Дело №2-5613/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2018 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Ховалыг А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Противотуберкулезный диспансер» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
с участием заместителя прокурора г. Кызыла Цыганок М.А., истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, Дадар-оола С.И., представителя третьего лица Министерства здравоохранения Республики Тыва ФИО3,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что истица работает в данном учреждении, и в нарушение норм Трудового кодекса Российской Федерации работодатель выплачивал ей заработную плату в размере, составляющем менее минимального размера оплаты труда.
Просит взыскать с ответчика в пользу истицы недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июль, август, сентябрь 2018 года в размере 2104 руб. 20 коп.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. и истица иск полностью поддержали.
Представители ответчика ФИО2, ФИО4, действующие на основании доверенностей, иск не признали, пояснив, что заработная плата истице выплачена в соответствии с требованиями законодательства; представлено письменное возражение.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Тыва ФИО3 поддержал позицию представителей ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материала дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 4 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в частности, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Федеральным законом от 28.12.2017 №421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2018 года по апрель 2018 года размер МРОТ составлял 9489 рублей месяц.
Между тем, согласно ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивается путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок).
Указом Президента РФ от 16 мая 1994 года №945 «Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» г. Кызыл отнесен к местности, приравненной к Крайнему Северу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 №856 в г. Кызыле установлен районный коэффициент 1,4; г. Кызыл включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, где выплачивается установленная законом процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (до 50%).
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного Министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
По смыслу указанных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П, а также п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
Порядок начисления заработной платы работников ГБУЗ РТ «Противотуберкулезный диспансер» устанавливается постановлением Правительства Республики Тыва от 29.01.2018 №28 «О внесении изменений в Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных медицинских организаций Республики Тыва», согласно которому расчет производится за фактически отработанное время.
ФИО1 работает <данные изъяты> в ГБУЗ РТ «Противотуберкулезный диспансер» (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленных расчетных документов следует, что заработная плата истицы с января 2018 года по сентябрь 2018 года составляла:
за январь: оклад – 6996,00 руб., надбавка за интенсивность – 699,60 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 699,60 руб., районный коэффициент – 4477,44 руб., северная надбавка – 5596,80 руб., начислено 21267,84 руб., удержано НДФЛ – 2764,00 руб.;
за февраль: оклад – 6996,00 руб., надбавка за интенсивность – 699,60 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 699,60 руб., районный коэффициент – 4477,44 руб., северная надбавка – 5596,80 руб., начислено 21267,84 руб., удержано НДФЛ – 2764,00 руб.;
за март: оклад – 6996,00 руб., надбавка за интенсивность – 699,60 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 699,60 руб., районный коэффициент – 4477,44 руб., северная надбавка – 5596,80 руб., начислено 21267,84 руб., удержано НДФЛ – 2764,00 руб.;
за апрель: оклад – 6662,86 руб., надбавка за интенсивность – 666,29 руб., надбавка за квалификационную категорию – 999,43 руб., коэффициент специфики -1665,72 руб., коэффициент стажа – 666,29 руб., районный коэффициент – 4264,24 руб., северная надбавка – 5330,31 руб., начислено 20255,18 руб., удержано НДФЛ – 2633,17 руб.;
в мае - находилась в очередном отпуске;
в июне – норма труда не отработана;
за июль: оклад – 6662,86 руб., надбавка за интенсивность – 666,29 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 666,29 руб., районный коэффициент – 4317,54 руб., северная надбавка – 5396,92 руб., начислено 20508,30 руб., удержано НДФЛ – 2666,00 руб.;
за август: оклад – 6662,86 руб., надбавка за интенсивность – 666,29 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 666,29 руб., районный коэффициент – 4317,54 руб., северная надбавка – 5396,92 руб., начислено 20508,30 руб., удержано НДФЛ – 2666,00 руб.;
за сентябрь: оклад – 6662,86 руб., надбавка за интенсивность – 666,29 руб., надбавка за квалификационную категорию – 1049,40 руб., коэффициент специфики -1749,00 руб., коэффициент стажа – 666,29 руб., районный коэффициент – 4317,54 руб., северная надбавка – 5396,92 руб., начислено 20508,30 руб., удержано НДФЛ – 2666,00 руб.
Исходя из приведенных норм, заработная плата должна быть: с января по апрель 2018 года не менее 18029,10 руб. (МРОТ 9489 руб. + 40% районный коэффициент 3795,60 руб.+ 50% северная надбавка 4744,50 руб.); с мая по сентябрь 2018 года – 21209,70 руб. (МРОТ 11163 + 40% районный коэффициент + 50% северная надбавка).
По расчету прокурора недоначисленная и невыплаченная заработная плата составила 2104 руб. 20 коп., а именно: за июль, август, сентябрь – по 701 руб. 40 коп.
Между тем, при проверке расчета установлено, что прокурором по ошибке указан оклад заработной платы истицы за июль, август, сентябрь - 6662,86 руб., что не соответствует расчетным ведомостям, согласно которым оклад за указанный период составлял 6996 рублей. Соответственно, материалами дела подтверждено, что истице начислено и выплачено: за июль, август и сентябрь 2018 года - по 21267 руб.84 коп., что превышает размер МРОТ.
Поэтому иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Противотуберкулезный диспансер» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2018 года.
Судья Л.Т. Сватикова