ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-561/18 от 20.08.2018 Борисоглебского городского суда (Воронежская область)

2-561/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Ишковой А.Ю.,

при секретаре Стрельченко О.В.,

с участием прокурора - Скрибайло Ю.В.,

представителя ответчика - Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области - Бохонок Е.А.,

представителя третьих лиц - ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» МО РФ и учебной авиационной базы (2 разряда г. Борисоглебск) ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» МО РФ - Коннова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Благоустройство», Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области об обязании провести согласование на размещение полигона твердых коммунальных отходов,

установил:

Военный прокурор Воронежского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (том 1, л.д. 3-5), в котором указал, что в связи с поступившим обращением командира учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова полковника ФИО2 по факту расположения на приаэродромной территории военного аэродрома «Борисоглебск» объекта, способствующего привлечению и массовому скоплению птиц, военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства в части, касающейся безопасности полетов воздушных судов.

В ходе проведения проверки установлено, что 15.12.1959г. исполнительным комитетом Борисоглебского городского Совета депутатов трудящихся войсковой части 42148 Министерства обороны СССР был выдан акт на право постоянного пользования землей общей площадью 343,74 га.

26.10.2001г. на данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКЭУ «Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии ).

22.03.2013г. на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии ).

Согласно приказу Минобороны России от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКЭУ «Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России ликвидирована путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России».

По утверждению прокурора, до настоящего времени указанный земельный участок из государственной собственности не выбывал и находится на балансовом учете ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России с целевым назначением - «для служебного пользования».

31.12.2013г. командиром войсковой части 52676 выдано свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, которым удостоверено, что аэродром «Борисоглебск» зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за и годен к эксплуатации воздушных судов.

Ссылаясь на нормы ст. 46 ВК РФ и п. 1 ст. 47 ВК РФ, утративших силу с 30.09.2017 (Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-Ф3), которыми было предусмотрено, что размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, прокурор указывает, что данными нормами Воздушного кодекса установлена не только фактическая, но и возможная (потенциальная) угроза безопасности воздушного движения, а также обязанность получать согласование на строительство объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер.

По мнению прокурора, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена.

Прокурор также указывает, что действовавшим до 14.12.2017 п. 59 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, запрещалось размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Ссылаясь на нормы ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ (в редакции изложенной Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ) п. 2 ст. 47 ВК РФ, п.п. 6 п. 3 ст. 47 ВК РФ, п.п. «е» п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, прокурор утверждает, что по смыслу закона, сам факт нахождения объекта размещения отходов, привлекающего птиц, на расстоянии менее 15 километров от контрольной точки аэродрома, является самостоятельным и достаточным основанием для запрета эксплуатации такого объекта и его ликвидации. Пунктом 1.3. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 и согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996 № 01-8/17-11, исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 километров от аэропортов.

Проведенной военной прокуратурой проверкой также установлено, что постановлением и.о. главы администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 17.01.2012г. № 69 «О предоставлении в аренду земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Благоустройство» для строительства хозяйственно-бытовых объектов полигона твердых бытовых отходов.

17.01.2012г. между администрацией Борисоглебского городского округа и ООО «Благоустройство» в лице директора ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением и.о. главы администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 16.04.2012 № 898 «О предоставлении в аренду земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Благоустройство» для строительства хозяйственно-бытовых объектов полигона твердых бытовых отходов.

16.04.2012г. между администрацией Борисоглебского городского округа и ООО «Благоустройство» в лице директора ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером .

10.08.2016г. ООО «Благоустройство» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности серии 036 № 00263 (переоформление лицензии серии 036 № 00080 от 29.05.2016).

Прокурор указывает в иске, что проверкой установлено, что эксплуатируемый ООО «Благоустройство» полигон твердых бытовых отходов находится на расстоянии менее 2,5 километров от контрольной точки аэродрома «Борисоглебск», то есть в пределах приаэродромной территории, без согласования с собственником аэродрома.

По результатам проведенного комиссией учебной авиационной базы эколого-орнитологического обследования аэродрома «Борисоглебск» в целях обнаружения и принятия мер по устранению несанкционированных свалок мусора и других объектов, привлекающих птиц, сделан вывод, что наибольшее скопление водоплавающих отмечается в районе рек Ворона, Хопер, Чигорак, Богана и озера Ильмень. В районе фермы юго-восточнее ВПП и городской свалки в течение всего светлого времени отмечаются полеты врановых, голубей и воробьиных. Наибольшая активность птиц отмечается в утренние и вечерние часы в указанных районах, а также весенняя миграция птиц.

По мнению прокурора, нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона ТБО способствуют скоплению птиц в районе полетов аэродрома, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и к аварийной ситуации, создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 89, 131, 132 ГПК РФ, 124, 125, 1065 ГК РФ, и в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил в иске:

1. Запретить ООО «Благоустройство» эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельных участков с кадастровыми номерами и

2. Обязать ООО «Благоустройство» по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать объект размещения отходов и произвести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами и , используемых для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>.

Не согласившись с заявленными требованиями Военного прокурора, представитель ООО «Благоустройство» представил письменные возражения (том 1, л.д. 179-189), в которых указал, что первоначально земельный участок для организации городской свалки был выделен постановлением Администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 18.01.1996г. №60 «О выделении земельного участка комбинату коммунальных предприятий и благоустройства для организации городской свалки твёрдых бытовых отходов в юго-восточной части г. Борисоглебска». Факт создания санкционированной свалки в январе 1996г. истцу известен.

По мнению представителя ответчика, нормы п. 1.3. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г., и п.58, п.59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, а также нормы Воздушного кодекса РФ, применению не подлежат в связи с тем, что они были изданы после выделения постановлением Администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 18.01.1996г. земельного участка для организации городской свалки твёрдых бытовых отходов в юго-восточной части г. Борисоглебска.

Также представитель ответчика указывает, что не правомерны утверждения истца о том, что ООО «Благоустройство» нарушает нормы ст.47 Воздушного кодекса РФ, истец не представил в материалы дела решение Минобороны об установлении приаэродромной территории аэродрома «Борисоглебск» и выделения подзон.

Согласно Генеральному плану Борисоглебского городского округа Воронежской области, утвержденному решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №388 от 06.07.2011г., земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в зоне специального назначения и режимных объектов как места складирования ТБО. При этом никакого строительства объектов капитального строительства (объектов недвижимости) ООО «Благоустройство» не производило.

В связи с тем, что 31.12.2013г. командиром войсковой части 52676 было выдано свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома «Борисоглебск» к эксплуатации, представитель ответчика полагает, что наличие полигона ТКО, который на тот момент уже эксплуатировало ООО «Благоустройство», имея соответствующую лицензию, не мешало деятельности аэродрома, иначе бы вопрос эксплуатации аэродрома не мог быть решен положительно.

Кроме того, по мнению представителя ответчика, полигон твёрдых коммунальных отходов, эксплуатируемый ООО «Благоустройство», не может рассматриваться как объект, способствующий привлечению и массовому скоплению птиц, создающий угрозу безопасности полетов воздушных судов. Акт комиссии учебной авиационной базы эколого - орнитологического обследования аэродрома «Борисоглебск», по мнению представителя, не может считаться допустимым, относимым доказательством по данному делу, поскольку к нему не приложен приказ или иной правовой акт о создании вышеуказанной комиссии, а также положение, инструкция или иной документ, подтверждающие законность состава комиссии, её полномочия и компетентность, а также в акте не указаны конкретные породы птиц, кроме голубей. В отличие от других объектов, которые упоминаются в акте, не указаны точные координаты свалки, отсутствуют материалы видео и фотофиксации. В акте обследования УАБ указана свалка и нет ни слова о полигоне ТКО, который эксплуатирует ООО «Благоустройство».

Вместе с тем акт от 17.03.2018г. свидетельствует о множестве объектов, находящихся в непосредственной близости к аэродрому, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц: район рек Хопер, Ворона, озеро Ильмень, район фермы, несанкционированные свалки на территории аэродрома. Полигон ТКО, по мнению представителя ООО «Благоустройство», не представляет опасности с орнитологической точки зрения для полетов воздушных судов. В письме №1000 от 09.12.2015 г. командир УАБ (г.Борисоглебск) в адрес главы администрации Борисоглебского городского округа сообщил, что «негативного влияния полигона ТКО Борисоглебского городского округа на эксплуатацию аэродрома Борисоглебск за период 2010-2015 годов не зарегистрировано».

Представитель ООО «Благоустройство», ссылаясь на копию представленного им Отчета орнитологической обстановки на полигоне ТБО г.Борисоглебска и прилегающих территорий, подготовленного Центрально-Черноземным отделением Союза охраны птиц России Воронежского государственного университета, указывает, что в непосредственной близости к полигону ТБО находится городское кладбище. Эта территория, по сравнению с полигоном, обладает значительно более высоким уровнем разнообразия, как растительности, так и животного населения. Все виды деревьев и кустарников, произрастающих на кладбище, обладают хорошо развитой кроной, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для гнездования ряда видов птиц (сорокопут-жулан, серая славка, зеленушка, певчий дрозд, обыкновенная горлица и др.), наиболее высокое видовое разнообразие птиц отмечено именно там. Периодические профилактические работы, которые производятся на полигоне, не позволяет птицам найти там удобные места для размножения. По мнению представителя ответчика, представленный им Отчет показывает, что орнитологическая обстановка в периоды миграций и кочевок, а также в период размножения, в районе полигона ТБО г. Борисоглебска, не представляет серьезной угрозы для авиации. Здесь отсутствуют в большом количестве самолетоопасные виды птиц. Перемещения во время кочевок врановых птиц и озерных чаек не затрагивают территорию аэродрома.

Кроме того, по утверждению представителя, ООО «Благоустройство» проводит системную работу по борьбе со скоплением птиц на полигоне и в санитарно-защитной зоне, все мероприятия носят обязательный и регулярный характер, поскольку предусмотрены Технологическим регламентом по текущей эксплуатации полигона ТКО, ООО «Благоустройство» 27.03.2017г. приобрело пропановую акустическую гром-пушку «Zon Mark 4» - современное эффективное средство по отпугиванию птиц, которое регулярно используется.

Представитель ответчика также указывает, что запрет ООО «Благоустройство» эксплуатировать полигон твёрдых коммунальных отходов вызовет сразу резкое обострение эколого- эпидемиологической обстановки не только в Борисоглебском городском округе, но и в Грибановском, Поворинском, Терновском муниципальных районах. Закрытие полигона в итоге приведет к появлению хаотичных несанкционированных свалок сразу в четырех муниципальных образованиях, и, как следствие, появится кормовая база для тех же птиц, что, возможно, приведет к риску полетов для авиации, кормовая база для бродячих собак, размножению крыс, других грызунов, переносчиков инфекций, будет способствовать распространению инфекционных заболеваний. Кроме того, по мнению представителя, возможное закрытие полигона повлечет за собой резкое повышение тарифа для населения, что вызовет критический уровень социального недовольства. Альтернативы данному полигону на сегодняшний день нет, в связи с чем, произойдет мусорный коллапс сразу в нескольких муниципальных образованиях.

Ссылаясь на норму абз. 2 п.2 ст. 1065 ГК РФ, предусматривающую, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам, представитель ООО «Благоустройство» в возражениях просил суд отказать военному прокурору Воронежского гарнизона в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кроме того, представитель ООО «Благоустройство» заявил ходатайство о применении исковой давности и об отказе истцу в удовлетворении исковых требований по мотиву попуска срока (том 2, л.д. 38-39), ссылаясь на то, что Учебная авиационная база не позднее июля 2011 г. знала о существовании объекта размещения отходов – полигона ТКО, так как согласно Генеральному плану Борисоглебского городского округа ВО, утвержденному решением Борисоглебской городской Думы № 388 от 06.07.2011г., земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в зоне специального назначения и режимных объектов, как места складирования ТБО.

Представитель администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, указанной прокурором в иске в качестве третьего лица, в процессе судебного разбирательства представил возражения на исковое заявление (том 2, л.д. 67-69), в которых указал, что с января 1996 года по настоящее время земельные участки, указанные в иске прокурора, используются под размещение полигона твердых коммунальных отходов. Объектов недвижимого имущества на земельных участках не имеется. Разрешительной документации на проектирование, строительство таких объектов не выдавалось. ООО «Благоустройство» осуществляет деятельность по эксплуатации ТКО в соответствии с уставными видами деятельности на основании специальной лицензии, земельные участки используются по целевому назначению, полигон функционирует на законных основаниях. Законная деятельность ООО «Благоустройство» по эксплуатации полигона ТКО направлена на исполнение задач в области вопросов местного значения по соблюдению санитарных наром и требований на территории муниципального образования. Полигон ТКО, размещенный на спорных земельных участках, является единственным межмуниципальным полигоном, имеющим лицензию на размещение (захоронение) отходов, внесенным в ГРОРО.

Запрет ООО «Благоустройства» эксплуатировать полигон, по мнению представителя администрации БГО, повлечет резкое обострение эколого-эпидемиологической обстановки не только в Борисоглебском городском округе, а также в соседних районах, не имеющих лицензированных полигонов на своей территории, приведет к «мусорному коллапсу», нарушению требований законодательства об охране окружающей среды, требований СанПиН, а также к нарушению законных прав жителей районов на благоприятную окружающую обстановку из-за приостановки вывоза отходов с мест накопления в населенных пунктах.

Утверждая, что потребности, объективные по своему характеру и происхождению, возникающие у различных социальных групп, коллективов, организаций и входящих в них отдельных личностей и обусловленные экономическими отношениями данного общества, экономическим положением определенных социальных общностей и объединений, связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития, являются общественным интересом, на основании абз.2 п. 2 ст.1065 ГК РФ представитель администрации БГО просил суд отказать в удовлетворении требований военного прокурора Воронежского гарнизона к ООО «Благоустройство» о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, а также возложении обязанности ликвидировать объект размещения отходов и рекультивировать земельный участок, поскольку такой запрет противоречит общественным интересам.

В ходе судебного разбирательства истцом были изменены исковые требования. В уточненном иске (том 2, л.д. 53) военный прокурор просит обязать ООО «Благоустройство» провести с уполномоченным органом собственника аэродрома согласование на размещение полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: <адрес>

В процессе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство обороны Российской Федерации и ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» (том 2, л.д.109).

Представитель ООО «Благоустройство» не согласился с уточненными требованиями военного прокурора, представил в суд возражения на них (том 2, л.д. 123-123).

В процессе дальнейшего судебного разбирательства по ходатайству представителя Министерства обороны (том 2, л.д. 120-121) к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (том 2, л.д.127-об.), представитель которого в судебное заседание не явился, представил заявление (том 2, л.д. 145-147), в котором указал, что считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению ввиду того, что нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона ТБО способствуют скоплению птиц в районе полетов с аэродрома, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и к аварийной ситуации, создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

Представителем ООО «Благоустройство» заявлялось ходатайство о его замене на надлежащего ответчика - Администрацию БГО ВО (том 2, л.д. 138-140), в котором он указывал, что переданные Администрацией Борисоглебского городского округа по договорам аренды земельные участки с кадастровыми номерами и ООО «Благоустройство» как добросовестный арендатор, использует строго по целевому назначению, установленному договорами аренды, а также в соответствии с Генеральным планом Борисоглебского городского округа, утвержденным решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области №388 от 06.07.2011 г. При этом, согласно пунктам 1.3. договоров аренды, арендодатель гарантирует, что земельные участки не обременены правами и претензиями третьих лиц.

Судом в удовлетворении заявленного ходатайства о замене ответчика было отказано. На основании ст. 40 ГПК РФ администрация БГО ВО привлечена к участию в деле в качестве соответчика, как арендодатель земельных участков, на которых располагается полигон ТКО.

В процессе дальнейшего судебного разбирательства военный прокурор в обоснование своей позиции представил возражения против позиции представителя «ООО Благоустройство» и дополнительные пояснения (том 2, л.д. 154-157 и 161-163), в которых в дополнение к предыдущим доводам указал, что требования о согласовании проектирования, строительства и развития городов и других населенных пунктов, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах определенной приаэродромной территории были предусмотрены нормами Воздушного кодекса Союза ССР, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 11.05.1983 № 9275-Х, действовавшего до 31.03.1997 (ст. 34 и 35). Согласование размещения указанных объектов и утверждение их перечня производятся в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР.

Аналогичные требования закреплены в п. 16 Положения об использовании воздушного пространства СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.03.1984 № 251, действующего до настоящего времени.

С учетом изложенного, в 1996 году на момент ввода в эксплуатацию городской свалки твердых бытовых отходов устанавливалась обязанность в получении согласования на размещение объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов и запрещалось размещение объектов, способствующих массовому скоплению птиц на расстоянии 15 км от аэродромов.

Ссылаясь на норму ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3, которая допускает ограничение прав на землю по основаниям, установленным указанным кодексом и федеральными законами, в качестве которых, в частности, могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно- защитных зонах, прокурор делает вывод о том, что нахождение земельного участка в границах охранной или санитарно-защитной зоны влечет ограничение прав землепользователя, связанное с необходимостью согласования деятельности на соответствующем земельном участке или с невозможностью осуществления той или иной деятельности.

По утверждению военного прокурора, 05.06.2012, 23.08.2012, 25.06.2013, 01.10.2015, 16.05.2016 при выполнении упражнений на авиационной технике произошли авиационные инциденты, выразившиеся в столкновении воздушных судов в полете с птицами, что подтверждается карточками учета авиационного инцидента.

Также прокурор указывает, что подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ в шестой подзоне приаэродромной территории запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Аналогичные требования закреплены в подпункте «е» пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460. Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (подпункт «е» пункта 3 этих же Правил).

В настоящее время работа по установлению подзон и зон приаэродромной территории аэродрома «Борисоглебск» проводится Министерством обороны РФ, однако в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно- защитной зоны" законодателем предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном изменениями, внесенными в Воздушный кодекс Российской Федерации, архитектурно- строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней. Частью 4 этой же статьи предусмотрен порядок данного согласования. Приаэродромная территория аэродрома «Борисоглебск», определена окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома, как зоны с особыми условиями использования территории. Таким образом, дальнейшее размещение полигона ТБО ООО «Благоустройство» на приаэродромной территории аэродрома «Борисоглебск» возможно только после согласования его размещения с органом, уполномоченным пунктом 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2.12.2017 №1460, в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Скрибайло Ю.В., действующий в интересах военного прокурора на основании доверенности от 08.06.2018г. (том 2, л.д. 152), заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации БГО ВО – Бохонок Е.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2018г. (том 1, л.д. 137), не возражает против удовлетворения уточненного иска военного прокурора.

Коннов К.А., участвующий в деле в качестве представителя ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» МО РФ на основании доверенности от 01.11.2017г. (том 2, л.д. 51) и в качестве представителя учебной авиационной базы (2 разряда г. Борисоглебск) ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» МО РФ – на основании доверенности от 05.03.2018г. (том 1, л.д. 136), считает заявленные требования обоснованными в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «Благоустройство», представители третьих лиц - Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие (том 2, л.д. 129-135, 138-140, 145-150).

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству № 50 от 31.12.2013г. в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации зарегистрирован аэродром «Борисоглебск», находящийся в 6,5 км. восточнее ж.д. ст. Борисоглебск (том 1, л.д. 49-50).

Указанный аэродром располагается на земельном участке, который решением исполнительного комитета Борисоглебского городского Совета депутатов трудящихся от 15.12.1959г. был предоставлен в постоянное пользование войсковой части 42148 Министерства обороны СССР, о чем выдан соответствующий акт на право постоянного пользования землей общей площадью 343,74 га (том 1, л.д. 51-54).

26.10.2001г. на данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКЭУ «Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Реестра Федерального имущества от 25.02.2013г. № 110/1 (том 1, л.д. 21).

22.03.2013г. на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии – том1, л.д. 22).

Согласно приказу Минобороны России от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКЭУ «Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России ликвидирована путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России».

До настоящего времени указанный земельный участок из государственной собственности не выбывал и находится на балансовом учете ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России с целевым назначением «для служебного пользования».

Приказом начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков № 1807 от 24.11.2017г. аэродром «Борисоглебск» закреплен за учебной авиационной базой (2 разряда г. Борисоглебск) (том 1 л.д.55-56).

Согласно Приказу Минтранса России от 25.08.2015 N 262 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", точкой, определяющей географическое местоположение аэродрома, является контрольная точка аэродрома (КТА).

Геодезические координаты КТА аэродрома «Борисоглебск» содержатся в Инструкции по производству полетов (том 2, л.д.165).

В судебном заседании установлено, что на расстоянии 2,25 км от контрольной точки аэродрома «Борисоглебск» располагается земельный участок с кадастровым номером , а на расстоянии 2,54 км – земельный участок с кадастровым номером (сообщение БТИ Борисоглебского района Воронежской области – филиала АО «Воронежоблтехинвентаризация» № 748 от 04.07.2018г. – том 2, л.д. 153).

Согласно материалам дела, постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 69 от 17.01.2012г. земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Благоустройство» для строительства хозяйственно-бытовых объектов полигона твердых бытовых отходов. 17.01.2012г. между администрацией Борисоглебского городского округа и ООО «Благоустройство» заключен договор аренды указанного земельного участка (том 1, л.д. 78-86).

Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 898 от 16.04.2012 земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Благоустройство» для строительства хозяйственно-бытовых объектов полигона твердых бытовых отходов. В этот же день между администрацией Борисоглебского городского округа и ООО «Благоустройство» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (том 1, л.д. 89-99).

29.05.2013г. Управлением Росприроднадзора по Воронежской области ООО «Благоустройство» была выдана лицензия серия 036 №00080 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. 10.08.2016г. ООО «Благоустройство» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности серии 036 № 00263 (том 1, л.д. 193-213).

Объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «Благоустройство», был включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора РФ от 25.09.2014 № 592 в соответствии с требованиями ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ответчиками признается тот факт, что указанные земельные участки используются в качестве полигона твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Пунктом 1.3. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 и согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996 № 01-8/17-11, исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 километров от аэропортов.

01.04.1997г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ. Согласно преамбуле к Воздушному кодексу, государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 46 "Воздушного кодекса Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ, в редакции, действовавшей до 30.09.2017г. – в период предоставления земельных участков ответчику по договорам аренды, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно п. 1 ст. 47 ВК РФ, в редакции, действовавшей в тот же период, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Перечисленными нормами Воздушного кодекса установлена обязанность получать согласование у организации, осуществляющей эксплуатацию аэродрома, на размещение в районе аэродрома объектов, размещение которые не только угрожает, но и может угрожать безопасности полетов или создавать помехи в работе оборудования аэродрома (потенциальная угроза).

Указанное согласование по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер.

Действовавшей до 14.12.2017 нормой Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, запрещалось размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Следовательно, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, запрещена.

Согласно части 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ, действующей на момент рассмотрения дела, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с данным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 ВК РФ, приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

При этом, как предусмотрено пунктом 3 этой же статьи Кодекса, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Так, п.п. 6 п. 3 ст. 47 ВК РФ в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Аналогичные требования закреплены в подпункте «е» пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460.

Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (подпункт «е» пункта 3 этих же Правил).

В настоящее время работа по установлению подзон и зон приаэродромной территории аэродрома «Борисоглебск» проводится Министерством обороны РФ, однако в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно- защитной зоны" законодателем предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном изменениями внесенными в Воздушный кодекс Российской Федерации, архитектурно- строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней.

Частью 4 этой же статьи предусмотрен порядок данного согласования.

Приаэродромная территория аэродрома «Борисоглебск» определена окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома, как зоны с особыми условиями использования территории.

Таким образом, дальнейшее размещение полигона ТКО ООО «Благоустройство» на приаэродромной территории аэродрома «Борисоглебск» возможно только после согласования его размещения с органом, уполномоченным пунктом 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1460, в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.

Все вышеуказанные нормы права, действующие до 30.09.2017, действующие в настоящее время, в том числе требования статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 01.07.2017 № 135-ФЗ, предусматривают обязанность согласования вопроса размещения объектов, влияющих на безопасность полетов.

Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 допускает ограничения прав на землю только по основаниям, установленным указанным кодексом и федеральными законами, одним из которых, в частности, могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно- защитных зонах.

Охранные зоны устанавливаются в целях безопасного и безаварийного функционирования и эксплуатации соответствующих объектов, в том числе, объектов транспорта и энергетики.

Таким образом, нахождение земельного участка в границах охранной или санитарно-защитной зоны влечет ограничение прав землепользователя, связанное с необходимостью согласования деятельности на соответствующем земельном участке или с невозможностью осуществления той или иной деятельности.

Эксплуатируемый ООО «Благоустройство» полигон твердых коммунальных отходов находится на расстоянии менее 2,5 километров от контрольной точки аэродрома «Борисоглебск», то есть в пределах приаэродромной территории, без согласования с собственником аэродрома - Министерством обороны Российской Федерации, являющимся владельцем аэродрома.

В соответствии с п. 1 ст. 45 "Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона ТКО способствуют скоплению птиц в районе полетов аэродрома, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и привести к аварийной ситуации, создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

Так, согласно материалам дела (том 2, л.д. 91-100), 05.06.2012, 23.08.2012, 25.06.2013, 01.10.2015, 16.05.2016 при выполнении упражнений на авиационной технике произошли авиационные инциденты, выразившиеся в столкновении воздушных судов в полете с птицами, что подтверждается карточками учета авиационного инцидента. Таким образом, на аэродроме «Борисоглебск» создается опасность для полета воздушных судов.

Кроме того, иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку заявленные требования направлены, в том числе, и на защиту безопасного пребывания людей в приаэродромной территории: прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Деятельность по эксплуатации аэродрома, осуществляющего прием и отправку воздушных судов, связана с обслуживанием постоянно меняющегося круга лиц.

На основании изложенных норм заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Заявленное представителем ответчика ходатайство о применении исковой давности и об отказе в иске по мотиву пропуска срока (том 2, л.д.38-39) является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Согласно абзацам 2 и 5 ст. 208 ГПК РФ, исковая давность не распространяется на:

- требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;…

- требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Охранные зоны устанавливаются в целях безопасного и безаварийного функционирования и эксплуатации соответствующих объектов, в том числе, объектов транспорта. Нарушения в расположении объектов в таких зонах может повлечь вредное воздействие на жизнь и здоровье людей, которые, согласно норме ст. 150 ГК РФ, являются нематериальными благами.

Кроме того, рассматриваемые правоотношения затрагивают права собственника аэродрома – Министерства обороны, на безопасность полетов воздушных судов.

А, следовательно, исковая давность на рассматриваемые требования не распространяется.

Является необоснованным и довод представителя ответчика о том, что создание свалки не требовало согласований, на которые указывает военный прокурор в иске, поскольку первоначально земельный участок для организации городской свалки был выделен постановлением Администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 18.01.1996г. №60 «О выделении земельного участка комбинату коммунальных предприятий и благоустройства для организации городской свалки твёрдых бытовых отходов в юго-восточной части г.Борисоглебска» (том 1, л.д. 190-191), а все нормативно-правовые акты, на которые ссылается истец, как на основание исковых требований, на момент выделения земельного участка под городскую свалку ещё не действовали, поскольку эти правовые акты появились гораздо позже городской свалки.

В силу статьи 34 Воздушного кодекса Союза ССР, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 11.05.1983 № 9275-Х, действовавшего до 31.03.1997, проектирование, строительство и развитие городов и других населенных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах определенной приаэродромной территории должны производиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных вредных физических воздействий на здоровье населения и деятельность предприятий, учреждений и организаций и по согласованию с министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.

Согласно статьи 35 этого же Кодекса размещение в районе аэродромов зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, должно быть согласовано с министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.

Согласование размещения указанных объектов и утверждение их перечня производятся в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР.

Аналогичные требования закреплены в п. 16 Положения об использовании воздушного пространства СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.03.1984 № 251, действующего до настоящего времени.

Пунктом 1.5.2. Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации СССР (НАС ГА-86), утвержденного приказом Министерства гражданской авиации от 26.03.1986 № 23/В, действовавшего до введения в действие Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94), утвержденного приказом директора Департамента воздушного транспорта от 19.09.1994 № ДВ-98), на землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 км запрещалось размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, строительство звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.

В соответствии с пунктом 5.4.4. РЭГА РФ-94 (прекратило действие с 01.03.2016 с момента вступления приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.01.2016 № 15 в законную силу), развитие городов и населенных пунктов в пределах определенной приаэродромной территории согласовывается с соблюдением требования безопасности полетов ВС и с учетом зон воздействия авиационного шума.

На землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 км запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц (п.5.4.5. РЭГА РФ-94).

Таким образом, законодательством, действовавшим в 1996 году - на момент выделения рассматриваемого земельного участка для организации городской свалки бытовых отходов, также устанавливалась обязанность получения согласования на размещение объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов и запрещалось размещение объектов, способствующих массовому скоплению птиц на расстоянии 15 км.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» провести с уполномоченным органом собственника аэродрома согласование на размещение полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами: и , по адресу: <адрес>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение месяца со времени изготовления мотивированного решения.

Председательствующий