ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-560/2023 от 21.12.2023 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело

УИД 19RS0-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

21 декабря 2023 года <адрес> Бейского района Республики Хакасия

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Максимовой Ю.В.,

при секретаре Баториной М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Хакасия, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд иском к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия (далее – администрация сельсовета) о понуждении к совершению действий. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в ненадлежащем содержании автодороги по <адрес> протяжённостью 0,6 км. Просил (с учётом уточнения иска от ДД.ММ.ГГГГ) обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить устройство дорожного покрытия <адрес> Бейского района Республики Хакасия из малопрочных каменных материалов или шлаков; или из грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; или из других местных малопрочных материалов; или из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей в соответствии с ГОСТ Р «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», ГОСТ Р «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», ГОСТ Р «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СП Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД Отд МВД России по <адрес> Республики Хакасия.

Прокурор Чернов В.Н. на удовлетворении иска настаивал.

В судебное заседание представитель ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении. О причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.

Информация о назначении судебного заседания размещена на официальном сайте Бейского районного суда Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, <адрес> в <адрес> является автомобильной дорогой местного значения, обычного класса (нескоростная), имеет идентификационный -, протяжённость 0,6 км, площадь покрытия проезжей части 3,6 кв.м, две полосы движения, вид покрытия из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые, дорожно-климатическая зона III, тип местности по условиям увлажнения 2. Собственником дороги является администрация сельсовета.

Данная дорога не является федеральной автомобильной дорогой Р-257 «Енисей», к ФКУ Упрдор «Енисей» не относится.

Прокурором в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по <адрес> отсутствуют границы полосы отвода автомобильной дороги и расположенных на них или под ними конструктивных элементов (дорожное полотно, дорожное покрытие), иные производственные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным прокурором и представителем ОГИБДД Отд МВД России по <адрес>, установлено, что состояние дороги не соответствует п.3.7, 5.2, 5.3 ГОСТ Р «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», п. 11.1.6 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», СП 42.133330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89.

В ответе врио главы администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указано, что строительство дороги по <адрес>, которая является дорогой общего пользования местного значения, запланировано на 2024 год.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Рассмотрев представление, заместитель главы Бейского сельсовета ФИО1 указала, что обустройство дороги по <адрес> в <адрес> не представляется возможным по причине дотационного бюджета и сложного финансового положения. ДД.ММ.ГГГГ подана заявка на предоставление субсидий из республиканского бюджета на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования на территории Бейского сельсовета, в том числе, <адрес>.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на нарушение прав неопределённого числа лиц, допущенное администрацией сельсовета, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию дороги по <адрес>, в связи с чем просил обязать ответчика привести дорогу общего пользования в пригодное для эксплуатации состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Статьёй 3 названного Закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесённых законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признаётся местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.

С учётом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными техническими регламентами и другим нормативным документом возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения - автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт./сут. (ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт»).

В соответствии с п. 11.1.6 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», на категории дорог VБ, тип дорожной одежды низший, материал покрытия: песчано-гравийные смеси, малопрочные каменные материалы и шлаки, грунты, улучшенные добавками, техногенные грунты, отходы и побочные продукты промышленности.

Дорожная одежда низшего типа - дорожная одежда с покрытиями из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности, применяемая на автомобильных дорогах категории V (п. 3.7 ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования»).

Низший тип дорожной одежды (в зависимости от капитальности, характеризующей работоспособность) – одежды, включающие слой покрытия из малопрочных каменных материалов или шлаков; грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; других местных малопрочных материалов.

Дорожные покрытия по виду и материалам, применяемым при их устройстве, для дорожных одежд низшего типа:

1) из гравийно-песчаных смесей;

2) малопрочных каменных материалов;

3) грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками различных местных материалов;

4) вторичных ресурсов местного производства

(п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования»).

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, закреплены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населённых пунктов, основные требования к их планировке и застройке содержатся в СП 42.133330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89.

К вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15 ст. 9 Устава муниципального образования Бейский сельсовет Бейского района Республики Хакасия).

Учитывая, что по результатам прокурорской проверки установлено наличие недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги по <адрес>, в связи с выявленными нарушениями прокурором Бейского района Республики Хакасия внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного покрытия, при этом мер, направленных на их устранение администрацией Бейского сельсовета не принято, принимая во внимание, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, которым является администрация Бейского сельсовета, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, суд, беря за основу вышеприведённые нормы права, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска.

Поскольку указанная прокурором улица не соответствует требованиям государственных стандартов, что нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые предписаниями законодателя, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения необходимо устранить в указанный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок является разумным, установленным с учётом особенностей выполнения дорожных работ, их объёма, порядка финансирования, отсутствия возражений ответчика относительно заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ответчика администрацию Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить устройство дорожного покрытия <адрес> Бейского района Республики Хакасия из малопрочных каменных материалов или шлаков; или из грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; или из других местных малопрочных материалов; или из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей в соответствии с ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СП 42.133330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Ю.В. Максимова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ