости налогов, поступающих в бюджет Чунского района нет возможности выделить денежные средства, необходимые для установки систем в 2010 году. Однако в настоящее время Мэром Чунского района утверждено постановление « Об утверждении муниципальной целевой программы « Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях культуры Чунского района на 2011 -2013 годы». В рамках программы объем финансирования за счет бюджетных средств составит 2 100 000 рублей. В начале 2011 года будут заключаться договора на установку автоматических сигнализаций и работы будут профинансированы. В марте 2011 года здание досугового центра будет оборудовано автоматической установкой обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Просит требования истца оставить без удовлетворения, в случае приостановления эксплуатации здания просит разрешить доступ в здание работников охраны и работников, которые будут устанавливать автоматическую установку обнаружения пожара с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.

Представитель отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району, привлеченный к участию в деле для дачи заключения, в соответствии со ст.47 ГПК РФ, временно исполняющий обязанности начальника Ш., полагает, что требования прокурора Чунского района обоснованны. Приостановление эксплуатации здания необходимо, так как выявленные нарушения противопожарной безопасности являются грубыми. Эксплуатация здания без устранения нарушений невозможна, так как при отсутствии средств защиты пожарной безопасности имеется угроза жизни и здоровья граждан. Установление данного оборудования необходимо для быстрого обнаружения пожара. Считает, что необходимо приостановление эксплуатации здания, однако при этом не исключает возможности доступа в здание работников охраны, с целью обеспечения сохранности здания и недопущения размораживания объекта.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение представителя отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району временно исполняющий обязанности начальника Ш., суд приходит к следующему.

Постановлением мэра Чунского района № 57 от 4 марта 2009 года создано Муниципальное учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» с правами юридического лица. Этим же постановлением утверждена структура учреждения.

В соответствии с утвержденной структурой Октябрьский досуговый центр, расположенный по адресу : п. Октябрьский, <адрес> входит в систему Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района».

Из Устава Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Иркутской области следует, что Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система Чунского района» является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета Чунского района. Учредителем Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района» является администрация Чунского района. Муниципальное учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» объединяет обособленные учреждения культуры. Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система Чунского района» независимо от территориального расположения, входящих в ее состав клубных учреждений, представляет собой структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе единого административного и методического руководства, является головным, объединяет и координирует деятельность всех клубных учреждений района. Муниципальное учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» является юридическим лицом с момента государственной регистрации.

Муниципальное учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Иркутской области 19 мая 2009 года за основным государственным регистрационным номером , что подтверждается свидетельством серии 38 , выданным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Иркутской области.

Согласно распоряжения мэра Чунского района от 9 апреля 2009 года, директором Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района» назначена Лабинцева А.П. с 13 апреля 2009 года.

Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского районного муниципального образования от 15 июня 2009 года № 186 из оперативного управления изъято излишне, неиспользуемое муниципальное имущество, закрепленное ранее за Учреждением «Отдел культуры и молодежной политики администрации Чунского района» согласно приложения № 1, и закреплено на праве оперативного управления за вновь созданным Муниципальным Учреждением культуры «Централизованная клубная система Чунского района», согласно приложения № 2.

В приложении № 1 к указанному постановлению в перечень излишне, неиспользуемого муниципального имущества, изъятого из оперативного управления Учреждения «Отдел культуры и молодежной политики администрации Чунского района» включено здание Октябрьского досугового Центра.

Из акта приема-передачи муниципального имущества от 7 августа 2009 года следует, что Комитет администрации Чунского района по управлению муниципальным имуществом и развитию бизнеса передал Муниципальному учреждению культуры « Централизованная клубная система» объекты недвижимости, в том числе и нежилое помещение, расположенное по адресу: п. Октябрьский, <адрес>.

Постановлением Мэра Чунского района № 409 от 13 сентября 2010 года постановлено Комитету администрации района по управлению муниципальным имуществом и развитию бизнеса передать в оперативное управление с постановкой на баланс Муниципального Учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района» нежилое здание, расположенное по адресу: п. Октябрьский, <адрес>. Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Центру развития творчества детей и юношества, Муниципальному Учреждению культуры « Централизованная клубная система Чунского района» произвести все необходимые действия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, связанные с принятием на баланс указанного здания.

Распоряжением № 52 от 14 сентября 2010 года нежилое здание, расположенное по адресу: п. Октябрьский, <адрес> передано в оперативное управление Муниципальному Учреждению культуры « Централизованная клубная система Чунского района».

Согласно договора о передаче имущества в оперативное управление от 14 сентября 2010 года, заключенного между Комитетом администрации Чунского района по управления муниципальным имуществом и развитию бизнеса и Муниципальным учреждением культуры « Централизованная клубная система Чунского района» нежилое здание, расположенное п. Октябрьский, <адрес> передано в оперативное управление Муниципальному Учреждению культуры «Централизованная клубная система Чунского района».

Из акта приема-передачи муниципального имущества от 14 сентября 2010 года следует, что Муниципальное Учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» приняло объект недвижимости: нежилое здание, расположенное по адресу п. Октябрьский, <адрес>.

Из акта от 14 сентября 2010 года о приеме - передачи имущества / к распоряжению комитета администрации Чунского района по управлению муниципальным имуществом и развитию бизнеса № 52 от 14 сентября 2010 года /, следует, что Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества « Народные ремесла» передало, а Муниципальное Учреждение культуры « Централизованная клубная система Чунского района» приняло нежилое здание, расположенное п. Октябрьский, <адрес>.

Руководителем Октябрьского досугового центра принята Б. / приказ -ЛС от 20 мая 2009 года/.

Статьей 2 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Таким образом, Лабинцева А.П. как директор Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района» несет ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации /ППБ 01-03/, зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003 года за № 4838, которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из акта № 128 проверки соблюдения пожарной безопасности от 12 августа 2010 года в здании Октябрьского досугового центра следует, что при проверке помощником прокурора Чунского района Когут М.А., государственными инспекторами по пожарному надзору территориального отдела ГПН по Чунскому району Ф., Б., при участии Временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Чунского района по пожарному надзору Ш., во исполнения поручения прокурора Чунского района были выявлены нарушения ст.52,54 Федерального Закона № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 14 табл. № 1 п.9 норм пожарной безопасности « Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 1.4 табл. № 1, п.5.1 табл. № 2 п. № 9 норм пожарной безопасности « Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях», а именно, требования пожарной безопасности: здание не оборудовано средствами обнаружения пожара АУПС /автоматической установкой пожарной сигнализации/, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей, в случае пожара по второму типу (звуковое оповещение, табло «Выход»/, не проведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования.

Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" /НПБ 110-03/" утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" /НПБ 110-03/.

Настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения /АУПТ/ и автоматическими установками пожарной сигнализации /АУПС/.

Согласно приложения к Нормам пожарной безопасности «"Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), /Таблица № 1/», здания общественного и административно-бытового назначения входят в перечень зданий подлежащих обязательной защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Следовательно, здание досугового центра подлежит обязательной защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Свидетель Б. пояснила, что она работает руководителем Октябрьского досугового центра с 2009 года. Ранее в этом здании помещался дом детского творчества. С момента поступления на работу, ею совместно с директором Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района», куда они входят, как структурное подразделение проводится работа по устранению нарушений противопожарной безопасности. Здание полностью укомплектовано первыми средствами пожаротушения, порошковыми огнетушителями, пожарными знаками. В 2010 году за счет собственных средств проведен ремонт системы электроснабжения. В качестве оповещения людей о пожаре в коридоре установлен электрический звонок. Имеется запасной выход, который снабжен указателем. Имеется ответственный за противопожарную безопасность. Постоянно проводится инструктаж по противопожарной безопасности. Каждый сотрудник знает свои обязанности в случае возникновения пожара. В связи с предписанием территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району проведены замеры сопротивления изоляции и заземляющих устройств. Составлены планы противопожарных мероприятий на 2010-2011 годы. В здании досугового центра проводятся различные массовые мероприятия, организуется досуг для различных групп населения, организуется и проводится работа коллективов студий, кружков, любительских объединений, проводятся молодежные дискотечные вечера. Досуговый центр является очагом культуры, и закрытие его приведет к росту преступности среди молодежи, возрастет наркомания и пьянство.

Ответчиком Муниципальным учреждением культуры «Централизованная клубная система Чунского района» на момент рассмотрения дела устранены некоторые нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: проведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования, что подтверждается протоколом № 10 от 19 августа 2010 года.

Помощник прокурора Чунского района Когут М.А. в судебном заседании частично отказался от исковых требований, в части приостановление эксплуатации здания до проведения измерений сопротивления изоляции электрических проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования, в части возложения обязанности на Чунское районное муниципальное образование профинансировать проведение измерений сопротивления изоляции проводов и кабелей силового и осветительного электрооборудования.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Досуговый Центр в соответствии с Уставом осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: п. Октябрьский, <адрес>. В здании принимается большое количество граждан, в том числе детей и людей пенсионного возраста, тогда как в здании не установлено необходимое противопожарное оборудование : не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены требования НПБ 110-03 п. 14 и отсутствует система оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 102, что может привести к массовой гибели людей.

В силу ст.12 ГК РФ пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права является одним из способов защиты гражданских прав.

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние граждан, находящихся в нежилом здании Октябрьского досугового центра.

Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу данной статьи, в силу обязательства, возникшего из опасности причинения вреда в будущем, в том числе вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, лицо, которое ее осуществляет или намерено осуществлять, обязано приостановить или прекратить соответствующую деятельность, а лица, для которых существует опасность причинения им вреда в будущем, вправе требовать через суд приостановления или прекращения указанной деятельности.

Основанием возникновения данного обязательства следует признать факт появления опасности причинения вреда в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения либо иной производственной деятельностью. В результате возникновения опасности причинения вреда в будущем возникает обязательство по его предупреждению, элементами которого, как и любого другого гражданско-правового обязательства, являются стороны, содержание /права и обязанности сторон/ и объект /предмет/.

Осуществление ответчиком своей деятельности в здании, где имеются грубейшие нарушения требований противопожарной безопасности, предусмотренных ФЗ « О пожарной безопасности», заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, и поэтому имеется необходимость запрещения эксплуатации здания Досугового центра п. Октябрьский, так как и дальнейшее эксплуатирование здания Досугового Центра может привести к негативным последствиям, массовой гибели людей, так как несвоевременное обнаружение пожара, несвоевременное оповещение людей, находившихся в здании дома культуры, а также несвоевременный вызов пожарной службы, может привести к несвоевременной эвакуации людей из здания.

Также подлежат удовлетворению и требования прокурора района о понуждении ответчика администрацию Чунского районного муниципального образования принять меры по финансированию затрат необходимых для указанных устранения нарушений.

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

Аналогичные требования закреплены и в ст.6 Устава Чунского районного муниципального образования.

Кроме того в ст.9 Устава Чунского районного муниципального образования указано, что, органы местного самоуправления Чунского района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных Чунскому району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Собственные материальные ресурсы и (или) финансовые средства Чунского района могут использоваться в случае недостаточности выделенных Чунскому району в соответствии с федеральными законами или законами области материальных ресурсов и (или) финансовых средств. Такое использование осуществляется на основании правового акта мэра района определяющего допустимый предел использования указанных средств и (или) ресурсов и не противоречащего порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определенным районной Думой и (или) нормативному правовому акту о бюджетном процессе в Чунском районе, принимаемому районной Думой.

Статьей 36 Устава Чунского районного муниципального образования предусмотрено, что к полномочиям администрации района относится формирование, исполнение местного бюджета, а также осуществление управления муниципальными предприятиями и учреждениями.

Следовательно, Чунское районное муниципальное образование обязано профинансировать мероприятия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Учитывая выше изложенное, а также то, что здание Октябрьского досугового центра до настоящего времени не защищено автоматической установкой пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, что может привести к массовой гибели людей, суд приходит к выводу, что требования прокурора Чунского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Чунского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прав и законных интересов несовершеннолетних к Муниципальному учреждению культуры « Централизованная клубная система Чунского района» о приостановлении осуществления деятельности Муниципального учреждения культуры « Централизованная клубная система Чунского района» по эксплуатации здания Октябрьского досугового центра в связи с нарушениями пожарной безопасности, к Администрации Чунского районного муниципального образования о возложении обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, удовлетворить.

Приостановить осуществление деятельности Муниципального учреждения « Централизованная клубная система Чунского района» по эксплуатации здания Досугового Центра п. Октябрьский, расположенного по адресу: п. Октябрьский, <адрес> до устранения нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в акте от 12 августа 2010 года территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району до оборудования здания средствами обнаружения пожара АУПС /автоматическая установка пожарной сигнализации/ с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонал, до оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией людей, в случае пожара по второму типу / речевое оповещение, табло «Выход»/, с допуском в здание Досугового Центра работников по охране здания и работников для установления оборудования средств обнаружения пожара АУПС системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Обязать администрацию Чунского районного муниципального образования в срок до 1 марта 2011 года принять меры по финансированию затрат необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании Досугового Центра п. Октябрьский, расположенном по адресу: п. Октябрьский, <адрес>, изложенных в акте от 12 августа 2010 года территориального отдела государственного пожарного надзора по Чунскому району - по оборудованию здания автоматической установкой обнаружения пожара АУПС / автоматической установкой пожарной сигнализации/, с выводом тревожного сигнала на контрольный прибор в комнату с круглосуточным пребыванием дежурного персонал, по оборудованию здания системой оповещения и управления эвакуацией людей, в случае пожара по второму типу / речевое оповещение, табло «Выход»/.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий