ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5616/2013 от 03.10.2013 Новгородского районного суда (Новгородская область)

--

Дело № 5616/13                Великий Новгород   Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации   03 октября 2013 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Васильевой И.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Военного комиссариата Новгородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Новгородской области об обязании производить выплату пенсии из должностного оклада, соответствующего 15 тарифному разряду,

      у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новгородской области об обязании производить выплату пенсии из должностного оклада, соответствующего 15 тарифному разряду, указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию по выслуге лет с <дата>, уволен из рядов Вооруженных Сил СССР с должности <данные изъяты> и пенсия ему была исчислена из должностного оклада, равного 145 руб. Далее, с <дата> ему пенсию стали исчислять из должностного оклада в 185 руб., тогда как в соответствии с указанием ЦФУ Министерства обороны СССР от <дата> <номер>, принятым во исполнение Закона СССР от <дата> «О пенсионном обеспечении военнослужащих», постановления Совета Министров СССР от <дата> <номер> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям» и приказа Министра обороны СССР от <дата> <номер> «О пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей», о том, что всем лицам офицерского состава, уволенным с военной службы в период с <дата> по <дата> должностные оклады, принятые в расчет при назначении пенсии, повышаются на 50 руб., назначенная ему пенсия должна была исчисляться из должностного оклада в 195 руб. Следовательно, с указанного времени и до <дата> назначенная ему пенсия, ее перерасчет и индексация начислялись в заниженном размере. Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата> <номер> «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим и усилении их социальной защиты» с <дата> устанавливались новые размеры окладов по «типовым» должностям, воинскому званию и процентной надбавки, а Министерству обороны РФ предоставлялось право устанавливать оклады по остальным должностям, применительно к типовым. В приложении <номер> приказа Министра обороны РФ <номер> от <дата> были установлены размеры должностных окладов и соответствующие им тарифные разряды, вводимые для офицерского состава с указанной даты, следовательно, ему должен был быть установлен должностной оклад как у военнослужащего его категории, получающего такой же должностной оклад, как у него. Его должностной оклад на день увольнения составлял 145 руб., который был равен должностному окладу, стоящему между <данные изъяты> (должностной оклад 140 руб.) и <данные изъяты> (должностной оклад 150 руб.) Работники Военного комиссариата Новгородской области на <дата> установили ему должностной оклад в размере 15500 руб., что соответствует 3 тарифному разряду, при этом ими не были применены примечания к таблицам пересчета (приложения №<номер>), утв. Указаниями Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от <дата> <номер>, согласно которым лицам, уволенным до 1991 года и занимавшим должности <данные изъяты> и равные им по тарификации, с <дата> необходимо устанавливать должностной оклад в размере 17000 руб., что соответствует 6 тарифному разряду, а <данные изъяты> - должностной оклад в размере 19000 руб., что соответствует 8 тарифному разряду. Поскольку занимаемая им до увольнения должность относится к числу «нетиповых», его должностной оклад 18000 руб., соответствующий 7 тарифному разряду, находится между этими должностными окладами, и, следовательно, исчисление ему пенсии за период с <дата> по <дата> осуществлялось в заниженном размере. Согласно директиве Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О порядке определения тарифных разрядов» в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, существовавшими до <дата>, 7 тарифный разряд стал соответствовать 15 тарифному разряду, однако в нарушение этой директивы Военным комиссариатом Новгородской области пенсия ему исчисляется в заниженном размере исходя из 11 тарифного разряда.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по указанным выше мотивам.

Представитель ответчика Военного комиссариата Новгородской области ФИО2 в судебном заседании иск не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях относительно иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что ФИО1 приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР от <дата> <номер> был уволен с действительной военной службы с должности <данные изъяты> с должностным окладом 145 руб., из которого ему Военным комиссариатом Новгородской области как пенсионеру Министерства обороны исчислялась пенсия с <дата>.

С <дата> в соответствии с Законом СССР от 28.04.1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» истцу был установлен оклад по воинской должности в размере 185 руб., который в последующем индексировался.

Указанный размер оклада по воинской должности истца подтверждается его расчетной книжкой, имеющейся в пенсионном деле, а потому данный факт считается судом установленным.

В соответствии с Указом Президента СССР от 19.12.1991 года № УП-3074 и приказом Министра обороны СССР от 24.12.1991 года № 585 предусматривался ежегодный пересмотр размеров пенсий военным пенсионерам с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 01.01.1992 года, в связи с чем, с указанной даты истцу был установлен оклад по должности в размере 1016 руб.

Указом Президента РФ от 16.07.1992 года № 781 и приказом Министра обороны РФ от 16.07.1992 года № 70 был определен порядок перерасчета пенсий с 01.08.1992 года, исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих на указанную дату. С 01.08.1992 года истцу был установлен оклад по должности 3430 руб.

Постановлением Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были утверждены сетки должностных окладов военнослужащих по типовым должностям - приложение 1, а Министру обороны РФ предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим постановлением, а также пересчитать пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ, исходя из увеличенного, в соответствии с настоящим постановлением денежного содержании военнослужащих, состоящих на службе.

Приказом Министра обороны РФ № 020 от 27.02.1993 года «Об упорядочении выплаты «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил РФ и усилении их социальной защиты» был определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей, согласно которому установлены размеры должностных окладов военнослужащих с 01.02.1993 года.

В соответствии с принятыми 25.02.1993 года во исполнение данного приказа Указаниями Главного Управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ № 180/13/1-91 с 01.02.1993 года истцу был установлен должностной оклад, равный 15500 руб., что соответствовало 3 тарифному разряду.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ № 4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военною службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Пересмотр пенсий при увеличении денежного довольствия военнослужащих осуществляется в соответствии со статьей 49 указанного выше Закона - одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих и исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Принятым Правительством РФ 26.06.2002 года во исполнение Федерального закона от 07.05.2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», Указов Президента РФ от 04.03.2002 года № 249 «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих» и от 01.06.2002 года № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» постановлением № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 01.07.2002 года были установлены новые размеры окладов по типовым воинским должностям, проходящих военную службу по контракту, и Министерству обороны РФ поручено установить, исходя из окладов по типовым воинским должностям указанных военнослужащих, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при этом было предписано руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренных Указом Президента РФ от 01.06.2002 года № 537 для типовых воинских должностей.

Приказом Министра обороны РФ от 28.06.2002 года № 245 установлено выплачивать с 01.07.2002 года месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности.

Согласно Приложению к Указаниям Министра обороны РФ от 28.06.2002 года № 180/3/390 «О порядке определения тарифных разрядов» в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, существовавшими до 01.07.2002 года, 3 тарифный разряд с 01.07.2002 года стал соответствовать 11 тарифному разряду, должностной оклад по которому 1650 руб.

Исходя из указанных нормативных правовых актов и согласно указаниям Главного финансово-экономического Управления Министерства обороны РФ с 01.07.2002 года по воинской должности <данные изъяты> установлен 11 тарифный разряд (должностной оклад 1650 руб.), из которого с этой даты истцу был пересмотрен размер пенсии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Военным комиссариатом Новгородской области исчисление пенсии истцу в указанный выше период производилось в соответствии с действовавшим на тот период законодательством, в связи с чем исковые требования истца на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.

Являются несостоятельными и доводы истца о наличии законных оснований для перерасчета назначенной ему пенсии в период с <дата> до <дата> исходя из увеличения должностных окладов военнослужащих на 50 руб., по следующим основаниям.

Как было указано, назначение и исчисление пенсии военным пенсионерам производилось в данный период на основании Закона СССР от 28.04.1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих», в соответствии со ст. 46 которого исчисление пенсии названной в нем категории лиц производилось из денежного довольствия военнослужащих, при этом порядок учета соответствующих окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет и их размер определялся Советом Министров СССР, а именно Постановлением Совета Министров СССР от <дата> <номер>.

Вместе с тем, указанное постановление не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).

Норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия, была введена только с 01.02.1993 года и содержалась в Законе РФ № 4468-1.

До введения в действие данного Закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте.

Таким образом, в период с <дата> до <дата> в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, которые учитывались органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе.

Также судом не могут быть приняты во внимание и доводы истца о необходимости применения к нему п. 1 примечаний к Приложению <номер> к Указаниям Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25.02.1993 года № 180\13-93, согласно которым лицам, уволенным до 1991 года и занимавшим должности <данные изъяты> и равные им по тарификации, с <дата> необходимо устанавливать должностной оклад в размере 17000 руб., что соответствует 6 тарифному разряду, а зам. командира батальона - должностной оклад в размере 19000 руб., что соответствует 8 тарифному разряду. Поскольку занимаемая им до увольнения должность относится к числу «нетиповых», его должностной оклад 18000 руб., соответствующий 7 тарифному разряду, находится между этими должностными окладами, и, следовательно, исчисление ему пенсии за период с <дата> по <дата> осуществлялось в заниженном размере, поскольку равность в должностном окладе не может свидетельствовать о равности по тарификации в смысле вышеуказанного нормативного акта.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы (государственную пошлину в сумме 200 руб.) следует отнести за счет средств местного бюджета.

Руководствуясь ч. 4 ст. 103, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Новгородской области об обязании производить выплату пенсии из должностного оклада, соответствующего 15 тарифному разряду, отказать.

Судебные расходы (государственную пошлину в сумме 200 руб.) отнести за счет средств местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий            Л.В.Макарова

Мотивированное решение составлено 22.10.2013 года

Судья Л.В.Макарова