№
Дело № №ДД.ММ.ГГГГ года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе: судьи Хандриковой Е.В.;
при секретаре: Лещик Ю.А.;
с участием истца ФИО2, представителя истца Кондратович Е.Л., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации МО Мельниковское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области адвоката Грибуковой Л.Н. действующей на основании ордера и доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО Мельниковское сельское поселение о признании отказа незаконным, исключении автомобильной дороги из реестра муниципальной собственности и перечня автомобильных дорог общего пользовании, прекращении права собственности муниципального образования Мельниковское сельское поселение на автомобильную дорогу, аннулировании записи в ЕГРН, снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта,
установил:
ФИО2 обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО Мельниковское сельское поселение о признании отказа незаконным, исключении автомобильной дороги из реестра муниципальной собственности и перечня автомобильных дорог общего пользовании, прекращении права собственности муниципального образования Мельниковское сельское поселение на автомобильную дорогу, аннулировании записи в ЕГРН, снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта.
В обоснование заявленного требования указала, что является собственником двух смежных земельных участков, на основании договора дарения от 07.08.2018г. заключенному между истцом и ее супругом - ФИО4 с КН № площадью <данные изъяты> кв.м. и № площадью <данные изъяты> кв.м.,категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенные по адресу <адрес>
В выписке из ЕГРН па данные участки, обнаружила, что в пределах обоих земельных участков находится объект недвижимости с КН №, объектом недвижимости является автомобильная дорога, принадлежащая ответчику.
20.11.2018г. обратилась в адрес ответчика с заявлением, в котором просила сообщить на каком основании часть земельных участков перешла в собственность ответчика, каким образом производились кадастровые работы, а также вернуть участок, занятый дорогой, восстановив нарушенное право. Одновременно истец обратилась в Приозерскую городскую прокуратуру на действия администрации.
24.12.2018г. от ответчика получены ответы №, №, согласно которых по участкам проходит автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> в <адрес>, которая является линейным объектом, являющимся сервитутом. Данная дорога отображена на схеме 5.2. Генерального плана МО Мельниковское сельское поселение, публичные слушания по которому проводились в <адрес>, замечаний по данному вопросу у собственников земельных участков, по которым данная дорога проходит не возникало. Считает, что ее права нарушены и просит признать отказ администрации в восстановления положения существовавшего до нарушения прав истца, изложенный в письме от 24.12.2018г. № незаконным, исключить автомобильную дорогу с кадастровым номером № протяженностью <данные изъяты> м., расположенную <адрес> из реестра муниципальной собственности и перечня автомобильных дорог общего пользования и прекратить право собственности муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на автомобильную дорогу кадастровым номером № протяженностью <данные изъяты> м., расположенную по адресу: <адрес>, аннулировать соответствующую запись в ЕГРН и снять объект недвижимости с кадастрового учета.
В судебном заседании истец и ее представитель, исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика адвокат Грибукова Л.Н.- в иске просила отказать, так как считает, что избран неверный способ защиты нарушенного права.
Третьи лица - Управление Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровом номером № площадью <данные изъяты> кв., расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (л.д.11-16).
Также ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровом номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером №
Из выписки ЕГРН следует, что автомобильная дорога с кадастровым номером № расположена на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> протяжённости <данные изъяты> м., собственником которой является МО Мельниковское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес>, зарегистрирована 21.12.2016г., запись №(л.д.20-21), на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»
На обращение истца, администрация МО Мельниковское сельское поселение в ответе от 24.12.2018г. №№ указала, что по земельным участкам истца проходит автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес>, которая является линейными объектом, являющимся сервитутом. Даная дорога отображена на схеме 5.2 (схема планируемых границ зон транспортной инфраструктуры) генерального плана МО Мельниковское сельское поселение, публичные слушания по которому проводились в <адрес> по данному вопросу у собственников земельных участков, по которым проходит данная дорога, не возникало, кадастровый учет осуществлен в соответствии с представленным техническим планом (л.д.23, 26-27).
Согласно протоколу публичных слушаний в <адрес> по проекту генерального плана муниципального образования Мельниковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ- возражений не поступало (л.д.88-95 том 1).
Решением Совета Депутатов МО Мельниковское сельское поселение от 07.03.2013г. № «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО Мельниковское сельское поселение (л.д.49-50 том 1). Согласно приложению № в перечень автомобильных дорог включена <адрес> протяжённостью 1000 м. (п.14. л.д.54. том 1).
Решением Совета Депутатов МО Мельниковское сельское поселение 21.10.2014г. № «О внесении изменений в приложение № к решению Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (в связи с допущенными неточностями (л.д.83-84 том 1).
В Приложении №- п.7 <адрес> указана протяжённость 1385 м., площадь 3824 кв.м., ширина (средняя) 2,88м (л.д.85 том 1).
Решением Приозерского городского суда № от 24.12.2014г. по иску Приозерского городского прокурора к администрации МО Мельниковское сельское поселение, суд обязал администрацию обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 1350м., в <адрес> в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в силу 26.03.2015г. (л.д.155-160 том 3).
Решением Приозерского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску администрации МО Мельниковское сельское поселение к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО суд обязал орган кадастрового учета поставить данную дорогу на кадастровый учет (л.д.173-178 том 2).
Данным решение установлено, что дорога построена в 1972 году, и к ней надлежит применять положения ГК РСФСР 1964года, что опровергает слова свидетеля указавшего, что данная дорога была построена для нужд крестьянско-фермерского хозяйства.
Судом разъяснено право назначения и проведения экспертизы, от которого стороны отказались.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11,2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: утверждения перечня автомобильных дорог местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
В ст.3 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст. 15 Закона 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии со ст.14 федерального закона№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 закона 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог,
Сведения обо всех автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения содержатся в Едином государственном реестре автомобильных дорог (ст. 10 Закона 257-ФЗ). Таким образом, включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Спорная дорога не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010№ 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, данные об этих дорогах отсутствуют в Едином государственном реестре автомобильных дорог.
В рамках классификации, установленной Законом №257-ФЗ, спорная автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения, находятся в границах муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, не включена и не может быть включена в состав имущества иных правообладателей, относятся к собственности муниципального образования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности. Согласно п.2 указанного Постановления закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, в частности, объекты инженерной инфраструктуры (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997г. № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке или нет.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, о том, что признание отказа в восстановление положения существовавшего до нарушения права, изложенного в письме от 24.12.2018г. №№ незаконным не приведет к восстановлению нарушенного права.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
Учитывая изложенное суд, приходит к выводу о том, что основания для прекращения права собственности на указанную дорогу отсутствуют.
В силу п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 названного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Исключение спорной автомобильной дороги из реестра муниципальной собственности из перечня автомобильных дорог общего пользования также не приведет в восстановлению нарушенного права, кроме того, истцом не доказан факт того, что дорога по <адрес> в <адрес> протяжённостью 1385м., проходит полностью по ее земельным участкам.
Таким образом, исковые требования ФИО2 о признании отказа незаконным, исключении автомобильной дороги из реестра муниципальной собственности и перечня автомобильных дорог общего пользовании, прекращении права собственности муниципального образования Мельниковское сельское поселение на автомобильную дорогу, аннулировании записи в ЕГРН, снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта, поскольку способ защиты истцом своего права избран неверно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, суд
решил:
в ФИО2 к администрации МО Мельниковское сельское поселение о признании отказа незаконным, исключении автомобильной дороги из реестра муниципальной собственности и перечня, автомобильных дорог общего пользовании, прекращении права собственности муниципального образования Мельниковское сельское поселение на автомобильную дорогу, аннулировании записи в ЕГРН, снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2019 года
Судья Е.В. Хандрикова