Гражданское дело № 2-71/2016
Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Абсалямовой А.В.,
при секретаре Спириной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 20 января 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Ярославль», ООО «Управляющая компания Восток», муниципальному учреждению «Центр социальных выплат»города Рыбинска об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает в жилом помещении-квартире <адрес>, собственником которой является ее сын- ФИО2 Указанная квартира расположена в многоквартирном доме, управление которым по решению собственников жилых помещений, осуществляет ООО «Управляющая компания Восток» Платежи за газоснабжение, водоснабжение и электроснабжение осуществляются по счетам,, выставляемым непосредственно ресурсоснабжающими организациями.
До 01.01.2014 года ЯСК присылала истице квитанции об оплате коммунальной услуги «Электроснабжение», в которой объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды был рассчитан исходя из нормативов, установленных постановлением правительства Ярославской области от 10.08.2012 г. № 789-П.
В соответствии с указанным постановлением ежемесячный норматив потребления ОДН на дом по адресу:<адрес> составляет:
(3,6 кВт.ч/кв.м.- норматив осветительные установки;
-0,06 кВт. ч/кв. м.- норматив другие виду электрооборудования;
- 259,9 кв.м.- площадь мест общего пользования в многоквартирном доме.
При этом ежемесячный норматив потребления ОДН для квартиры № составляет 12,8 кВт.ч. согласно следующему расчету:
951,24/3147х42,4+12,8 кВт.ч., где:
951,24 кВт.ч.- норматив потребления ОДН на весь дом;
3147 кв.м.- площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
42,4 кв.м.- площадь квартиры №.
Таким образом для квартиры № при нормативном размере ОДН 12,8 кВт. ч. и стоимости 1 кВт равной <данные изъяты> руб., ежемесячный платеж за ОДН составлял <данные изъяты> руб.
Начиная с 1.01.2014 года размер коммунальной услуги «Электроснабжение», предоставленной на ОДН ЯСК стала определять по фактическим показаниям общедомового прибора учета. И весь объем потребления электроэнергии в нарушение п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» согласно которому распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Подобного решения собственниками дома, где живет истица, не принималось. Таким образом, она стала оплачивать ОДН по нормативу 12,8 кВт.ч., то есть <данные изъяты> руб., не оплачивая «сверхнормативный» ОДН и в том числе суммы перерасчета за «Сверхнормативный «ОДН. В связи с чем у нее образовался и постепенно стал увеличиваться долг перед ЯСК за предоставление коммунальной услуги, с которым категорически не согласна. В письменном виде и в устной форме она доводила до сведения ЯСК свое несогласие. «Сверхнормативный» ОДН должны оплачивать управляющие компании. Верховный Суд в Определении от 23.06.2015 года № 8-КГПР 15-2 об этом указывал.
Кроме этого, из письменного ответа ОАО «ЯСК» от 21.01.15 г. № 12-12/62 с 01.06.2014 года у ЯСК появились «уточненные данные» о площади мест общего пользования (сведения предоставила УК «Восток»), в соответствии с которыми площадь мест общего пользования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, составила 1588,9 кв.м. (вместо 259,9 кв.м.) и ежемесячный норматив ОДН для квартиры №, рассчитанный по выше приведенным формулам, составил 78, 4 кВт.ч. (вместо 12,8 кВт.ч.).
Однако площадь дома не менялась.
Истицей производилась оплата потребленной энергии по показаниям «Индивидуальный прибор учета» в полном объеме, а корректировался только объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, который уменьшался до размера норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, рассчитанной для квартиры № (128 кВт.ч.). Таким образом «долг» по оплате сформировался за счет неоплаты за «сверхнормативное» потребление электроэнергии на ОДН. В связи с тем, что ЯСК отказывается списать долги и пени, ей была прекращена выплата компенсации по оплате коммунальной услуги. Это право ей предоставлено в связи с тем, что она является ветераном труда. Просит обязать ответчиков возместить ей невыплаченные денежные средства.
Содержание п.п. 6 п.3 постановления Правительства Ярославской области от 10.08.2012 года № 789-П согласно которому площадь мест общего пользования в многоквартирном доме рассчитывался с учетом площадей чердаков, подвалов и технических этажей, прямо противоречить позиции Министерства регионального развития РФ (письмо от 22.11.2012 года № 29433-ВК/19), в соответствии с которым уже 08.12.2014 года Постановлением Правительства Ярославской области № 1265-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ярославской области от 10.08.2012 года № 789-П» указанное противоречие было устранено, в связи с чем площадь чердаков, подвалов и технических этажей учитывается для расчета потребления электроэнергии на ОДН.
В обеспечение единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в адрес руководителей органов местного самоуправления, управляющих организаций и энергосбытовых организаций Департаментов энергетики и регулирования тарифов Ярославской области было направлено письмо от 27.ё11.2014 года № 31-043709/14, в соответствии с которым до вступления в силу изменений указанных Постановлением Правительства Ярославской области от 08.12.201 года № 1265-п, исполнители коммунальной услуги и ресурсоснабжающие организации должны общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определять без учета площадей чердаков, подвалов и технических этажей.
В настоящее время ТНС сделан перерасчет в части долга на сумму <данные изъяты> руб.. Однако не решен вопрос о возврате <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и пени-<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. С целью возобновления выплат компенсаций, ею выплачено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Она просит вернуть уплаченные ею излишне денежные средства, восстановить нарушенное право на получение выплат, взыскать денежные средства, не выплаченные ей за период с июня по ноябрь 2015 года, взыскать компенсацию морального вреда-<данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истица ФИО1, ее представитель-Леонов С.Н. от требований об обязании произвести перерасчет, обязании производить расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальной услуги «электроснабжение»и предоставлять указанный расчет в МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска для выплаты льготы, взыскании невыплаченной компенсации по оплате коммунальной услуги отказались в полном объеме. Поддерживают требования о взыскании излишне уплаченных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Досудебные претензии истцы были частично удовлетворены в ходе судебного заседания. Ей рассылали письма с указанием задолженности, с предупреждениями об отключении энергии, слали СМС, звонили, длительное время не уплачивали компенсацию не по ее вине.
Третье лицо- ФИО2 извещался надлежаще, в суд не явился, представителя не направил.
Представитель ответчика- ПАО «ТНС энерго Ярославль» ФИО3 с иском не согласен. Истице произведен перерасчет, списаны пени, задолженность, образовавшаяся в связи с отнесением «сверхнормативных» начислений на собственников жилья.
В письменном отзыве указывал следующее: в отношении заявляемых требований истца за «перерасчете» за период октябрь - декабрь 2014 года, Общество полагает себя ненадлежащим ответчиком в силу следующего.
Между ООО «Управляющая компания «Восток» (Покупатель) и ПАО «ТНС энерго Ярославль» (Поставщик) в июне 2014 года заключен договор снабжения электрической энергии № 7611 от 01.06.2014 г., а также дополнительное соглашение к нему.
В соответствии с условиями данного договора Поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии до точек поставки, указанных в приложении № 1 к договору, а Покупатель принимать ее и оплачивать.
Кроме этого, Покупатель по настоящему договору поручил, а Поставщик принял на себя обязательства за вознаграждение от имени Покупателя и за его счет обеспечить выполнение указанных в дополнительном соглашении обязанностей исполнителя коммунальной услуги - электроснабжение, в части коммунальных услуг, предоставленных в жилом или нежилом помещении, собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в Приложении №1 к договору.
Таким образом, между сторонами заключен смешанный договор. Договор энергоснабжения, в части поставки коммунального ресурса в многоквартирные дома и агентский договор, в части начисления платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в многоквартирных домах, в том числе плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее плата за ОДН). -
Однако в последнем случае ПАО «ТНС энерго Ярославль» выступало как агент ООО «УК «Восток» и осуществляло начисление платы от имени и за счет управляющей компании.
В связи с этим права и обязанности в рассматриваемой ситуации возникли именно у ООО «УК «Восток».
Начисление за коммунальную услугу «электроснабжение» в многоквартирных домах, в том числе плату за ОДН Общество осуществляло в полном соответствии с условиями договора, а также нормами действующего законодательства.
В частности в приложении № 5 к договору сторонами согласованы применимые при начислении платы за ОДН размеры площадей мест общего пользования, а также значения норматива, определенные в соответствии с правилами «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 г. № 789-П.
Требования Истца, касающиеся возложения обязанности на ПАО «ТНС энерго Ярославль» возобновить выплату компенсации на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», а также возмещении компенсации за июнь - август 2015 года, также не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Ярославской области таким нормативно-правовым актом является Закон ЯО «Социальный кодекс Ярославской области» от 19.12.2008 г. № 65-з (далее Закон ЯО).
В соответствии со ст. 13 Закона ЯО финансирование социальных обязательств, предусмотренных данным Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета в полном объеме.
В соответствии с п. 1.2. правил «Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и~ о признании утратившими силу Постановления Правительства области от 29.12.2008 г. № 720-п» утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 г. № 1070-п, выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения осуществляют органы социальной защиты населения по месту постоянного или преимущественного проживания.
ПАО «ТНС энерго Ярославль» к указанным органам не относится.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг урегулированы нормами
жилищного законодательства, в частности нормами Жилищного кодекса РФ, а
также «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее Правила).
Данные нормативно-правовые акты являются специальными по отношению к Закону РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 и, следовательно, имеют приоритет при их применении к правоотношениям между сторонами в рассматриваемом споре.
Указанное положение закреплено в ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, в соответствии с которым Последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом.
Кроме этого, данный вывод следует также из правовой позиции, изложенной Верховным судом РФ в Постановлении Пленума «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. № 17 (п.2): «если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами».
В соответствии с п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за моральный вред (физические или нравственные страдания), -причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами.
Ответчик-ООО «УК «Восток» представителя в суд не направил, ходатайствуют о проведении слушания в их отсутствие. В отзыве на иск указано, что в июне 2014 года ООО «УК «Восток» на основании агентского договора поручила ОАО «ЯСК» производить расчеты с населением за поставленную электрическую энергию, выставлять соответствующие квитанции. Для осуществления расчетов в адрес ОАО «ЯСК» были направлены площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов. Согласно техническому паспорту в площадь помещений, входящих в состав общего имущества <адрес> входят: 1. площадь лестничных клеток-259,9 кв.м., 2. площадь подвального помещения- 664,5 кв.м. ( в данном помещении находятся инженерные коммуникации- электрические сети и вводное распределительное устройство, элеваторный узел центрального отопления). 3. площадь чердачного помещения- 664,5 кв.м. (проходит розлив центрального отопления).
В спорный исковой период для расчета норматива ежемесячного потребления электрической энергии на общедомовые нужды населения при отсутствии прибора учета действовало постановление Правительства ЯО от 10.08.2012 года № 789-п, согласно которому расчет норматива производился с учетом чердаков, подвалов и лестничных клеток.
Кроме того, согласно Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) ли нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергии), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15: Vi одн.5= Nодн х S о их Si / S об.,
где N одн- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме,
S ои- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и ирные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Таким образом ПАО «ТНС энерго Ярославль» правильно произвело расчет платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, учитывая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома, равную 1588,9 кв.м. Просят в иске отказать.
Ответчик –МУ «Центр социальных выплат» представителя в суд не направил. Согласно отзыву с иском не согласны. Выплата компенсаций истице возобновлена.
Третье лицо-Департамент по социальной защите населения в суд не явился, представителя не направил.
Администрация городского округа город Рыбинск, привлеченная к участию в деле определением Рыбинского городского суда от 26.10.2015 года своего представителя в суд не направила, извещены о слушании дела надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
ФИО1 проживает в жилом помещении- квартире № в доме <адрес>. Собственником квартиры является ФИО2.
В соответствии со статьей 72 закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», являясь ветераном труда, истица получает компенсацию по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате электроэнергии, в размере 50 % платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления.
Начиная с 1 января 2014 года размер коммунальной услуги «Электроснабжение», предоставленного на ОДН, ЯСК стал определятся по фактическим показаниям общедомового прибора учета. И весь объем потребления электроэнергии на ОДН ЯСК стал распределяться между потребителями коммунальной услуги.
Собственниками дома заключен договор управления домом с обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» Восток».
01.06.2014 года между ОАО «Ярославская сбытовая компания» ( в настоящее время- ПАО «ТНС энерго Ярославль») заключен договор снабжения электрической энергией № 7605 согласно которому поставщик (ОАО «ЯСК») обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Согласно дополнительному соглашению к договору снабжения электрической энергией № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЯСК» принимает на себя обязательство за вознаграждение от имени покупателя и за его счет обеспечить выполнение указанных в настоящем договоре обязанностей исполнителя коммунальной услуги- электроснабжение, в части коммунальных услуг, предоставленных в жилом или нежилом помещении, собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в Приложении № 1 к договору. Выполнять ежемесячно расчет объемов электрической энергии, постановленной каждому потребителю исходя из показаний общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета, расчетных способов и нормативов потребления в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами».
1 июня 2014 года между ООО «Управляющая компания «Восток» (цедент) и ООО «Ярославская сбытовая компания» (цессионарий) заключено соглашение об уступке прав требования, по которому цедент уступает Цессионарию право требовании платы за коммунальную услуг «электроснабжение» с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется Цедентом, согласно реестру… за расчетный период… на сумму… включая НДС 18 %.
Доводы истца о наличии нарушений в деятельности управляющей организации и поставщика в связи с начислением «сверхнормативного» ОДН являются обоснованными.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения собственниками дома, где проживает истица, не принималось.
Указанное нарушение было устранено ответчиками в ходе судебного разбирательства и истице произведен перерасчет, размер начисленных денежных средств за «сверхнормативное» потребление, начисленные на задолженности пени, исключены из задолженности.
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами истицы о необходимости производить расчет размера расходов на общедомовые нужды в период до вступления в законную силу изменений в Постановление Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению» исходя из размера площади помещений без учета площади чердаков, подвалов и технических этажей. При этом истица ссылается на наличие противоречий между п.п. 6 п. 3 вышеуказанного Постановления и позиции Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме от 22.11.2012 года № 294333-ВК/19.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике определены ст. ст. 21 и 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
При этом Министерство регионального развития (до момента его упразднения в 2014 году) имело полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и т.п. Письма Министерства не имеют силу закона, носят рекомендательный характер. Сведений об оспаривании нормативно-правового акта Правительства Ярославской области не имеется. С момента внесения изменений в Постановление Правительства Ярославской области № 789-п, порядок определения размера площади, используемой при производстве расчета размера расходов на ОДН был изменен.
Формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 14.02.2015) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
(формула 34)
,
где:
- суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
При этом в редакции Постановления Правительства Ярославской области № 789-п от 28.03.2014 года норматив 3,6- осветительные установки общедомовых помещений жилого дома (лестничные и этажные площадки, лифтовые холлы, коридоры, тамбуры, входы в подъезды, вестибюли), помещений производственно-технического назначения (электрощитовые, мусоросборники, тепловые и водомерные узлы, помещения консьержа, колясочные, кладовые уборочного инвентаря) рассчитывался без учета площадей чердаков, подвалов и технических этажей и, при этом норматив другие виды электрооборудования (0,06) включал в себя осветительные установки общедомовых помещений жилого дома (чердаки, подвалы, технические этажи) и другие виды электрооборудования (системы противопожарного оборудования и дымоудаления, системы контроля и управления доступом, кодовые замки, усилители антенн коллективного пользования и другое). Таким образом ответчики необоснованно производили расчет норматива 3, 6 с учетом площади 1 588, 9 кв.м.- площади мест общего пользования в многоквартирном доме ( с учетом площадей чердаков, подвалов и технических этажей).
В уточненном исковом заявлении истицы от 24.12.2015 года проведен расчет ежемесячного норматива потребления ОДН с учетом исключения площади чердаков, подвалов и технических этажей из норматива 3,6 для квартиры №, что составляет 13,7 кВт. ч. Указанный расчет ответчиками не оспорен. Оснований не доверять правильности данного расчета, проверенного судом, не имеется. За один месяц размер недоплаченных истицей на лицевой счет № денежных средств, при стоимости кВт/2 2,9 руб., составляет <данные изъяты> руб. за 6 месяцев за период с января 2014 года по июнь 2014 года- <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. За период с октября 2014 года по декабрь 2014 года эта сумма составила <данные изъяты> руб. ( <данные изъяты>). Итого невыплачено за спорный период <данные изъяты> руб. Поскольку истицей в ходе судебного разбирательства <данные изъяты>руб- задолженность, образовавшаяся в связи с несогласием размера площади, определяемого для расчета расходов на ОДН, внесена на лицевой счет, ей должно быть возвращено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек ( <данные изъяты>.).
Поскольку оплата внесена непосредственно на счет ПАО «ТНС Энерго Ярославль», суд полагает необходимым удержать указанные денежные средства с данного ответчика в пользу истицы.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в связи с действиями ответчиков, нарушивших ее права. Суд в части соглашается с законностью указанных требований. Права истицы длительное время нарушались выставлением счетов по оплате «сверхнормативного» ОДН, при этом перерасчет произведен только в ходе судебного заседания. Длительное время истца не имела возможности получать предусмотренные «Социальным кодексом Ярославской области» выплаты. Размер компенсации морального вреда суд полагает необходимым определить с учетом требований разумности, справедливости, степени нарушений прав истицы в сумме <данные изъяты> рублей.
Надлежащим ответчиком в указанной части суд полагает необходимым признать управляющую компанию, поскольку договорные отношения у истицы существуют именно с ней, исполнителем услуги также является ООО «Управляющая компания ВОСТОК». Передача компанией полномочий по проведению расчетов, выставлению счетов, а также получению денежных средств от населения, истребованию образовавшейся задолженности ПАО «ТНС энерго Ярославль» не влияет на обязанности исполнителя коммунальной услуги «Электроснабжение» по договору управления, заключенному между собственниками дома и управляющей компанией.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ярославль» в пользу ФИО1 излишне уплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> копеек.
Взыскать ООО «Управляющая компания» «Восток» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части требований -отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Рыбинский городской суд.
Судья