ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-560/2014 от 04.06.2014 Ржевского городского суда (Тверская область)

  Дело № 2-560/2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 город Ржев                                                            04 июня 2014 года

 Ржевский городской суд Тверской области

 в составе:

 председательствующего судьи Владимировой Е.А.,

 при секретаре Дубковой Л.А.,

 с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включении в льготный трудовой стаж периодов работы

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

 Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Считает данный отказ неправомерным и ущемляющим его права по следующим основаниям: с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в открытом акционерном обществе «514 Авиационный ремонтный завод». За период работы ОАО «514АРЗ» имело следующие наименования: на момент трудоустройства на работу - войсковая часть 26276; с ДД.ММ.ГГГГ - 514 военный завод; в ДД.ММ.ГГГГ - Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «514 авиационный ремонтный завод» Министерства Обороны Российской Федерации; с ДД.ММ.ГГГГ - Открытое акционерное общество «514 авиационный ремонтный завод».

 Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 (в редакции от 08 августа 2003 года) основным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка. На дату принятия решения ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, он достиг 55 летнего возраста и проработал в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов государственной авиации 28 лет 6 месяцев 28 дней. Его страховой стаж работы, а также занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов подтверждается записями в трудовой книжке и справкой работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

 Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Перечень должностей и условия, при которых работникам инженерно-технического состава авиации устанавливается право на трудовую пенсию по старости по подпункту 15 пункта 1 статьи 27 указанного Закона, содержатся в «Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 и разрешенным к применению Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537.

 Списком от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право на пенсию авиационных техников (механиков, мотористов) всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, то есть без ограничения условием, что норма Списка от ДД.ММ.ГГГГ применима только к работникам, занятым на обслуживании гражданских воздушных судов гражданской авиации.

 Список должностей от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает пунктом 1 должность «Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований».

 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 18 июля 2002 года №537-ФЗ также установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации засчитываются также периоды работы в государственной и экспериментальной авиации. Таким образом, дополнительные Списки и Правила, применяемые к подпунктам 13-15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливают право на досрочную пенсию работников всех видов авиации, а не только гражданской.

 В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 сентября 2005 года № 2694-19 указывается на то, что Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ вступивший в силу с 01.04.1997 года, определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации. Однако данный вид авиации определялся как самостоятельный и в ранее действующем Воздушном кодексе Союза ССР, утвержденном Указом Президиума ВС СССР от 11 мая 1983 г. №9275-Х. Действующий в настоящее время Воздушный кодекс РФ лишь ввел наименования других видов авиации (государственной, экспериментальной), которые и ранее не относились к гражданской авиации: воздушные суда авиационной промышленности, проходящие испытания, относились к экспериментальным воздушным судам, а воздушные суда Министерства обороны - к государственным.

 Ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» также поддержал норму о праве на досрочную трудовую пенсию в связи с работой в гражданской авиации для мужчин в 55 лет при общем трудовом стаже в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов (ст. 79). Перечень должностей определялся тем же Списком от 4 сентября 1991 года, который фактически уже содержал норму о праве на досрочную пенсию работников инженерно-технического состава всех видов авиации, а не только гражданской и разрешен к применению в настоящее время.

 Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 г. № 260-0-0 дифференциация профессиональной деятельности граждан, дающей право на досрочную пенсию должна осуществляться на основе неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Дифференцирование профессиональной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, на основании видов обслуживаемой авиационной техники, противоречит ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, так как обслуживание воздушных судов гражданской авиации и обслуживание воздушных судов государственной авиации создает для граждан равные неблагоприятные воздействия, психофизиологические нагрузки, специфика и характер труда не различаются.

 ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 7 месяцев 1 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 лет 11 месяцев 30 дней и назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

 Истец ФИО1, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив право представлять его интересы в судебном заседании своему представителю ФИО2

 Представитель истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования, дала пояснения в соответствии с исковым заявлением и просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 7 месяцев 1 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 лет 11 месяцев 30 дней и обязать ответчика назначить ФИО1 пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

 Ответчик - ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области, извещенное о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представило суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного письменного отзыва на исковые требования истца следует, что Управление ПФР в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области исковые требования ФИО1 о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости не признает по следующим основаниям.

 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в Управление обратился ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно - техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

 Подпунктом «и» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятых на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991 № 459.

 Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской     Федерации»,     утвержденными     постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 (далее Правила).

 Пунктом 1 Правил от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктами 11,13, и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 -ФЗ, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений. Подпункт 15 пункта 1 статьи 27 в данном пункте Правил не перечислен. Таким образом, при рассмотрении вопросов о зачете в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии работникам инженерно-технического состава по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 -ФЗ, применяется Список от 04.09.1991г. № 459 и Правила от 11.07.2002г. № 516.

 В соответствии со Списком от 04.09.1991г. № 459 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приобретают работники инженерно -технического состава авиации, поименованные в данном списке, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. При этом не имеет значения в штате какой организации состоят эти работники. Это могут быть работники предприятий, воинских частей и других организаций, имеющих аэродромы.

 Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, законодательством предусмотрено обязательное условие, для назначения льготной пенсии - занятость на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

 Указанный Список применялся и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов по нормам статьи 79 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой определялись условия, дающие право на пенсию в связи с работой в гражданской авиации.

 Вместе с тем, до времени вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (01.04.1997г.), на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс Союза ССР от 11.05.1983 г. № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом, при этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, возможно засчитать время работы работников инженерно-технического состава авиации (согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации) без подтверждения, что обслуживаемые ими воздушные суда относятся к судам гражданской авиации.

 При определении права на досрочное назначение пенсии по вышеуказанному основанию не имеет значение в штате какой организации состоят эти работники. Это могут быть работники непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных           (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Необходимым условием для предоставления права на досрочное назначение пенсии работникам названных организаций является обслуживание ими судов гражданской авиации.

 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ разделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т. е он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации. Согласно ст. 21 Воздушного кодекса РФ к гражданской относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

 После вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. необходимым условием для предоставления права на назначение трудовой пенсии инженерно-техническому составу гражданской авиации является полная занятость на обслуживании техники гражданской авиации, что должно подтверждаться документами организации.

 Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работал в войсковой части № в должности авиационного механика по РЭСО, с ДД.ММ.ГГГГ профессия авиационный механик ЛИС названа как авиационный механик по планеру и двигателям, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен авиационным техником по планеру и двигателям.

 ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть № была переименована на 514 военный Ордена Красной звезды завод, с ДД.ММ.ГГГГ - ФГУП «514 Авиационный ремонтный завод» Минобороны России, с ДД.ММ.ГГГГ - ОАО «514 Авиационный ремонтный завод».

 ФГУП 514 авиационный ремонтный завод обслуживает военные воздушные суда, поэтому после ДД.ММ.ГГГГ (вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ) засчитать в специальный стаж и страховой стаж в гражданской авиации период работы ФИО1 на указанном предприятии не представляется возможным.

 Данные периоды работы возможно принять к зачету в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. при условии документального подтверждения факта занятости в течении полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

 Согласно ст. 13 Закона № 173-ФЗ периоды работы гражданина до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются трудовой книжкой и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаютсяна          основаниисведений индивидуального (персонифицированного) учета.

 В соответствии с п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

 Согласно данным лицевого счета ФИО1 (дата регистрации в системе ДД.ММ.ГГГГ г.) индивидуальные сведения за период его работы на ОАО "514 АРЗ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы с общим стажем, без указания кода льготной профессии.

 Характер работы и условия, при которых назначается досрочная пенсия по старости, подтверждается администрацией предприятия, где протекала трудовая деятельность работника. При этом, согласно п. 1 ст. 25 Закона 173-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 Показания свидетелей не могут являться доказательствами данных обстоятельств, поскольку, согласно п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

 Аналогичная норма содержится и в п. 2.4. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 190).

 Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

 Таким образом, стаж ФИО1, подтверждающий льготный характер работы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 лет 09 месяцев 28 дней.

 Руководствуясь вышеизложенным и учитывая, что по представленным документам страховой стаж в гражданской авиации составляет менее 25 лет, в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. ему отказано правомерно.

 На основании изложенного Управление ПФР в городе Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области просит исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

 Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, проверив представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему:

 Согласно подпункта 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам, по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиациисоответственно 20 и 15 лет и имеют страховой стажв гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

 В силу пункта 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 В п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N537, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

 В соответствии с пп.«и» п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537 при досрочном назначении трудовой пенсиипо старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459.

 Данным Списком предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями.

      Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривает пунктом 1 должность «Авиационные техники ( механики, мотористы) всех наименований».

 В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства:

 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ работает в ОАО «514 Авиационный ремонтный завод» в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ авиационным механиком по РЭСО приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 С ДД.ММ.ГГГГ на основании директивы Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №317/0377, Главного штаба Войск ПВО от ДД.ММ.ГГГГ № и штаба <адрес> ПВО № войсковая часть 26276 переименована на 514 военный завод; с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ 514 военный завод переименован на Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «514 Авиационный ремонтный завод» Министерства Обороны Российской Федерации; с 01.10. 2007 г. на основании распоряжения Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №2698-р Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «514 Авиационный ремонтный завод» Министерства Обороны Российской Федерации реорганизовано путем преобразования в Открытое акционерное общество «514 Авиационный ремонтный завод» (ОАО «514 АРЗ»).

 Согласно Устава ОАО «514 Авиационный ремонтный завод», его учредителем является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Пунктом 4.1 Устава определены цели ОАО: выполнение государственного оборонного заказа, производство продукции выполнение работ и услуг для нужд Минобороны России, других органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, а также удовлетворение других общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли.

 Согласно новой редакции пункта 4.2 Устава Общества (от ДД.ММ.ГГГГ года), последнее осуществляет в том числе услуги по ремонту, техническому обслуживанию, переделке летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов ( ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, ремонт вооружения и военной техники); также осуществляет деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов.

 На указанном предприятии ФИО1 работал в следующих должностях :с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу, приказ о приеме№ от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ работал авиационным механиком, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года. С введением нового ЕТКС с ДД.ММ.ГГГГ профессия авиационный механик поименована как авиационный механик по планеру и двигателям по 4 разряду (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ г.); с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность авиационного техника по радиооборудованию согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОАО «514 авиационный ремонтный завод».

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (отсутствие подтверждения занятости заявителя на обслуживании воздушных судов гражданской авиации в период работы на ОАО «514 АРЗ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; сведения о работе на индивидуальном счете застрахованного лица в системе ГПС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны без кода льготной профессии), что подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отзыва представителя УПФ по Тверской области одно из обоснований отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 является ссылка на введение в действие Воздушного Кодекса РФ, при этом указывается следующее: что до времени вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, возможно засчитать время работы работников инженерно-технического состава авиации (согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации) без подтверждения, что обслуживаемые ими воздушные суда относятся к судам гражданской авиации. После вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 60-ФЗ необходимым условием для предоставления права на назначение трудовой пенсии инженерно-техническому составу гражданской авиации является полная занятость на обслуживании техники гражданской авиации, что должно подтверждаться документами организации.

 Согласно уточняющей справки ОАО «514 АРЗ» относительно стажа ФИО1 последний работает в ОАО «514 АРЗ» с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ стал работать авиационным механиком, в дальнейшем его должность переименована как авиационный техник по планеру и двигателям, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность техника по радиооборудованию. ФИО1 непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому /гарантийному/ аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на летно-испытательной станции. Страховой стаж работы ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 28 лет 5 месяцев 05 дней. ФИО1 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в режиме полной рабочей недели, полный рабочий день. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела место работа в режиме неполной рабочей недели:

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -8 месяцев 8 дней;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 20 дней;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 месяцев 01 день;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 3 дня;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней.

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № 48) находился в отпуске без сохранения заработной платы.

 Судом установлено, что на 2006 год на ФГУП «514 АРЗ» Минобороны России (ранее имевший условное наименование «Войсковая часть 26276») велся учет работы авиационных техников (механиков) станции наземных и летных испытаний согласно штатного расписания. Конкретно на каждого ведется личная карточка Ф Т-2, приказ о приеме на работу, табель учета рабочего времени. Персонифицированный учет ведется на предприятии с 1998 года. В списках должностей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию в соответствии со статьей 27 пункт 15 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на ФГУП «514 АРЗ» Минобороны России профессия авиационный техник (механик) значится по 2006 г. включительно. С 2004 года Пенсионный фонд в <адрес> отказался принимать списки с этими профессиями, ссылаясь на закон о трудовых пенсиях в РФ от 30.11.2001г. в связи с тем, что пенсия по этой профессии назначается только инженерно- техническому составу на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

 Как следует из письменного обращения в ПФР в г. Ржеве и Ржевском районе от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФГУП 514 авиационного ремонтного завода, предприятию предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений за 1997-2004 годы ( то есть без указания кода льготной профессии), а также СЗВ-К.
Согласно сообщения ОАО «514 АРЗ» в Обществе не разрабатываются должностные инструкции по профессиям рабочих и их должностные обязанности определяются по действующим ЕТКС.

 Раздел ЕТКС «Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)» ( выпуск 57) содержит тарифно-квалификационные характеристики, являющиеся обязательными при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности, где имеются указанны в настоящем разделе производства или виды работ, кроме особо оговоренных случаев.

 В квалификационных характеристиках техников авиационных и механиков авиационных в разделе «Характеристика работ» указаны классы авиационной техники, которую рабочий той или иной квалификации должен уметь обслуживать.

 Классы авиационной техники устанавливаются министерствами (ведомствами) в соответствии с действующими наставлениями по производству полетов.

 Кроме требований, изложенных в пункте 3 и 9 «Общих положений» ЕТКС, авиационные техники, авиационные механики и другие рабочие, занятые техническим обслуживанием авиационной техники, тарификация которых предусмотрена данным разделом ЕТКС, должны знать: приказы, указания и другие нормативные документы, регламентирующие выполняемые производственные процессы, а также требования по технике безопасности.

 В соответствии с §3 авиационный механик по планеру и двигателям должен знать: конструкцию, принципиальные и монтажные схемы самолетных вертолетных) систем, правила технической эксплуатации, регламент и технологические указания обслуживаемых летательных аппаратов; возможные неисправности, способы их обнаружения и устранения; правила хранения и консервации летательных аппаратов, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки летательного аппарата к летным испытаниям; применяемые при техническом обслуживании летательных аппаратов материалы, их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых, при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; правила буксировки летательных аппаратов; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.

 Параграф 13 содержит характеристику работ авиационного техника по планеру и двигателям 5-го разряда, должен знать: конструкцию, принципиальные и монтажные схемы самолетных (вертолетных) систем, правила технической эксплуатации, регламенты и технологические указания обслуживаемых летательных аппаратов; способы и методы дефектации; методы и правила регулировок; эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов, их двигателей и агрегатов: технологию подготовки летательных аппаратов к летным испытаниям, программы летных испытаний; методы доводки и регулировки летательных аппаратов после испытаний; основные сведения по технологии производства и ремонта летательных аппаратов и авиадвигателей; методику ресурсных испытаний вертолетов.

 Судом достоверно установлено, что истец ФИО1 выполнял работы в соответствии с характеристиками работ ЕТКС.

 Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости.

 Истец с ДД.ММ.ГГГГ работает на предприятии, а с ДД.ММ.ГГГГ стал работать авиационным механиком, с 01. 10.2002 года - его должность стала именоваться - авиационный механик по планеру и двигателям, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность авиационного механика по радиооборудованию, занимался работами в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по обслуживанию воздушных судов. При этом он работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, в аэродромных условиях на открытых площадках. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: локальный шум, производственная вибрация, синтетические материалы, работа на высоте. За время работы истец получал дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда из расчёта 14 календарных дней в рабочий год пропорционально фактически отработанному в соответствующих условиях времени в соответствии с Перечнем профессий и должностей работников ОАО «514 АРЗ», которым устанавливается дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда; также получал доплату за вредные условия труда в размере 4% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное в соответствующих условиях время на основании Перечня рабочих мест и конкретных работ с тяжёлыми и вредными условиями труда, на которые работникам ОАО «514 АРЗ» устанавливается доплата за условия труда; ему выдавалась бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. Должностные обязанности авиационного механика по планеру и двигателям, с 1997 года не изменялись, как и должностные обязанности авиационного техника по планеру и двигателям. Данные обстоятельства подтверждаются инструкцией старшего техника авиационного (СНиЛИ), ЕТКС выпуск 57 раздел «эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)»; картами аттестации, инструкциями по охране труда старшего техника авиационного, авиационного техника (механика) по радиоэлектронному оборудованию; инструкцией по мерам безопасности и правилам обращения при работе с охлаждающей жидкостью; ведомостями на выданное имущество (спецобувь, спецодежда).    

 Занятость ФИО1 на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается надлежащей уточняющей справкой, выданной работодателем в соответствии с требованиями закона (указанным выше Списком предусмотрено, что занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями).

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент обращения ФИО1 к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, у него имелся достаточный специальный стаж работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов, что в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ» является бесспорным поводом для назначения ФИО1 пенсии на льготных основаниях.

 Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

 Из имеющих в материалах дела документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели.

 Из справки ОАО «514 Авиационный ремонтный завод» также следует, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела место работа в режиме неполной рабочей недели

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -8 месяцев 8 дней;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 20 дней;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 месяцев 01 день;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 3 дня;

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней.

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № 48) находился в отпуске без сохранения заработной платы.

 Учитывая положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд считает необходимым засчитать ФИО1 период работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего времени, а именно: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 7 месяцев 01 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 03 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -12 лет 11 месяцев 30 дней

 Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии у ФИО1 требуемого стажа и права на пенсию с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ и разграничением авиации на различные виды, по следующим основаниям.

 Статья 20 Воздушного кодекса РФ, определившая виды авиации: гражданская, государственная, экспериментальная, - относится к главе третьей Кодекса «Государственное регулирование деятельности в области авиации», в связи с чем пенсионные отношения не регулирует.

 Кроме того, ранее действующее пенсионное законодательство, в том числе и ст. 79 Закона «О государственных пенсиях в РФ», по этому вопросу распространялось на указанную категорию инженерно-технического состава, обслуживающих все воздушные суда независимо от вида авиации, о чем также указано в действующем Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ года. При этом ни ст. 27 п.1 п.п.15 Закона «О государственных пенсиях в РФ», ни иное пенсионное законодательство, принятое после введения в действие Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не регламентирует пенсионного вопроса работников государственной и экспериментальной авиации, в связи с чем суд полагает, что пенсионные права истца ФИО3, гарантированные Конституцией РФ, не могут быть ущемлены и должны сохраняться до урегулирования их в законодательном порядке. Кроме того, статья 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» регулирует сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии и относится к главе 4 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав».

      Суд также учитывает то обстоятельство, что определение «гражданская авиация» применялось в действовавшем до 1997 года пенсионном законодательстве, однако при этом регулировались пенсионных правоотношения с работниками всех ведомств. Так, Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 года N 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации» утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава. Пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают. Разделом III(п.11) Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

      Ссылку представителя ответчика о том, что за период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работодателем не указан код льготы, суд отвергает, поскольку льготной справкой, выданной ОАО «514 АРЗ», подтверждается, что истец приобрел в связи с работой с особыми условиями труда право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
     Ответчик принял к зачету в специальный стаж работы ФИО1 дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в должности авиационного механика до ДД.ММ.ГГГГ года, при этом отказал зачесть работу истца без каких либо изменений трудовых функций после указанной даты. Суд расценивает этот отказ как нарушение принципа равенства всех перед законом, а также как ограничение права ФИО1 на пенсионное обеспечение.

 В действующей системе пенсионного обеспечения установление для данной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому суд соглашается с доводами истца о том, что дифференциация профессиональной деятельности граждан, дающей право на досрочную пенсию, должна осуществляться на основе неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. В отказе в установлении пенсии истцу ПФР дифференцирует профессиональную деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии, на основании видов обслуживаемой авиационной техники, что противоречит ч. 1 ст. 19 Конституций РФ.

 Удовлетворяя требования истца о признании решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании ответчика включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд полагает, его требования о назначении пенсии с момента возникновения права может быть удовлетворено. ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг 55-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты им может быть реализовано право на пенсию.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд                                                   

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости.

 Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ржеве и Ржевском районе (межрайонное) Тверской области зачесть ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 7 месяцев 01 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 месяцев 03 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев 19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -12 лет 11 месяцев 30 дней и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

 Председательствующий судья                                    Е.А. Владимирова

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ