ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5610/20 от 12.01.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2021 года г. Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе:

председательствующего Огузова Р.М.,

при секретаре Рахаевой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нальчика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СЛАВЯНСКАЯ-3» о возложении обязанности представить расчет суммы экологического сбора,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Нальчика, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» о возложении обязанности представить расчет суммы экологического сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Нальчика на основании обращения заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4., проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» названного законодательства.

В частности, установлено, что ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» не исполняет обязательных требований о представлении расчетов суммы экологического сбора за 2016-2019 гг. в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Предпринимаемые Северо-Кавказским управлением Росприроднадзора меры к понуждению ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» представить расчеты суммы экологического сбора за 2016-2019 гг. результатов не дали, что подтверждается материалами проверки.

Неправомерные действия ответчика препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, кроме того затрагиваются интересы как государства, так и интересы неопределенного круга лиц - жителей КБР, так как в соответствии со ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» предоставить в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования расчет суммы экологического сбора за 2016-2019 гг.

Прокурора г. Нальчика, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. от представителя истца поступило заявление, в котором он, поддерживая заявленные требования, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3» и представитель третьего лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно п. 1 ст. 24.2 Закона, производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 24.2 Закона, производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 6 ст. 24.5 Закона, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 года № 1886-р.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 года № 2491-р.

Согласно указанному Распоряжению на 2016 год был установлен норматив утилизации для следующих групп товаров: бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная; мешки и сумки бумажные; изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности; принадлежности канцелярские бумажные; изделия из бумаги и картона прочие; нефть и нефтепродукты; шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин; изделия из резины прочие; изделия пластмассовые упаковочные; бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс; стекло листовое гнутое и обработанное; стекло полое; тара металлическая легкая; бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 л; аккумуляторы; батареи аккумуляторные; услуги по изданию газет.

На 2017 год перечень товаров, для которых установлен норматив утилизации дополнен следующими: деревянные тара и изделия, изделия пластмассовые строительные, изделия пластмассовые прочие, зеркала, изделия стеклянные изолирующие, бочки и аналогичные емкости из черных металлов, компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, техника бытовая электронная, приборы оптические и фотографическое оборудование, оборудование электрическое осветительное, инструменты ручные с механизированным приводом, оборудование промышленное холодильное и вентиляционное, машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки. Лица, производящие товары из приведенных групп, либо производящие товары, которые реализуются в упаковке из товаров указанных групп, обязаны осуществлять утилизацию товаров, либо вносить экологический сбор.

Согласно подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора», уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются, начиная с 2017 года ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 10 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1073 закреплено, что для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: а) копии платежных документов об уплате экологического сбора; б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Согласно п. 25 указанных Правил, в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Нальчика в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды было установлено, что ООО «СЛАВЯНСКАЯ-3», являясь лицом, обязанным уплачивать экологический сбор, расчет суммы экологического сбора за 2016-2019 гг в Управление Росприроднадзора по КБР не предоставило.

Поэтому, исходя, в том числе, из положений ст. 309 ГК РФ об исполнении обязательств надлежащим образом, суда приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Нальчика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «СЛАВЯНСКАЯ-3» (ОГРН , ИНН ) в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования расчет суммы экологического сбора за 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СЛАВЯНСКАЯ-3» в доход бюджета Нальчикского городского округа Кабардино-Балкарской Республики государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 14.01.2021 года.

Председательствующий: Огузов Р.М.