Дело № 2-560/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием ст. помощника прокурора Кемского района Едоковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании права на получение ежемесячного государственного пособия на детей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с названными требованиями по тем основаниям, что ФИО1 имеет троих несовершеннолетних детей: Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
27.07.2016 года ФИО1 обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о продлении срока действия удостоверения «Многодетная семья» с предоставлением мер дополнительной социальной поддержки. В заявлении она отразила, что доход ее семьи состоит из доходов, связанных с ее трудовой деятельностью в АО «Дикси-Юг», представив соответствующую справку от 01.04.2016 года о заработной плате за период с 01.04.2016 года по 30.06.2016 года. Решением ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» от 27.07.2016 № 81 продлен срок действия удостоверения «Многодетная семья» ФИО1 с 01.08.2016 года по 01.08.2017 года. Однако, на имя ФИО1 направлено письмо ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» от 02.08.2016 № 972 об отказе в предоставлении мер дополнительной социальной поддержки по удостоверению «Многодетная семья», мотивированное тем, что при определении среднедушевого дохода учитываются алименты, получаемые членами семьи.
Согласно п.13 Постановления Правительства РК от 17.04.2006 № 46-П «О порядке предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Карелия «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» определен перечень документов, прилагаемых к заявлению в Центр социальной работы.
Подпункт «г» пункта 32 Порядка предоставления мер определяет, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого совокупного дохода, включаются другие выплаты, а именно алименты, получаемые членами семьи.
В пункте 19 перечислены основания для отказа в назначении пособия.
Полагают, что, учитывая нормы приведенного законодательства ГКУ СЗ «Центр социальной работы» необоснованно отказал ФИО1 в назначении ежемесячного государственного пособия детям из многодетной семьи, так как многодетная семья ФИО1 является семьей со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории.
С учетом Постановления Правительства РК «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия» от 26.05.2016 № 193-П прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 12748 рублей. Среднедушевой доход семьи ФИО1 на тот момент составил <данные изъяты> рубля из расчета: 56450,12/3/4 (порядок расчета определен статьей 15 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2003 года).
Имея право на получение ежемесячного государственного пособия на детей из многодетной семьи, истец предъявила ответчику заявление о назначении соответствующего пособия с приложением документа, подтверждающего ее фактический доход на момент обращения. С учетом того, что иных доходов истец и члены ее семьи не имели, она не могла представить иные документы, указывающие на дополнительные доходы. Алиментные обязательства на момент обращения ФИО1 к ответчику, взысканные в пользу ФИО1, отсутствовали.
Ссылка ГКУ СЗ «Центр социальной работы» при отказе в назначении выплаты пособия на тот факт, что ФИО1 не представила сведений о получении либо взыскании алиментов является необоснованной. Так как учету при расчете среднедушевого дохода семьи подлежат фактически получаемые доходы, сведения о которых истцом представлены. Сведения об алиментах, которые не взысканы в пользу истца, не могут приниматься во внимание при таком расчете.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Карелия «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», утвержденный постановлением Правительства РК от 17.04.2006 года № 46-П устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению в Центр социальной работы. Среди данных документов отсутствует требуемые ответчиком от истца документы о наличии алиментных обязательств либо их неполучении. Оснований для отказа в назначении пособия, предусмотренных пунктом 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки, в данном случае не имеется. Таким образом, ФИО1 имеет право на получение ежемесячного государственного пособия на детей из многодетных семей в соответствии с Законом № 927-ЗРК. ФИО1, получив отказ ответчика в назначении указанного пособия, была лишена, как следствие, на получение бесплатных завтраков в школе на старших детей: Я., Д., 50%-ной льготы по оплате детского сада на М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., т.к. предоставление этих льгот тесно связано с предоставлением мер дополнительной социальной поддержки.
Прокурор просил: признать право ФИО1 на получение ежемесячного государственного пособия на детей из многодетных семей с 01.08.2016 года; обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и района» назначить ФИО1 ежемесячное государственное пособие на детей из многодетных семей с 01.08.2016 года.
Определением суда от 16 сентября 2016 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кемского района Едокова Н.А. и истец ФИО1 заявленные требования в части обязания ответчика совершить определенные действия изменили, просили обязать ответчика проставить в удостоверении ФИО1 «Многодетная семья» отметку о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки, в остальной части исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям
Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что поскольку ей ответчик написал письмо о том, что она не имеет права на предоставление мер социальной поддержки, то она обратилась с заявлением в прокуратуру. В Центр она приносила справку от судебных приставов о том, что она алименты не получает. Исполнительный лист о взыскании алиментов с И.В. на сына Я. в ее пользу она получила на прошлой неделе и предъявила его в службу судебных приставов 27 сентября 2016 года, то есть алиментов она не получала. В Центре у нее не просили предоставить справку об алиментах на сына Я., поэтому она предоставила справку только в отношении себя. Если бы у нее попросили такую справку, то она бы предоставила сведения о том, что опекуном ее сына Я. алименты в отношении отца Я. – И.В. отозваны.
Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях, из которых следует, что в отношении ФИО1 Центром было принято решение от 27.07.2016 года № 81 о продлении срока действия удостоверения «Многодетная семья» с 01.08.2016 года по 01.08.2017 года без проставления отметки о праве на дополнительные меры социальной поддержки. Не проставление отметки о праве на дополнительные меры социальной поддержки связано с не предоставлением ФИО1 доходов сына Я., а именно алиментов, которые взыскивались с И.В. в период с 01.04.2016 года по 30.06.2016 года по исполнительному листу № 2-506/2015 от 07.10.2015 года. В соответствии с частью 2 статьи 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Поэтому алименты - это доход ребенка, на которого они взыскиваются. Фактический получатель алиментов, в случае с Я. - это был опекун - В., является только распорядителем денежных средств, поэтому ФИО1 должна была представить справку о полученных либо неполученных алиментах, взысканных с И.В. в пользу опекуна В. на ребенка Я.. Данную справку ФИО1 не предоставила, поэтому в удостоверении не проставлена отметка о дополнительных мерах социальной поддержки. Представитель ответчика ФИО2 дополнительно пояснил, что отметка о праве на дополнительные меры социальной поддержки ставится во второй графе удостоверения одновременно с его выдачей или продлением. Поставив прочерк в удостоверении истца, Центр установил, что истец не имеет права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Истец должна была предоставить сведения о размере доходов сына истца – Я. или сведения о его нулевом доходе, если алименты не выплачивались. Поскольку таких сведений истец не представила, то отметку в удостоверении о праве на дополнительные меры социальной поддержки не поставили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, от представителя третьего лица по доверенности ФИО3 поступил отзыв, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, аналогичным основаниям, приведенным в отзыве ответчика.
Суд, заслушав прокурора, истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истец ФИО1 является матерью несовершеннолетних Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
27 июля 2016 года ФИО1 обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о продлении срока действия удостоверения «Многодетная семья» с предоставлением мер дополнительной социальной поддержки № 398, приложив к заявлению, в том числе, справку ОСП по Кемскому р-ну от 27.07.2016 г. о том, что исполнительный документ о взыскании алиментов с И.В. в пользу ФИО1 на содержание ребенка Я. в ОСП по Кемскому р-ну отсутствует.
Решением ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» от 27.07.2016 года № 81 продлен срок действия удостоверения «Многодетная семья» ФИО1 на период с 01 августа 2016 года по 01 августа 2017 года.
Письмом от 02 августа 2016 года № 972 ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Кеми и Кемского района» ФИО1 отказано в предоставлении мер дополнительной социальной поддержки по удостоверению «Многодетная семья».
Основанием для отказа ФИО1 ответчиком в предоставлении мер дополнительной социальной поддержки явилось непредоставление ФИО1 документов, подтверждающих доходы всех членов семьи, а именно справки об алиментах, получаемых членами семьи. Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, установлено, что фактически от ФИО1 требовали предоставить справку о доходах ее сына (алиментах) Я., которые был обязан выплачивать отец ребенка – И.В. в пользу опекуна Я. – его дедушки В.
Судом установлено, что решениями Кемского городского суда от 07.10.2015 г. и 09.11.2015 года ФИО1 была ограничена в родительских правах в отношении своих троих несовершеннолетних детей.
31 мая 2016 года решением Кемского городского суда по иску ФИО1��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????�??????????�??????????�???�???????
28 июля 2016 года ФИО1 обратилась в суд с заявлением о замене взыскателя. Определением Кемского городского суда от 08 августа 2016 года произведена замена взыскателя по решению суда от 07 октября 2015 года в исполнительном производстве о взыскании алиментов с И.В. на содержание сына Я. с опекуна В. на ФИО1 Определение вступило в законную силу 24 августа 2016 года.
По сведениям, предоставленным ОСП по Кемскому району от 21.09.2016 года исполнительного производства о взыскании алиментов с И.В. в пользу ФИО1 в ОСП по Кемскому району не зарегистрировано. Исполнительный лист, выданный на основании определения Кемского городского суда от 08.08.2016 года в ОСП по Кемскому району не поступал.
Статья 2 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» определяет, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
Статья 5 указанного Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В соответствии с п. «ж» ст. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе другие доходы семьи, в которые включаются: алименты, получаемые членами семьи.
В Республике Карелия принят Закон от 16.12.2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», регулирующий отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия на ребенка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 данного Закона под многодетной семьей понимается семья со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, имеющая в своем составе родителей (родителя), трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения.
Согласно статьи 3 Закона РК № 927-ЗРК в семьях со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, одинокий родитель) имеет право на ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), и проживающего совместно с ним ребенка, до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в образовательной организации – до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).
Постановлением Правительства РК «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия» от 26.05.2016 г. № 193-П прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 12748 руб. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Судом установлено, что на момент обращения с заявлением в Центр и за три месяца, предшествующие обращению, доход истца ФИО1 и ее детей состоял лишь из заработной платы, получаемой ФИО1, следовательно, среднедушевой доход семьи ФИО1 на момент обращения с заявлением в Центр составил: <данные изъяты> руб. (доход истца за три месяца, предшествующих подаче заявления: апрель, май, июнь 2016 г. в соответствии со справкой № 2922 от 18.07.2016 г.) : 3 (месяца) : 4 (человека) = <данные изъяты> руб.
Установлено, что ФИО1, будучи ограничена в родительских правах решениями Кемского городского суда от 07.10.2015 г. и 09.11.2015 г., в соответствии с положениями части 1 статьи 74 Семейного кодекса РФ не имела права на личное воспитание ребенка, а также права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей до вступления в силу 05 июля 2016 года решения Кемского городского суда от 31 мая 2016 года о восстановлении ее в родительских правах. То есть, в период с 01.04 по 30.06.2016 года с сыном – Я. не проживала, фактически членом его семьи не являлась, так как в тот момент Я. проживал с опекуном – В.
Из части 1 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в том числе правами на ознакомление с материалами исполнительного производства, получение выписок, снятие с них копий, заявление ходатайств, наделены стороны исполнительного производства, которыми в соответствии со статьей 48 названного федерального закона являются взыскатель и должник. Истец ФИО1 на момент подачи заявления ответчику ни взыскателем, ни должником по исполнительному производству о взыскании алиментов с И.В. на содержание сына Я. в пользу опекуна В. не являлась, следовательно, прав на получение какой-либо информации по указанному исполнительному производству не имела, поэтому не могла предоставить сведения о размере алиментов, получаемых в указанный период опекуном ее сына.
В силу статьи 3 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ орган социальной защиты населения вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, в том числе, и о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и наделен правом направлять межведомственные запросы о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.
Из чего следует, что ответчик при наличии сомнений относительно размера доходов семьи истца имел возможность получить такие сведения путем направления запроса в ОСП по Кемскому району.
При принятии решения суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче многодетным семьям удостоверения «Многодетная семья», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 370 от 27 февраля 2013 года запрещено требовать от заявителя осуществления действий, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 23 названного Административного регламента услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, утвержденные Постановлением Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года № 14-П "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Карелия государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и Порядка определения размера платы за их оказание", отсутствуют.
Из приведенных положений Административного регламента следует, что сотрудники Центра не имели права требовать от истца предоставления в Центр сведений о размере алиментов, которые должны были выплачиваться бывшему опекуну ее несовершеннолетнего сына Я.
Учитывая изложенное и приведенные нормы права, учитывая, что многодетная семья ФИО1 является семьей со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, что на момент обращения 27 июля 2016 года с заявлением в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о продлении удостоверения «Многодетная семья» с предоставлением мер социальной поддержки, ФИО1 получателем алиментов на содержание сына Я. не являлась, поскольку замена взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов с В. на ФИО1 произведена на основании определения Кемского городского суда только 08 августа 2016 года, что до настоящего времени алименты с И.В. на содержание сына Я. не получает, суд признает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что на момент подачи заявления в Центр истец была малоимущей, следовательно, имела право на предоставление мер социальной поддержки, что срок действия удостоверения продлен истцу на срок с 01 августа 2016 г. по 01 августа 2017 года, суд признает за истцом право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячного государственного пособия на детей из многодетных семей с 01 августа 2016 года и полагает необходимым обязать ответчика проставить в удостоверении «Многодетная семья» № 159, выданном ФИО1 отметку о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки на период с 01 августа 2016 года по 01 августа 2017 года, учитывая положения пункта 7 Постановления Правительства РК от 28.07.2008 № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия», в котором сказано, что отметка в удостоверении о сроке предоставления дополнительных мер социальной поддержки действительна в течение двенадцати месяцев, начиная с первого числа месяца, в котором Центром был установлен данный статус. По истечении указанного срока и сохранения статуса многодетной семьи, нуждающейся в дополнительных мерах социальной поддержки, в удостоверении ставится новая отметка при предоставлении следующих документов: удостоверения; справки с места работы (службы, учебы) либо иного документа, подтверждающего доход каждого члена семьи; копий свидетельств о рождении детей, то есть документов, которые были представлены истцом в Центр при подаче заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района - удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячного государственного пособия на детей из многодетных семей с 01 августа 2016 года.
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» проставить в удостоверении «Многодетная семья» №, выданном ФИО1 отметку о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки на период с 01 августа 2016 года по 01 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 04 октября 2016 года.