РЕШЕНИЕ
/заочное/
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 08 апреля 2013 года
Орджоникидзевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Жарковой А.И.
при секретаре Дектеревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел №... по иску Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Благотворительному Фонду «Вита» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по КО обратилось в суд с иском к ответчику Благотворительному Фонду «Вита» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Свои требования мотивируют тем, что Благотворительный фонд «Вита» зарегистрирован .. .. ....г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области №... от .. .. ....г., ......., учетный номер ....... В период с .. .. ....г. по .. .. ....г. уполномоченным органом проводилась плановая проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по итогам которой .. .. ....г. составлен акт проверки. В результате проверки выявлены многочисленные неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации: 1. отдельные положения устава противоречат действующему законодательству Российской Федерации;
1.1. В нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в наименовании фонда отсутствует указание на характер его деятельности, соответствующий целям и видам деятельности, закрепленным в п.п. 2.1, 2.2 устава (отсутствует указание на то, в какой сфере, либо в какой области осуществляется благотворительная деятельность). Использование в наименовании слова «благотворительный» указывает на вид Фонда, а не на характер его деятельности;
1.2. Пункт 3.3 устава в части закрепления прав лиц, оказывающих содействие Фонду, и учредителя Фонда, на получение финансовой помощи, соответствующей целям и задачам Фонда, противоречит ст. 1, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», п. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, а члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев; некоммерческой организацией является организация, не распределяющая полученную прибыль между участниками;
1.3. В нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации, в уставе Фонда не закреплен срок полномочий Президента Фонда.
2. При проведении проверки соблюдения Фондом положений устава относительно порядка формирования и деятельности органов управления, контроля и надзора установлено, что в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдаются следующие нормы устава: 2.1. В нарушение п. 5.2 устава Фондом не соблюдена периодичность избрания Попечительского совета Фонда (формируется сроком на 3 года). Согласно материалам учетного дела Попечительский совет сформирован решением учредителя Фонда ........ .. .. ....г.. Таким образом, срок полномочий Попечительского совета истек .. .. ....г., доказательств его избрания после истечения срока полномочий не представлено;
2.2. В нарушение п. 6.1 устава Фондом не соблюдена периодичность избрания Ревизионной комиссии (Ревизора) Фонда (избирается Общим собранием учредителя и участников сроком на 2 года). Согласно материалам учетного дела Ревизор Фонда избран Общим собранием учредителя и участников Фонда .. .. ....г., доказательств его переизбрания после истечения срока полномочий не представлено;
2.3. В нарушение п. 4.3 устава вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Общего собрания учредителя и участников Фонда (об утверждении благотворительных программ Фонда (в .. .. ....г.), избрании Попечительского совета, Ревизионной комиссии (Ревизора), утверждения бухгалтерского баланса, бюджета Фонда и его годового отчета, утверждение смет доходов и расходов Фонда) не рассматривались, таким образом, деятельность высшего органа управления осуществляется Фондом не в полном объеме. Кроме того, неутверждение Общим собранием учредителя и участников Фонда благотворительных программ Фонда является нарушением абз. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. В нарушение статьи 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» у Фонда в период с августа 2008 года по настоящее время отсутствуют собственные благотворительные программы, что подтверждается отсутствием решений Общего собрания учредителя и участников Фонда об утверждении благотворительных программ, отчетными документами за .. .. ....г., непредставлением благотворительных программ для проверки.
4. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов), однако аудиторской проверки Фонда не проводятся.
5. В нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отчеты об использовании своего имущества Фондом в проверяемый период не публиковались, что подтверждается непредставлением для проверки сведений о публикациях.
6. В нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отчет о своей деятельности за .. .. ....г. не представлялся, несмотря на неоднократные предупреждения Управления (предупреждения от .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№...).
7. В нарушение пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому к сведениям единого государственного реестра юридических лиц относятся сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, используемого для связи с ним, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган (в данном случае - Управление) об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, в Управление до настоящего времени не представлены документы для внесения изменений в учредительные документы Фонда и в Единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений об адресе (месте нахождения) Фонда.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением, с отметкой Почты России об истечении срока хранения (предупреждения от .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№..., .. .. ....г.№...). Это свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Фонда: .......ул.....г..... (указанному в п. 1.13 устава и в Едином государственном реестре юридических лиц), не осуществляется.
Неоднократность нарушений, допущенных Фондом при осуществлении своей деятельности, выражается в следующих нарушениях:
1) Несоответствие учредительных документов требованиям действующего законодательства, а именно: п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; ст. 1, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; 2) Нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ввиду несоблюдения устава Фонда, а именно п.п. 4.3, 5.2, 6.1 устава, ввиду отсутствия организованной деятельности органов управления;
3) Нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ввиду отсутствия публикации отчета об использовании своего имущества;
4) Нарушение ст. 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ввиду отсутствия решений Общего собрания учредителя и участников Фонда об утверждении благотворительных программ;
5) Нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», ввиду отсутствия аудиторского заключения;
6) Нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ввиду отсутствия публикации отчета об использовании своего имущества;
7) Нарушение п. 2 ст. 19, Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ввиду непредставления отчета о своей деятельности;
8) Нарушение пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ввиду непредставления документов для внесения учредительные документы Фонда и в Единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений об адресе (месте нахождения) Фонда.
Грубость вышеуказанных нарушений подтверждается тем, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Фондом нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. О том, что данные нарушения не будут устраняться, свидетельствует факт не устранения нарушений в срок, установленный в предупреждении Управления от .. .. ....г.№... (до .. .. ....г.), которое получено Фондом, что и является свидетельством отсутствия фактической деятельности Фонда.
Таким образом, поскольку изложенные в данном исковом заявлении Управления нарушения, выявленные в деятельности Фонда, являются основаниями для его ликвидации (а не для начала процедуры ликвидации) в порядке п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, то ликвидация Фонда влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации (в данном случае Фонд) из Единого государственного реестра юридических лиц (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 86-Г08-7). В противном случае решение суда не будет исполнено Фондом, также как предупреждения Управления. Просят ликвидировать Благотворительный фонд «Вита» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц. Начальник Управления Министерства Юстиции РФ по КО ........ просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца (л.д.5).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания дела дважды был извещен надлежащим образом (л.д. 43, 45-46), возражений по иску не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Представитель УФНС по КО, привлеченный в качестве 3-го лица в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по делу не предоставил.
Суд, оценивая доказательства в своей совокупности, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) органы государственной власти, обращающиеся в суд общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В данном случае, предъявляя иск о ликвидации юридического лица - некоммерческой организации (Фонда) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области защищает государственные и общественные интересы, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных некоммерческих организаций в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Фонду является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - уполномоченный орган, Управление).
В силу ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация -прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Вита» зарегистрирован .. .. ....г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области №... от .. .. ....г., ......., что подтверждается распоряжением (л.д.12), свидетельством о гос. регистрации некоммерческой организации (л.д.13), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.14-17).
В период с .. .. ....г. по .. .. ....г. уполномоченным органом проводилась плановая проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по итогам которой .. .. ....г. составлен акт проверки (л.д.18-20). В результате проверки выявлены многочисленные неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, которые перечислены в акте проверки от .. .. ....г..
Ответчику, на имя Президента Благотворительного фонда «Вита», неоднократно были направлены предупреждения об устранении выявленных нарушений, однако вся почтовая корреспонденция, направленная в адрес ответчика была возвращена (л.д.23, 25, 27, 29, 32-33), с отметкой Почты России об истечении срока хранения (предупреждения от .. .. ....г.№... (л.д.21-22), .. .. ....г.№... (л.д.24), .. .. ....г.№... (л.д.26), .. .. ....г.№... (л.д.28), .. .. ....г.№... (л.д.30-31)).
На основании имеющихся документов – возврат почтовой корреспонденции, суд признает убедительными доводы истца о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Фонда: ......., ул.....г..... (указанному в п. 1.13 устава и в Едином государственном реестре юридических лиц), не осуществляется.
Выявленные нарушения, указанные в исковом заявлении, подтверждаются следующими материалами: акт проверки от .. .. ....г., устав Фонда (л.д.7-10).
Судом установлено, что многочисленные неоднократные грубые нарушения, выявленные в деятельности Благотворительного Фонда «Вита», являются основаниями для его ликвидации в порядке п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ликвидация Благотворительного Фонда «Вита» влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования истца о ликвидации ответчика некоммерческой организации в качестве юридического лица с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Ликвидировать Благотворительный фонд «Вита» в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: /Жаркова А.И.