Центральный районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 5617/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2011 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи
Мороз И.Г., при секретаре Кудряшовой А.Г., с участием прокурора Ненашевой И.А.,
представителя Министерства образования и науки Хабаровского края ФИО1,
представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО2, представителя КГС (К) ОУ «Общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 10» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Краевому государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 10» о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения котельной,
УСТАНОВИЛ:
Бикинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения котельной, расположенной по адресу , указав в обоснование заявленного требования следующее.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 23.11.2010 № 707-рп в собственность Хабаровского края передано имущество Бикинского муниципального района, в том числе котельная, расположенная по адресу: . Данное имущество находится в оперативном управлении краевого государственного специального (коррекционное) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10».
В ходе проведенной проверки установлены нарушения законодательства, допускаемые при электроснабжении котельной, заключающиеся в том, что электроснабжение котельной осуществляется по одной линии. Резервный источник электроснабжения отсутствует. Согласно акту проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2010/2011 гг. от 06.09.2010 схема электроснабжения котельной не соответствует категории электропотребителя, так как не обеспечен резерв электроснабжения. При отключении подачи электроэнергии котельная не сможет функционировать и обеспечивать теплоснабжение школы-интерната.
Согласно действующему законодательству собственник имущества обязан обеспечить соответствие электроустановок действующим техническим нормам. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России. К числу технических регламентов относятся СНиП И-35-76 «Котельные установки», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров по делам строительства от 31 декабря 1976 г. № 229, Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ). Согласно п. 14.1. СНиП П-35-76 электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Правилами устройства электроустановок определено, что электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (п. 1.2.18). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п. 1.2. 20). В соответствии с установленными ПУЭ определениями приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (п. 1.2.7.). Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории (п. 1.2.8). Исходя из изложенных норм СНиП П-35-76 и ПУЭ котельная КГС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10» является электроприемником и потребителем электрической энергии второй категории. Хабаровский край, являясь собственником вышеуказанной котельной в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Отсутствие автономного источника электроснабжения котельной КГС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10» не позволяет обеспечить электроэнергией данное учреждение в случаях аварий на линиях электропередач, что нарушает права неопределенного круга лиц, на территории Лермонтовского сельского поселения, так как перерыв электроснабжения котельной образовательного учреждения может повлечь нарушение нормальной деятельности значительного количества жителей сельского поселения.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», п. 1.1 Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.01.2011 N 21-пр, министерство образования и науки Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, молодежной политики, а также полномочия по организации и осуществлению в крае деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этих сферах других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.10.2011 г. по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 10».
В судебном заседании прокурор Ненашева И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что представить материалы прокурорской проверки, имеющей отношение к котельной, расположенной по адресу , она не может, т.к. данные материалы проверки, несмотря на требование суда, ей Бикинским городским прокурором не представлены; имеется ли в данной котельной электротехническая часть, требующая резервного источника электроснабжения, ей не известно; теплоснабжение каких объектов, кроме школы-интерната, обеспечивает данная котельная, не известно; передавалось ли Хабаровскому краю котельное оборудование, расположенное в здании данной котельной, не известно, но поскольку Хабаровскому краю передано здание котельной, вместе с ним должно быть передано котельное оборудование; доказательства, подтверждающие, что котельная школы-интерната относится к электроприемнику второй категории, представить не может.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Хабаровского края ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что Министерство не является собственником или иным законным владельцем указанной котельной.
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №10», расположенное по адресу: принято в государственную собственность Хабаровского края на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 23.11.2010 № 707-рп.
В составе недвижимого имущества учреждения в государственную собственность Хабаровского края была передана котельная (здание), оборудование котельной в государственную собственность не передавалось.
Полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2008 № 100-пр осуществляет министерство имущественных отношений края, распоряжением которого здание котельной было закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Являясь главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, министерство образования и науки Хабаровского края осуществляет финансирование подведомственных ему краевых образовательных и иных учреждений в соответствии с формируемым государственным заданием на оказание государственных услуг.
В соответствии с уставом и отраслевым (базовым) перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) краевыми государственными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Хабаровского края, утвержденным приказом министерства от 01.06.2011 № 264, учреждение реализует общеобразовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В силу действующего законодательства и в соответствии с уставом учреждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает автономностью, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, определенных уставом.
По согласованию с министерством имущественных отношений края, осуществляющим полномочия собственника имущества края, находящееся в оперативном управлении учреждения имущество Хабаровского края - здание котельной и теплосеть (наружные сети отопления) было передано в аренду Бикинскому муниципальному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс». На период действия договора аренды (с 01.10.2011 по 01.06.2012) средства краевого бюджета на содержание здания котельной и теплосети не предусматриваются.
В числе имущества Хабаровского края, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений края от 08.04.2011 № 406 оборудование котельной не значится. За учреждением закреплено только здание котельной. По информации учреждения, оборудование котельной на балансе учреждения не значится.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с Передаточным актом от 11.02.2011г., имущество муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и муниципальной специальной (коррекционной) школы-интерната Лермонтовского сельского поселения, в том числе котельная, расположенная в с было передано из муниципальной собственности Лермонтовского поселения в государственную собственность Хабаровского края.
В соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений края от 08.04.2011 г. № 406 указанная котельная внесена в Реестр краевого государственного имущества и закреплена на праве оперативного управления за КГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10».
В соответствии с частью 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В обоснование иска Бикинский городской прокурор ссылается на "СНиП П-35-76.
Котельные установки", утверждённый Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 N
229 и Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 "Об утверждении глав Правил устройства
электроустановок". Данные акты техническими регламентами не являются.
Доводы прокурора о том, что котельная, расположенная в относится к электроприёмникам второй категории не подтверждены.
Исковые требования сформулированы некорректно. Бикинский городской
прокурор требует провести работы по организации резервного электроснабжения от
автономного источника электроснабжения котельной. При этом параметры данного
автономного источника не указаны.
В судебном заседании представитель КГС (К) ОУ «Общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 10» ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что по акту приема-передачи оборудование котельной учреждению не передавалось, на балансе в учреждении не значится. По согласованию с министерством имущественных отношений края здание котельной и теплосеть (наружные сети отопления) было передано в аренду Бикинскому муниципальному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс». Помимо школы-интерната данная котельная осуществляет теплоснабжение администрации Лермонтовского сельского поселения. Имеется ли в котельной электротехническая часть, требующая резервного источника электропитания, пояснить не может, проверка школы-интерната по данному вопросу Бикинским городским прокурором не проводилась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 23.11.2010 № 707-рп «О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 2 Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности Бикинского муниципального района Хабаровского края» в государственную собственность принято Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Лермонтовского сельского поселения.
В соответствии с Передаточным актом от 11.02.2011г., имущество данного образовательного учреждения, в том числе котельная, расположенная в с было передано из муниципальной собственности Лермонтовского поселения в государственную собственность Хабаровского края.
Собственность Хабаровского края на данную котельную зарегистрирована в установленном порядке 26 апреля 2011 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений края от 08.04.2011 г. № 406 указанная котельная внесена в Реестр краевого государственного имущества и закреплена на праве оперативного управления за КГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10».
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России обеспечивают собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.01.2011 N 21-пр, министерство образования и науки Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, молодежной политики, а также полномочия по организации и осуществлению в крае деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этих сферах других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Являясь главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, министерство осуществляет финансирование подведомственных ему краевых образовательных и иных учреждений в соответствии с формируемым государственным заданием на оказание государственных услуг.
В соответствии с уставом и отраслевым (базовым) перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) краевыми государственными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Хабаровского края, утвержденным приказом министерства от 01.06.2011 № 264, учреждение реализует общеобразовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2008 № 100-пр «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Хабаровского края», осуществляет министерство имущественных отношений края.
Из изложенного следует, что требование прокурора к министерству образования и науки Хабаровского края по обеспечению резервного источника электроснабжения, являются не обоснованными, поскольку данный ответчик не является собственником указанного имущества, не обладает по отношению к этому имуществу полномочиями, позволяющими совершить действия, являющиеся предметом требований прокурора.
К полномочиям министерства имущественных отношений края согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2010 № 73 «О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений" относится закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления и осуществление проверки сохранности краевого государственного имущества.
Из изложенного следует, что и министерство имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный вопрос не относится к его полномочиям.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с частью 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Данное положение в соответствии с п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2011 года.
Согласно п. 3.1 постановления Правительства Хабаровского края от 15.11.2008 № 265-пр «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания» выполнение государственного задания осуществляется учреждением за счет средств краевого бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевыми государственными бюджетными учреждениями производится путем предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием услуг (выполнением работ). В целях расчета объема субсидии устанавливается порядок определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за краевым государственным бюджетным учреждением, и (или) приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду).
По договору № 9209 от 2011г. котельная литер «и», теплосеть (наружные сети отопления) литер 1 образовательным учреждением переданы в аренду Бикинскому муниципальному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс».
Доводы ответчиков о том, что котельное оборудование в краевую собственность из муниципальной не передавалось, прокурором не опровергнуты. В передаточном акте оборудование котельной не указано, на балансе учреждения оборудование котельной не значится. Из пояснений представителей ответчиков следует, что котельная помимо школы отапливает также администрацию Лермонтовского сельского поселения.
Необходимость установки в котельной резервного источника электроснабжения прокурор обосновывает требованиями Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 08.07.202г. № 204, ссылаясь, что котельная относится к электроприемнику второй категории.
Материалы проверки, подтверждающие данное обстоятельство, суду прокурором не представлены.
В соответствии с п. 1.1.1 указанных Правил, они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.
Электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (п.1.1.3)
Приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (п.1.2.7).
Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории (п.1.2.8).
Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (1.2.10)
Категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (1.2.17)
В соответствии с п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.20 Правил).
Доказательства того, что в котельной школы-интерната имеются электроустановки, предназначенные для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии, прокурором в судебное заседание не представлено.
Доказательства того, что данная котельная относится к электроприемнику второй категории, и перерыв в электроснабжении котельной приведет к вышеуказанным последствиям, предусмотренным для электроприемников второй категории, в судебное заседание прокурором не представлены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку прокурором не представлены доказательства юридически значимых обстоятельств, на которых он основывает свои требования, они удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Бикинскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к
Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству имущественных
отношений Хабаровского края, Краевому государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 10» о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения от автономного источника электроснабжения котельной, расположенной по адресу , отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Мороз И.Г.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.11.2011 г.