Дело № 2-561-2019 года
Поступило – 28.10.2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.11.2019 года г. Каргат
Чулымский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего Г.М. Смагиной
С участием помощника прокурора А. К. Костенко
При секретаре Н.А. Иванеко
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каргатского района Новосибирской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргатского района Новосибирской области обратился в интересах Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор А. К. Костенк требования поддержал, пояснил, что прокуратурой Каргатского района Новосибирской области 18.10.2019г. в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства и соблюдения прав в сфере миграции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», проведен мониторинг Интернет-ресурсов с использованием поисковой системы ЯНДЕКС, в ходе которого выявлен ряд Интернет-сайтов, содержащих сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как приобретение паспортов РФ путем покупки в сети Интернет.
В ходе проверки, с помощью компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети, был выполнен выход на Интернет-сайты, находящиеся по URL-адресам:
- https://pasport-vip.com;
- http://passports-for-life.com;
- https://ru-pas.com;
- https://doc-migrant.com;
-http://pasport-s-provodkoy.com
на которых имеется информация о приобретении поддельных паспортов РФ.
Открытый доступ к Интернет-ресурсам, пропагандирующим приобретение поддельного официального документа и его использование, является прямым нарушением требований действующего миграционного законодательства. Данное обстоятельство оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантированным Конституцией РФ.
При проведении мониторинга в сети Интернет не удалость установить собственников сайтов, а также авторов, разработавших данные материалы и разместивших их в сети Интернет.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью интернет-провайдеров попадает в сферу регулирования Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее Федеральный закон №149-ФЗ).
Согласно пп. 4 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу пп. 1ст. 3 Федерального закона №149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (п.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ).
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ).
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации если за данные действия предусмотрена уголовная или административная ответственность. В частности уголовная ответственность предусмотрена ст.324 УК РФ (Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР), а ч.1 ст.327 УК РФ (Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков), ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Кроме того, ст.19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 10 - 12 постановления Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828 выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Для получения паспорта гражданин представляет:
-заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации;
-свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее именуется - заграничный паспорт));
-две личные фотографии размером 35 x 45 мм.
В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.
При необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
-достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;
-изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;
- изменение пола;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
- обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 15 - 17 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае обращения гражданина в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением), если утраченный (похищенный) паспорт выдавался другим территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, паспорт оформляется в 30-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае представления заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личной фотографии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» паспорт оформляется в указанные сроки после личного обращения заявителя в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации и представления паспорта, подлежащего замене, документов, указанных в абзацах третьем и шестом пункта 11 и абзаце пятом пункта 13 настоящего Положения, и личных фотографий.
В случае подачи заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личных фотографий через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг паспорт оформляется в сроки, предусмотренные настоящим пунктом, и не позднее чем в 3-дневный срок передается должностному лицу многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для выдачи его гражданину.
Указом Президента РФ от 05.04.2016г. № 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.
Приказ МВД России от 13.11.2017г. № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – административный регламент). Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пунктов 21, 22, 23 административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции.
В предоставлении государственной услуги принимают участие многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии.
Ограничение доступа к информации основано на ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей способы приобретения паспорта гражданина РФ в обход установленной законодательством процедуры, приводит к нарушению положений миграционного законодательства, публичных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Доступ к указанным сведениям способствует росту правонарушений в обществе и связанных с этим возможностей противоправного приобретения для себя и других лиц имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ. Указанные сайты выявлены в период проведения мониторинга в течение 18.10.2019, что подтверждается скриншотами сайтов, рапортами и актами осмотра.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию о продаже поддельных дипломов и их дальнейшем использовании.
В силу части 3 статьи 4 КАС РФ если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Согласно ч. 5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Действующим законодательством не предусмотрен досудебный порядок признания информации (по продаже поддельных паспортов РФ), размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в т.ч. в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
На основании ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
При проведении мониторинга в сети Интернет не удалость установить собственников сайтов, а также авторов, разработавших данные материалы и разместивших их в сети Интернет.
Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по URL-адресам: https://pasport-vip.com; http://passports-for-life.com; https://ru-pas.com; https://doc-migrant.com; http://pasport-s-provodkoy.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» по URL-адресам: https://pasport-vip.com; http://passports-for-life.com; https://ru-pas.com; https://doc-migrant.com; http://pasport-s-provodkoy.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО5
в судебное заседание не явилась. Просит дело рассмотреть в ее отсутствии.
Указав, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее -Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу), рассмотрев заявление прокурора Каргатского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» рассмотрев административное исковое заявление прокурора Каргатского района НСО о признании информации, размещенной на Интернет-сайты, находящиеся по URL-адресам:
- https://pasport-vip.com;
- http://passports-for-life.com;
- https://ru-pas.com;
- https://doc-migrant.com;
-http://pasport-s-provodkoy.com
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Управление действует на основании Положения об Управлении, утвержденного приказом от 25.01.2016 №45 и является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных, требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕАИС).
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в ЕАИС:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерее с
использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и
об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
з) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Создание, формирование и ведение ЕАИС на основании части 3 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 324 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за приобретение или сбыт официальных документов.
Статьей 327 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за «подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов печатей или бланков, их использование, передачу или сбыт.
На момент составления настоящих письменных пояснений доступ к Интернет-сайтам:
https://pasport-vip.com;
- http://passports-for-life.com;
- https://ru-pas.com;
- https://doc-migrant.com;
-http://pasport-s-provodkoy.com
не был ограничен, информация, указанная в административном исковом заявлении прокурора Каргатского района НСО была подтверждена. Считаем, что в отношении вышеуказанных Интернет-сайтов соответствующая информация может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4. т. 265.5КАСРФ).
Исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора А. К. Костенко, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Прокуратурой Каргатского района Новосибирской области 18.10.2019г. в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства и соблюдения прав в сфере миграции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», проведен мониторинг Интернет-ресурсов с использованием поисковой системы ЯНДЕКС, в ходе которого выявлен ряд Интернет-сайтов, содержащих сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как приобретение паспортов РФ путем покупки в сети Интернет.
В ходе проверки, с помощью компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети, был выполнен выход на Интернет-сайты, находящиеся по URL-адресам:
- https://pasport-vip.com;
- http://passports-for-life.com;
- https://ru-pas.com;
- https://doc-migrant.com;
-http://pasport-s-provodkoy.com
на которых имеется информация о приобретении поддельных паспортов РФ.
Открытый доступ к Интернет-ресурсам, пропагандирующим приобретение поддельного официального документа и его использование, является прямым нарушением требований действующего миграционного законодательства. Данное обстоятельство оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантированным Конституцией РФ.
При проведении мониторинга в сети Интернет не удалость установить собственников сайтов, а также авторов, разработавших данные материалы и разместивших их в сети Интернет.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью интернет-провайдеров попадает в сферу регулирования Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее Федеральный закон №149-ФЗ).
Согласно пп. 4 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу пп. 1ст. 3 Федерального закона №149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (п.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ).
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ).
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации если за данные действия предусмотрена уголовная или административная ответственность. В частности уголовная ответственность предусмотрена ст.324 УК РФ (Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР), а ч.1 ст.327 УК РФ (Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков), ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Кроме того, ст.19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 10 - 12 постановления Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828 выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Для получения паспорта гражданин представляет:
-заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации;
-свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее именуется - заграничный паспорт));
-две личные фотографии размером 35 x 45 мм.
В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.
При необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
-достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;
-изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;
- изменение пола;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
- обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 15 - 17 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае обращения гражданина в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением), если утраченный (похищенный) паспорт выдавался другим территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, паспорт оформляется в 30-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае представления заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личной фотографии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» паспорт оформляется в указанные сроки после личного обращения заявителя в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации и представления паспорта, подлежащего замене, документов, указанных в абзацах третьем и шестом пункта 11 и абзаце пятом пункта 13 настоящего Положения, и личных фотографий.
В случае подачи заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личных фотографий через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг паспорт оформляется в сроки, предусмотренные настоящим пунктом, и не позднее чем в 3-дневный срок передается должностному лицу многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для выдачи его гражданину.
Указом Президента РФ от 05.04.2016г. № 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.
Приказ МВД России от 13.11.2017г. № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – административный регламент). Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пунктов 21, 22, 23 административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции.
В предоставлении государственной услуги принимают участие многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии.
Ограничение доступа к информации основано на ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей способы приобретения паспорта гражданина РФ в обход установленной законодательством процедуры, приводит к нарушению положений миграционного законодательства, публичных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Доступ к указанным сведениям способствует росту правонарушений в обществе и связанных с этим возможностей противоправного приобретения для себя и других лиц имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ. Указанные сайты выявлены в период проведения мониторинга в течение 18.10.2019, что подтверждается скриншотами сайтов, рапортами и актами осмотра.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию о продаже поддельных дипломов и их дальнейшем использовании.
В силу части 3 статьи 4 КАС РФ если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Согласно ч. 5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Действующим законодательством не предусмотрен досудебный порядок признания информации (по продаже поддельных паспортов РФ), размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в т.ч. в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
На основании ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
При проведении мониторинга в сети Интернет не удалость установить собственников сайтов, а также авторов, разработавших данные материалы и разместивших их в сети Интернет.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-страницам: https://pasport-vip.com; http://passports-for-life.com; https://ru-pas.com; https://doc-migrant.com; http://pasport-s-provodkoy.com содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 288.
Учитывая изложенное исковые требования прокурора Каргатского района Новосибирской области подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 180-182, ст. 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каргатского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет по URL-адресам: https://pasport-vip.com; http://passports-for-life.com; https://ru-pas.com; https://doc-migrant.com; http://pasport-s-provodkoy.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» по URL-адресам: https://pasport-vip.com; http://passports-for-life.com; https://ru-pas.com; https://doc-migrant.com; http://pasport-s-provodkoy.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий -