Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Тамакова Р.А.,
при секретаре Атамазове С-М.В.,
с участием пом. прокурора <адрес>ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к Совету депутатов ФИО1 сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> ЧР обратился в суд с иском к Совету депутатов ФИО1 сельского поселения <адрес> ЧР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, обосновав его следующими доводами.
Совет депутатов ФИО1 сельского поселения не исполняет требования Федерального законодательства в части издания нормативно правовых актов о правовом регулировании организации и деятельности контрольно-счетных органов, определяющие полномочия и порядок деятельности указанных органов, регулирующие формы и порядок осуществления финансового контроля, в частности не исполняет требования Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона ЧР №-рз.
Совет депутатов указанного муниципального образования создана Ревизионная комиссия, которая не является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Надлежащая работа по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств не проводилась. Меры по обеспечению доступа к информации о своей деятельности и информации о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах не принимались, ежегодные отчеты о своей деятельности, на рассмотрение в представительные органы не направлялись.
В судебном заседании представитель истца пом. прокурора <адрес>ФИО2 иск поддержал в полном объеме.
Просил суд удовлетворить данный иск по основаниям, приведенным в материалах дела.
Представитель ответчика управделами ФИО1 сельского поселения Испайханов Л-А.М., надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства по делу в судебное заседание не явился. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело без участия представителя ответчика, где указал, что иск прокурора признает полностью.
Выслушав пом. прокурора, поддержавшего иск, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных прав граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, как процессуальный истец, вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст.3 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципальных образований является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Этим же законом определяется полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, также определено, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, а также контрольно-счетные органы обеспечивают, в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности, размещение на своих официальных сайтах в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и публикацию в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о своей деятельности и результатах этой деятельности.
В соответствии со ст. 87 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-рз «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике» контрольные и финансовые органы Чеченкой Республики и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Этим же Законом определено (ст. 88 Закона ЧР №-рз) неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом ЧР №-рз порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 270 БК РФ определено, что контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Одними из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ являются комплексное использование политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
С доводами прокурора, что ответчик Совет депутатов ФИО1 сельского поселения <адрес> ЧР проявляет бездействие и не исполняет требования Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона ЧР №-рз. представитель ответчика - управделами ФИО1 сельского поселения согласился, что подтверждается заявлением последнего, представленного суду.
Из объяснения ФИО1 пом. прокурора <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, следует, что Ревизионной комиссией работа по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, не проводилась. Также меры по обеспечению доступа к информации к своей деятельности и информации о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, в внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах, не принимались, ежегодные отчеты о своей деятельности в Совет депутатов поселения не представлены.
Факт проверки прокуратурой <адрес> ЧР деятельность Совета депутатов ФИО1 сельского поселения и выявления при этом неисполнение требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанного Совета депутатов подтверждается справкой пом. прокурора <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ
В ст.12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.
Из названных норм закона следует, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и требовать от него принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Доводы прокурора о том, что в ФИО1 сельского поселения Гудермесского муниципального района контрольно-счетный орган до настоящего времени не создан, представительным органом указанного местного самоуправления муниципального образования не изданы нормативные правовые акты о правовом регулировании организации и деятельности контрольно-счетных органов, определяющие полномочия порядок деятельности указанных органов, регламентирующие формы и порядок осуществления финансового контроля, работа по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств не проводилась, меры по обеспечению доступа к информации о своей деятельности и информации о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах не принимались, ежегодные отчеты о своей деятельности, на рассмотрение в представительные органы не направлялись, суд считает обоснованными.
Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика (в объяснении) о том, что его бездействие связано с тем, что депутаты в составе Ревизионной комиссии не являются специалистами, и незнанием работниками ФИО1 норм действующего законодательства, суд считает не основанными на законе. Отсутствие специалистов, а также незнание работниками ФИО1 норм действующего законодательства не предусмотрено законодательством РФ в качестве основания освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
С учетом исследованных в судебном заседании материалов дела, у суда не вызывает сомнений факт бездействия ответчика при исполнении федерального законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
- Исковое заявление прокурора <адрес> ЧР к Совету депутатов ФИО1 сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона удовлетворить.
- Признать незаконным бездействие Совета депутатов ФИО1 сельского поселения <адрес> ЧР, выразившееся в неисполнении требований действующего бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, законодательства об организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
- Возложить обязанность на Совет депутатов ФИО1 сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР по устранению допущенных нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального финансового контроля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гудермесский городской суд ЧР.
Председательствующий - подпись
Копия верна:
Федеральный судья Р.А. Тамаков.