Дело № 2-5619/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2013 г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчиков Губернатора ФИО2 края, Правительства ФИО2 края Кан С.Д., действующего на основании доверенности № 9.3.28-16564 от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчика Законодательной Думы ФИО2 края ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчика Министерство финансов ФИО2 края ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчика КГКУ «Служба заказчика <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Губернатору ФИО2 края, Правительству ФИО2 края, Законодательной Думе ФИО2 края, Министерству финансов ФИО2 края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства ФИО2 края» об обязании прекратить финансирование, взыскании компенсации морального вреда,
о п р е д е л и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Губернатору ФИО2 края, Правительству ФИО2 края, Законодательной Думе ФИО2 края, Министерству финансов ФИО2 края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства ФИО2 края» об обязании прекратить финансирование, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что является жителем ФИО2 края, имеет регистрацию в <адрес>. Согласно ст. 3 Устава ФИО2 края, одобренного постановлением ФИО2 края от 30.11. 1995 г. № 150, единственным источником власти в ФИО2 крае является народ РФ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти ФИО2 края и органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края. В связи с чем, полагает, что при решении вопросов расходования средств краевого бюджета в целях реализации различных проектов, в частности при решении вопроса о строительстве и финансировании Ледового дворца в <адрес>, органы власти обязаны получить его согласие. Как следует из содержания программы Новости ГТРК «Дальневосточная», полпредом президента РФ в ДФО Виктором Ишаевым в июне 2013 года во время посещения стройки крытого ледового стадиона для хоккея с мячом в <адрес> озвучена сумма строительства в размере 5 млрд рублей. Так, по данным полпредства, с начала строительства освоено 2 млрд. 87 млн. рублей. В 2011 году из краевого бюджета выделено 237,9 млн. рублей, сумма привлеченных средств ООО "Газпром Инвест Восток" составила 439,8 млн. рублей. При этом истец, полагает, что крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в <адрес> для населения города не нужен. Он необходим ООО "Газпром Инвест Восток", который намерен использовать его для тренировки хоккейной команды и сдачи в аренду. Однако вопрос о строительстве и финансировании указанного объекта был решен <адрес> без участия истца и без мнения других жителей края, минуя обсуждение его в Краевой думе и без опроса или референдума. Согласно статьи 16.<адрес>, в ФИО2 крае обеспечиваются социально-культурные права и свободы. В целях их обеспечения органами государственной власти края осуществляются меры по всемерной поддержке и развитию учреждений и организаций образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Вместе с тем, сложилась ситуация, при которой Правительством ФИО2 не выделяется средств для строительства спортивных дворовых сооружений, но при этом в нарушение ст.16 Устава финансируется строительство коммерческих спортивных сооружений. Осуществляя финансирование Ледового дворца <адрес> нарушила права истца и допустило нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 6 миллиардов рублей. <адрес>, Губернатора, ФИО2 краевой думы по финансированию коммерческого объекта и невыделению средств на строительство общедоступного футбольного стадиона, которым могли бы пользоваться жители края-истцу причинен моральный вред - нравственные страдания, которые выразились в переживаниях по поводу нарушения его прав и прав других жителей края на занятия физической культурой и спортом. Просит обязать Правительство ФИО2 края, Губернатора и <адрес>вую думу прекратить финансирование строительства Ледового дворца по <адрес> в <адрес> из средств бюджета ФИО2 края; взыскать в свою пользу с бюджета ФИО2 края в лице министерства финансов ФИО2 края моральный вред в сумме 50 миллионов рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчиков Губернатора ФИО2 края, Правительства ФИО2 края Кан С.Д. исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика Законодательная Дума ФИО2 края ФИО7 исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство финансов ФИО2 края ФИО4 исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представителя ответчика КГКУ «Служба заказчика <адрес> ФИО5 исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО8 пояснила, что требования истца находит необоснованными, строительство спорного объекта осуществляется ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» на основании Государственного контракта № 123/08, финансирование объекта осуществляется на законном основании.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение сторон, руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело с отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Таким образом, положения Конституции РФ устанавливают, что граждане осуществляют свою власть непосредственно, высказывая свое мнение на референдуме, а также голосуя за того или иного кандидата на выборах, формируя тем самым органы представительной власти.
Кроме того, в постановлении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3-П указано следующее: «В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решении легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства». Иными словами, формы непосредственной власти дополняют формы ее реализации через избранных представителен.
В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии со статьей 4 Устава ФИО2 края законодательную власть в ФИО2 крае осуществляет Законодательная Дума ФИО2 края, высшим исполнительным органом государственной власти ФИО2 края является Правительство ФИО2 края, возглавляемое Губернатором ФИО2 края.
Согласно Уставу ФИО2 края <адрес> является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом в крае, состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ, обладающими активным избирательным правом и проживающими на территории ФИО2 края.
Таким образом, выбирая депутатов <адрес>, граждане делегируют им права по законодательной деятельности. Формой прямого волеизъявления граждан РФ, место жительства которых расположено на территории ФИО2 края, по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решении является референдум.
К предметам ведения ФИО2 края, согласно статье 7 Устава ФИО2 края, отнесены, в том числе, краевая государственная собственность и краевой бюджет.
Исходя из п.п. «а» п. 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации утверждаются законом субъекта Российской Федерации.
При этом, в силу п. 4 ч. 6 ст. 8 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О референдуме ФИО2 края» на референдум не могут быть вынесены вопросы, в том числе, о принятии или об изменении краевого бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств края. Таким образом, основания для вынесения на референдум вопроса о выделении денежных средств из краевого бюджета на финансирование строительства крытого ледового стадиона, отсутствуют.
Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в частности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане к участникам бюджетного процесса не отнесены, в этой связи положения законов о краевых бюджетах не должны согласоваться непосредственно с каждым гражданином.
Согласно п. 6 ст. 26.13 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и на основании ст. 6 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе в ФИО2 крае» постановлением Губернатора ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний по проекту краевого бюджета.
Публичные слушания проводятся в целях: информирования общественности о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме; выявления общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные слушания; осуществления связи, диалога органов государственной власти края с общественностью ФИО2 края; подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме; оказания влияния общественности на принятие решений органами государственной власти края.
Публичные слушания могут проводиться в форме: расширенного заседания коллегии министерства финансов края с участием представителей общественности, профсоюзных организаций края и средств массовой информации; телерадиовещательных программ с участием представителей общественности и профсоюзных организаций края; форума на официальном сайте Правительства ФИО2 края в сети Интернет и других.
Ежегодно информация по проектам краевых бюджетов размещается на сайтах Правительства ФИО2 края и министерства финансов ФИО2 края в сети Интернет.
Кроме того, заседания Законодательной Думы ФИО2 края являются открытыми, граждане могут присутствовать на них. Информация о датах проведения заседаний Законодательной Думы ФИО2 края и о ходе принятия законов о краевом бюджете размещается на сайте Законодательной Думы ФИО2 края.
Средства массовой информации также освещают ход рассмотрения Законодательной Думой ФИО2 края проектов законов о краевом бюджете.
Таким образом, заявитель имел возможность получать информацию о решениях, принимаемых Законодательной Думой ФИО2 края в пределах ее компетенции, а также мог выражать свое мнение но данному поводу как непосредственно на заседаниях Законодательной Думы ФИО2 края так и путем письменных обращений к депутатам.
Согласно ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта.
В соответствии со статьей 35 Устава ФИО2 края <адрес> разрабатывает и реализует краевую политику, направленную на комплексное социально-экономическое развитие ФИО2 края, принимает в пределах своей компетенции акты – постановления и распоряжения.
Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1433-р, предусмотрено развитие и модернизация спортивной инфраструктуры и организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, и как одни из приоритетных направлений финансирования.
В целях реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», Концепцией предусмотрено последовательное строительство в субъектах Российской Федерации соответствующих спортивных сооружений за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств (раздел VII).
Указанные выше мероприятия непосредственно определены Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7.
На основании распоряжения Губернатора ФИО2 края № 236-р от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного в рамках реализации краевой межмуниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в ФИО2 крае на 2006-2008 года», утвержденной постановлением Правительства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № 141-пр, принято решение о проектировании и строительстве объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в <адрес>», заказчиком-застройщиком по которому определено Государственной учреждение «Служба заказчика министерства строительства ФИО2 края». В связи с чем, в ходе подготовки реализации данного проекта, на основании распоряжения Правительства ФИО2 края № 192-рп от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении заказчику-застройщку соответствующего земельного участка, одновременно Министерству финансов края дано распоряжение об осуществлении финансирования строительства данного объекта в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете.
В целях выполнения возложенной обязанности по организации строительства спорного объекта заказчиком-застройщиком с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (Подрядчик) ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт № 123/08, согласно п. 1.2 которого Подрядчик обязуется выполнить собственными и привлеченными силами и средствами работы по строительству объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в <адрес>».
В ходе проведения государственной экспертизы проектной документации строительства объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в <адрес>» Краевым государственным учреждением «Единая государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий ФИО2 края» дано положительной заключение № 27-1-4-0043-09, на основании которого министерством строительства ФИО2 края заказчику-застройщику выдано Разрешение на строительство вышеназванного объекта № RU 27301000-382 от ДД.ММ.ГГГГ г.
Подпунктом 30 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области спорта, а п.п. «с» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Основной целью строительства ледового стадиона является создание необходимых условий для оздоровления населения, проведения соревнований и организации тренировочного процесса. Объем финансирования из краевого бюджета на строительство ледового стадиона составляет 1547100,0 тыс. рублей. Так, постановлениями Правительства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № 179-пр, от ДД.ММ.ГГГГ № 215-пр, от ДД.ММ.ГГГГ № 312-пр, от ДД.ММ.ГГГГ №. 58-пр, от ДД.ММ.ГГГГ № 323-пр и от ДД.ММ.ГГГГ № 364-пр «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в городе Хабаровске» ежегодно включается в Перечень объектов капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемых за счет средств краевого бюджета с указанием соответствующей суммы финансирования.
Обозначенные выше правовые акты края опубликованы для всеобщего ознакомления в порядке, установленном Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов ФИО2 края и иных нормативных правовых актов ФИО2 края».
С учетом изложенного, доводы истца об отсутствии информации о строительствах спортивных объектах и сооружений, не имеют правового значения и не являются обоснованными.
Таким образом, строительство ледового стадиона и его финансирование за счет средств краевого бюджета регламентировано соответствующими федеральными и краевыми нормативно-правовыми актами, принятыми в пределах полномочий Губернатора и <адрес>.
Основания компенсации морального вреда установлены ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Общие основания для возмещения вреда, причиненного действиями (бездействием) государственных органов, установлены ст. 1069 ГК РФ - вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Учитывая правомерность действий органов государственной власти, связанных со строительством и финансированием ледового дворца, а также отсутствие причинно-следственной связи с нравственными страданиями истца, требования о компенсации морального вреда являются также необоснованными.
Представителями ответчиков в порядке ч. 2 ст. 199 ГК РФ завялено о пропуске истцом срока давности, который в силу ст. 196 ГПК РФ по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, составляет 3 года.
Суд, исходя из года начала фактического строительства 2009 г., определяемого выдачей разрешения на строительство, а также принимая во внимание широкую информативную освещенность данного процесса в органах СМИ, интернет-пространстве, полагает, что течение срока давности следует исчислять с 2009 г., таким образом, применяя данные обстоятельства, следует, что предъявления требований относительно правомерности и целесообразности строительства объекта «Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в <адрес>» истек.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Губернатору ФИО2 края, Правительству ФИО2 края, Законодательной Думе ФИО2 края, Министерству финансов ФИО2 края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства ФИО2 края» об обязании прекратить финансирование, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ г.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко