ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5620 от 02.11.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2- 5620/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

  02 ноября 2011 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Кудряшовой А.Г., с участием прокурора Ненашевой И.А., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО1, представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения котельной,

УСТАНОВИЛ:

Бикинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения котельной, расположенной по адресу , указав в обоснование заявленного требования следующее.

В собственности Хабаровского края находится котельная, расположенная по адресу: . Данное имущество находится в оперативном управлении КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

В ходе проведенной проверки установлено, что у данной котельной отсутствует автономный источник электроснабжения, обеспечивающий котельную электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Схема электроснабжения котельной не соответствует категории электропотребителя, так как не обеспечен резерв электроснабжения. При отключении подачи электроэнергии котельная не сможет функционировать и обеспечивать теплоснабжение дома-интерната.

Согласно действующему законодательству собственник имущества обязан обеспечить соответствие электроустановок действующим техническим нормам. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России. К числу технических регламентов относятся СНиП И-35-76 «Котельные установки», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров по делам строительства от 31 декабря 1976 г. № 229, Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ). Согласно п. 14.1. СНиП П-35-76 электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Правилами устройства электроустановок определено, что электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (п. 1.2.18). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п. 1.2. 20). В соответствии с установленными ПУЭ определениями приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (п. 1.2.7.). Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории (п. 1.2.8). Исходя из изложенных норм СНиП П-35-76 и ПУЭ котельная КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» является электроприемником и потребителем электрической энергии второй категории. Хабаровский край, являясь собственником вышеуказанной котельной в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Отсутствие автономного источника электроснабжения котельной КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» не позволяет обеспечить электроэнергией данное учреждение в случаях аварий на линиях электропередач, что нарушает права неопределенного круга лиц, на территории городского поселения г. Бикин, так как перерыв электроснабжения котельной образовательного учреждения может повлечь нарушение нормальной деятельности значительного количества жителей сельского поселения.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 1.1 Положения о министерстве социальной защиты Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.01.2010 N 4-пр, министерство социальной защиты Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственные полномочия в области социальной защиты и социального обслуживания населения, организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.10.2011 г. по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

В судебном заседании прокурор Ненашева И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что представить материалы прокурорской проверки, имеющей отношение к котельной, расположенной по адресу  она не может, т.к. данные материалы проверки, несмотря на требование суда, ей Бикинским городским прокурором не представлены; имеется ли в данной котельной электротехническая часть, требующая резервного источника электроснабжения, ей не известно; теплоснабжение каких объектов, кроме КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» обеспечивает данная котельная, не известно; доказательства, подтверждающие, что котельная детского дома-интерната относится к электроприемнику второй категории, представить не может.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Хабаровского края ФИО1 исковые требования не признала, пояснил, что Министерство не является собственником или иным законным владель­цем указанной котельной.

КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», расположенное по адресу:  является государственной собственностью Хабаровского края. В составе недвижимого имущества учреждения в государственную соб­ственность Хабаровского края была передана котельная.

Полномочия собственника имущества,  находящегося в государствен­ной собственности края, в соответствии с постановлением Правительства Ха­баровского края от 10.04.2008 № 100-пр осуществляет ми­нистерство имущественных отношений края.

В  силу действующего законодательства и в соответствии с уставом уч­реждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает автоном­ностью, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, оп­ределенных уставом.

Проверка котельной прокурором не проводилась. В котельной учреждения какие-либо электроустановки отсутствуют, котельная работает на твердом топливе (угле), которое подается кочергаром в топку. Доказательства того, что котельная учреждения относится к электроприемнику второй категории прокурором не представлены. Согласно акту Ростехнадзора от 11.11.2010г. техническое состояние котельного оборудования было признано удовлетворительным. Внешнее электроснабжение котельной осуществляется от трансформаторной подстанции «Бикин», находящейся в эксплуатации Бикинского района электрических сетей, по двум фидерным трассам, основное электроснабжение через ТП 10/0,4 кв № 8064 фидером № 15 и через ТП 10/04 кВ № 8065 фидером № 19, резервное электроснабжение. Т.е. резервное электроснабжение котельной обеспечено.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что котельная КГУ «Бикинский детский дом-интернат» для умственно-отсталых детей» находится в государственной собственности Хабаровского края и закреплена на праве оперативного управления за указанным учреждением.

В соответствии с частью 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В обоснование иска Бикинский городской прокурор ссылается на "СНиП П-35-76.
Котельные установки", утверждённый Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 N
229 и Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 "Об утверждении глав Правил устройства
электроустановок". Данные акты техническими регламентами не являются.

Доводы прокурора о том, что указанная котельная относится к электроприемникам второй категории не подтверждены.

Исковые требования сформулированы некорректно. Бикинский городской
прокурор требует провести работы по организации резервного электроснабжения от
автономного источника электроснабжения котельной. При этом параметры данного
автономного источника не указаны. Согласно акту Ростехнадзора электроснабжение котельной осуществляется по двум фидерным трассам, т.е. имеется резервный источник электроснабжения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела хозяйственный корпус по адресу  на основании распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 31.12.2009г. № 2155 находится на праве оперативного управления за КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» (свидетельство о государственной регистрации права от 23.11.2010г.

Согласно акту Дальневосточного управления Ростехнадзора от 11.11.2010г. по указанному адресу находится котельная.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выполнение технологических требований к техниче­ским устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энер­гетической системы России обеспечивают собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую нацио­нальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.01.2010 N 4-пр, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и края к компетенции органов исполнительной власти края в области социальной защиты и социального обслуживания населения, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан. Министерство обладает статусом органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан.

Полномочия собственника имущества,  находящегося в государствен­ной собственности края, в соответствии с постановлением Правительства Ха­баровского края от 10.04.2008 № 100-пр «Об утверждении Положения о мини­стерстве имущественных отношений Хабаровского края», осуществляет ми­нистерство имущественных отношений края.

Из изложенного следует, что требование прокурора к министерству социальной защиты населения Хабаровского края по обеспечению резервного источника электроснабжения, являются не обоснованными, поскольку данный ответчик не является собственником указанного имущества, не обладает по отношению к этому имуществу полномочиями, позволяющими совершить действия, являющиеся предметом требований прокурора.

К полномочиям министерства имущественных отношений края согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2010 № 73 «О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений" относится закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления и осуществление проверки сохранности краевого государственного имущества.

Из изложенного следует, что и министерство имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный вопрос не относится к его полномочиям.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреж­дение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согла­сия собственника этого имущества.

В соответствии с частью 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Данное положение в соответствии с п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2011  года.

Согласно п. 3.1 постановления Правительства Хабаровского края от 15.11.2008 № 265-пр «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания» выполнение государст­венного задания осуществляется учреждением за счет средств краевого бюд­жета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевы­ми государственными бюджетными учреждениями производится путем пре­доставления субсидии из краевого бюджета на возмещение нормативных за­трат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием услуг (выполнением работ). В целях расчета объема субсидии устанавливается порядок определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение ра­бот) и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за краевым государственным бюджетным учреждением, и (или) приобретенного им за счет средств, выде­ленных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду).

Необходимость установки в котельной резервного источника электроснабжения прокурор обосновывает требованиями Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 08.07.202г. № 204, ссылаясь, что котельная относится к электроприемнику второй категории.

Материалы проверки, подтверждающие данное обстоятельство, суду прокурором не представлены.

В соответствии с п. 1.1.1 указанных Правил, они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.

Электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (п.1.1.3)

Приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (п.1.2.7).

Потребитель электрической энергии - электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории (п.1.2.8).

Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (1.2.10)

Категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (1.2.17)

В соответствии с п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.20 Правил).

Доказательства того, что в котельной КГУ «Бикинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» имеются электроустановки, предназначенные для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии, прокурором в судебное заседание не представлено.

Доказательства того, что данная котельная относится к электроприемнику второй категории, и перерыв в электроснабжении котельной приведет к вышеуказанным последствиям, предусмотренным для электроприемников второй категории, в судебное заседание прокурором не представлены.

Согласно акту Ростехнадзора от 11.11.2010г. техническое состояние котельного оборудования было признано удовлетворительным. Внешнее электроснабжение котельной осуществляется от трансформаторной подстанции «Бикин», находящейся в эксплуатации Бикинского района электрических сетей, по двум фидерным трассам, основное электроснабжение через ТП 10/0,4 кв № 8064 фидером № 15 и через ТП 10/04 кВ № 8065 фидером № 19, резервное электроснабжение.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку прокурором не представлены доказательства юридически значимых обстоятельств, на которых он основывает свои требования, они удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Бикинскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, о возложении обязанности по организации резервного электроснабжения от автономного источника электроснабжения котельной, расположенной по адресу  отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Мороз И.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.11.2011 г.