Дело № РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным, признании права собственности на жилой дом, просила суд: признать незаконным уведомление Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; признать право собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Каменки, <адрес>Б, общей площадью 332,4 кв.м.; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 ссылалась на следующее: ей- истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:16:05020063:659, расположенный по адресу: <адрес>, д. Каменки, <адрес>Б, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление на получение градостроительного плана земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ после получения градостроительного плана земельного участка истцом было подано заявление о выдаче разрешения на строительство жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ указанное разрешение № было истцом получено. ДД.ММ.ГГГГ строительство дома было завершено. ДД.ММ.ГГГГ был получен технический план здания (жилого дома), и подано уведомление в Администрацию Богородского городского округа <адрес> об окончании строительства. ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 получила уведомление Администрации Богородского городского округа <адрес>№ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано, что истцом в нарушение ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», не представлено заключение Главного управления культурного наследия <адрес> об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке и об отсутствии необходимости проведения историко-культурной экспертизы земельного участка, а также не представлены согласования с аэродромами «Черное» и «Чкаловский». Истец считает указанное уведомление незаконным.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании просил суд требования удовлетворить, дополнительно указал, что спорный дом построен на земельном участке, который принадлежит истцу на праве собственности, и на его строительство истцом было получено разрешение в установленном законом порядке. Что касается согласования с Главным управлением культурного наследия <адрес>, то данное согласование должна проводить Администрация Богородского городского округа <адрес>, а не физическое лицо. Что касается согласования с органами в ведении, которые находятся приаэродромные территории, то указанное согласование не предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Представитель истца дополнительно просил суд взыскать с ответчика понесенные истцом по делу расходы на оплату судебной строительно-технической экспертизы, и расходы, связанные с составлением отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки: д. Каменки, <адрес>Б, выполненный ООО «Восток-Центр».
Представитель ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на то, что действия Администрации основаны на нормах действующего законодательства РФ, в ноябре 2018 года было вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома. Основаниями для вынесения данного уведомления послужило непредоставление истцом заключения Главного управления культурного наследия <адрес> об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке истца, и не предоставление согласования с организациями, в ведении которых находятся приаэродромные территории. Требования администрации являются обоснованными, поскольку после принятия решения о выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома, в законодательство были внесены изменения. Также представитель ответчика ссылалась на то, что оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности на жилой дом не имеется, поскольку исходя их заключения судебной строительно-технической экспертизы, дом по адресу: <адрес>, д. Каменки, <адрес>Б, не является законченным строительством. Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований о взыскании судебных издержек.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу п.2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в период выдачи истцу ФИО1 разрешения на строительство жилого дома, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату выдачи истцу разрешения на строительство, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, которыми введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства, взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.
С ДД.ММ.ГГГГ августа 2018 г. утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта ИЖС.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС. Согласно ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В силу ч.4 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч.16 ст.55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(часть 19 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ)
Согласно п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>, д. Каменки, <адрес>Б, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление на получение градостроительного плана земельного участка.
На основании поданного заявления истцом ФИО1 был получен градостроительный план земельного участка <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 Администрацией Ногинского муниципального района было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Из искового заявления, объяснений представителя истца усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ строительство дома было завершено.
ДД.ММ.ГГГГ был получен технический план здания (жилого дома) (<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 направила в Администрацию Богородского городского округа <адрес> уведомление об окончании строительства жилого дома.
Администрация Богородского городского округа <адрес> рассмотрев уведомление об окончании строительства жилого дома, приняла уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>
Не согласившись с уведомлением о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в суд.
Из анализа исследованных судом доказательств, установлено, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:16:05020063:659, истец получила в установленном законом порядке до введения в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу норм действующего законодательства, а именно ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ, истец должна была подать уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.
Из уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Богородского городского округа, судом установлено, что основанием для выдачи уведомления о несоответствии является несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства (индивидуального жилого дома) требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а именно истцу отказано в выдаче положительного уведомления на том основании, что истцом не представлено заключение Главного управления культурного наследия <адрес> об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке и отсутствия необходимости проведения историко-культурной экспертизы земельного участка, и не представлено согласование размещения объекта капитального строительства на земельном участке с Московским авиационно- ремонтным заводом ДОСААФ (в ведении которого находится аэродром «Черное») и войсковой частью 42829 Министерства обороны РФ (в ведении которой находится аэродром «Чкаловский»).
Суд не соглашается с выданным истцу уведомлением о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:
Судом установлено, что истцу ФИО1 в порядке определенным действующим законодательством были выданы градостроительный план земельного участка RU50502000-1266/2017, разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельный участок с кадастровым номером 50:16:05020063:659 от ДД.ММ.ГГГГ№. В указанных документах отсутствует информация о расположении в границах земельного участка истца объектов культурного наследия, отсутствует информация о расположении объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов РФ, об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ представитель ответчика не представил суду доказательства тому, что объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке истца, не соответствует требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства №.
В соответствии с абз. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» одной из целей проведения государственной историко- культурной является определение наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
До утверждения в соответствии с пп.34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 3 ст. 30 настоящего закона в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 3 ст. 30 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Пунктом 4 ст. 99 ЗК РФ установлено, что использование, что использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Градостроительный план земельного участка <данные изъяты> содержит информацию о видах разрешенного использования земельного участка, в нем указано: для индивидуального жилищного строительства.
Градостроительный план не содержит информации об ограничении использования земельного участка, отсутствует информация о расположении в границах земельного участка истца объектов культурного наследия, отсутствует информация о расположении объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов РФ, о расположении земельного участка полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территории (<данные изъяты>
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, судом установлено, что отсутствует информация о расположении земельного участка истца в границах с особыми условиям использования территории или территориями объекта культурного наследия.
Совокупность исследуемых доказательств указывает на то, что земельный участок истца с кадастровым номером №, в границах которого ей возведен жилой дом, расположен вне зоны, подлежащей охране обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключении условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для выдачи истцу уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, со ссылкой на непредоставление истцом заключения Главного управления культурного наследия <адрес> об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке и отсутствия необходимости проведения историко-культурной экспертизы земельного участка.
Также у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче истцу положительного уведомления со ссылкой на отсутствие согласования размещения объекта капитального строительства на земельном участке с Московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ (в ведении которого находится аэродром «Черное») и войсковой частью 42829 Министерства обороны РФ (в ведении которой находится аэродром «Чкаловский»).
Как установлено судом, градостроительный план земельного участка истца не содержит информации о расположении земельного участка истца в границах приаэродромных территорий аэродромов «Чкаловский» и «Черное».
Согласно п. 12.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действующей на дату выдачи истцу разрешения на строительство жилого дома, администрация Богородского городского округа, как орган выдавший истцу разрешение на строительство, в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который в силу п.12.2. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.
При таком положении, требования административного ответчиком от административного истца согласования размещения объекта капитального строительства с Московским авиационно- ремонтным заводом ДОСААФ ( в ведении которого находится аэродром «Черное») и войсковой частью 42829 Министерства обороны РФ (в ведении которой находится аэродром «Чкаловский»), является неправомерным.
При этом, судом учитывается, что требования административным ответчиком, как органом, предоставляющим муниципальные услуги, от административного истца предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, установлен и п.1, ч.1, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО1 к Администрации Богородского городского округа о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным, подлежат удовлетворению.
Истец просила также признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 332, 4 кв.м.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По ходатайству стороны истца по делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы, выполненной экспертом ФИО3 ООО «НПП «Румб», судом установлено, что общая и жилая площадь дома составляют 332, 4 кв.м., этажность 2 этажа, материал стен – блоки. При натурном обследовании дома экспертом установлено, что несущие и ограждающие конструкции исследуемого дома находятся в работоспособном техническом состоянии, угроза обрушения отсутствует, все конструктивные элементы здания соответствуют своему назначению, способны воспринимать нагрузки, имеют пространственную жесткость и устойчивость. Строительные, санитарно-гигиенические, противопожарные нормы и правила не нарушены, эксплуатация дома не несет угрозу для жизни и безопасности окружающих и не ущемляет права третьих лиц, расположение жилого дома соответствует градостроительным нормам СП 42.13330.2016 «Градостроительство, Планировка и застройка Городских и сельских поселений. Суд доверяет экспертному заключению, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, является кадастровым инженером, доказательства заинтересованного эксперта в результатах рассмотрения спора суду не представлены. При этом, анализируя представленное суду экспертное заключение, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости – жилой дом не является законченным строительством объектом.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Из экспертного заключения судом установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес>» отсутствует отопление, жилой дом находится в стадии внутренних отделочных работ, что подтверждается также фотоматериалами, имеющимися в отчете № Об определении рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: <адрес>
Анализируя исследованные по делу доказательства, учитывая, что спорный объект капитального строительства – жилой дом по адресу: <адрес>, сельское поселение Аксено-Бутрское, д. Каменки, <адрес>Б, построен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, соответствует строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, эксплуатация дома не несет угрозу для жизни и безопасности окружающих, на строительство жилого дома было выдано разрешение в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что за истцом ФИО1 надлежит признать право собственности на незавершенный строительством жилой дом общей площадью 332, 4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, оснований для признания за истцом права собственности на законченный строительством жилой дом не имеется.
Истец просил суд взыскать с ответчика понесенные по делу судебные расходы на оплату экспертного заключения в сумме 25000 рублей, расходы по оплате госпошлин в сумме 600 рублей, расходы по оплате оценочной экспертизы в размере 8000 рублей, возложить на ответчика обязанности по оплате госпошлины, исходя из стоимости имущества.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением расходов предусмотренных ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что при подаче искового заявления истцом была оплачена госпошлина в сумме 600 рублей (л.<данные изъяты>), в ходе судебного разбирательства истцом были понесены расходы на оплату судебной строительно-технической экспертизы в сумме 25000 рублей (л.<данные изъяты>), расходы по оценке стоимости объекта недвижимости в сумме 8000 рублей (л.д<данные изъяты>
Анализируя исследованные по делу доказательства, учитывая разъяснения Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу, что с ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> надлежит взыскать в пользу истца расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, в связи с удовлетворением требований истца о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика расходов по оплате судебной строительно-технической экспертизы в сумме 25000 рублей, по оценке стоимости объекта недвижимости в сумме 8000 рублей, по взысканию госпошлины в сумме 300 рублей, поскольку приходит к выводу, что указанные расходы истца, понесены ей в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Ответчик не оспаривал право собственности истца на спорное домовладение, оспорив уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства, истец не была лишена возможности оформить право собственности на спорный объект недвижимости во внесудебном порядке, зарегистрировав право в органах регистрационного учета. Доказательства тому, что ответчик отказывал истцу в признании права собственности на спорное домовладение, истцом суду представлено не было.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 вны к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным, признании права собственности на жилой дом удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Администрации Богородского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства.
Признать за ФИО1 вной право собственности на незавершенный строительством жилой дом общей площадью 332 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении иска ФИО1 вны к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании права собственности на законченный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отказать.
Взыскать с Администрации Богородского городского округа <адрес> в пользу ФИО1 вны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья