ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5623/19-25 от 26.08.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№ 2-5623/2019-25

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2019 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Авиакомпания «Победа» к Большевой А.В. о взыскании убытков,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику по следующим основаниям. 24.04.2019 г. Большева А.В. заключила с истцом договор воздушной перевозки (код бронирования ) рейсом по маршруту <адрес> с датой вылета 05.05.2019 г.. 05.05.2019 г. ответчик в установленном порядке прошла все предполетные формальности и осуществила посадку на борт воздушного судна с бортовым номером , выполнявшего указанный рейс. Согласно рапорту о нарушении правил поведения на борту общественного порядка, подписанному командиром судна, в процессе полета выявлен факт курения ответчика в туалетной комнате. После покидания туалетной комнаты ответчиком бортпроводник почувствовал запах дыма, доложил командиру о нарушении правил поведения на борту ВС. Командир ВС посредством адресно-отчетной системы авиационной связи – ACARS сообщил о пассажире, который нарушил правила безопасности полета (курение на борту воздушного судна). Курение на борту воздушных судов ООО «Авиакомпания «Победа» запрещено независимо от продолжительности полета, включая использование электронных сигарет, сигар, трубок и других имитаторов курения. В связи с допущенным ответчиком нарушением, основываясь на приведенных истцом нормативных положениях, в том числе требованиях локальных актов ООО «Авиакомпания «Победа», истец вынужден был проводить санитарную обработку туалетной комнаты воздушного судна и примыкающей к ней системы вентиляции, на которую были затрачены денежные средства в размере 60000,0 руб., в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика указанную сумму в качестве возмещения причиненных по его вине убытков.

Истец в судебное заседание своего представителя не направил, о дне рассмотрения извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явилась, регистрация ответчика на территории Республики Карелия отсутствует, извещалась судом по имеющемуся у суда известному адресу проживания, судебная корреспонденция, направленная судом, возвращена по истечении срока хранения.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). В силу ст. 155 ГПК Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Исходя из положений ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

На основании части 1 статьи 233 ГПК Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ № 221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечению установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

Извещение о вызове ответчика в судебное заседание не вручено ответчику и возвращено по истечении срока хранения.

При таких обстоятельствах, уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается судом как отказ от его получения.

В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательств.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3). Заявитель, не обеспечивший получение поступающей на его адрес корреспонденции, несет риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебных документов.

Судебные извещения о рассмотрении дела направлялись ответчику по адресу ее регистрации и проживания, указанному в исковом заявлении.

Таким образом, судом исполнена возложенная на него в силу закона обязанность по извещению ответчика по месту его жительства о дате судебного разбирательства, однако адресованная ответчику корреспонденция последней получена не была.

При таких обстоятельствах, учитывая сроки рассмотрения гражданского дела, предпринятые меры к извещению ответчиков, отсутствие иных сведений о местонахождении ответчика, суд считает необходимым вынести решение относительно заявленных требований истца.

Учитывая, что ответчик в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила об отложении рассмотрения дела, принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчика, суд рассматривает дело в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 24.04.2019 г. Болшева А.В. заключила с истцом договор воздушной перевозки (код бронирования ) рейсом по маршруту <адрес> с датой вылета 05.05.2019 г.. 05.05.2019 г. ответчик в установленном порядке прошла все предполетные формальности и осуществила посадку на борт воздушного судна с бортовым номером , выполнявшего указанный рейс.

Согласно рапорту о нарушении правил поведения на борту общественного порядка, подписанному командиром судна, в процессе полета выявлен факт курения Болшевой А. в туалетной комнате, то есть нарушения пункта 4 главы 5 Правил поведения пассажиров на борту ВС. Рапорт приобщен к материалам дела, подписан также двумя свидетелями и бортпроводником.

Согласно статье 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака, в том числе, на воздушных судах.

Указанные положения закреплены также в разделе 8.3.15 главы 8 Руководства по производству полетов ООО «Авиакомпания «Победа», утвержденного приказом генерального директора №148 от 19.905.2015 г., согласованного и.о. начальника Управления летной эксплуатации Росавиации 18.05.2015 г., согласно которому, во время нахождения на борту самолета пассажиры обязаны: соблюдать установленные авиакомпанией правила перевозки пассажиров и багажа и правила поведения пассажиров на борту воздушного судна. Согласие соблюдать эти условия и правила подтверждаются пассажиров при бронировании билета; выполнять требования командира ВС и других членов экипажа воздушного судна. Кабинный экипаж воздушного судна обеспечивает выполнение всех законных распоряжений командира ВС. Распоряжения и указания кабинного экипажа в адрес пассажиров по вопросам обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности рассматриваются как исходящие от командира воздушного судна и подлежат неукоснительному соблюдению, за исключением случаев, когда такие распоряжения и (или) указания отменены командиром.

Курение на борту воздушных судов ООО «Авиакомпания «Победа» запрещено независимо от продолжительности полета, включая использование электронных сигарет, сигар, трубок и других имитаторов курения.

Как следует из описания производителя на официальном Интернет-сайте https://www.iqos.ru/support/faq-list/ IQOS— это система нагревания табака. IQOS не является альтернативой отказа от курения, риски для здоровья, связанные с потреблением табака сохраняются. Кроме того, табачные стики HEETS содержат никотин, который вызывает зависимость. В отличие от электронной сигареты, которая содержит жидкость, стики IQOS содержат настоящий табачный лист.

Из изложенного следует обоснованность довода истца о том, что использование системы IQOS подпадает под запрет, предусмотренный Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Кроме того, согласно представленным материалам, сам производитель указывает, что возможность использования устройства необходимо уточнять у администрации конкретного заведения, в котором планируется использование IQOS и предупреждает о том, что большинство авиакомпаний запрещают использовать IQOS на борту самолета.

Исследования о воздействии дыма, выделяемого при использовании IQOS на систему кондиционирования воздушного судна не проводились, заключение технических специалистов производителя воздушных судов Boeing 737-800 о безопасности выделяемых веществ при использовании IQOS отсутствует, ввиду вышеизложенного ООО «Авиакомпания «Победа» с целью обеспечения безопасности полетов руководствуется установленными требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15- ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Пункт 2 статьи 12 Федерального закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреблений табака допускает курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с инструкцией производителя воздушных судов Boeing 737-800 система кондиционирования воздушного судна не оснащена специальными фильтрами для очищения воздуха от загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, вследствие чего качество воздуха в пассажирском салоне существенно снижается и может привести к отказу системы кондиционирования воздушного судна. В случае отказа системы кондиционирования пассажиры лишаются возможности нормально дышать, что может привести к удушью. Также при циркуляции воздуха, до 50% воздуха поступает обратно в салон, следовательно, табачный дым неизбежно распространится по всему салону, и пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна вынуждены вдыхать ядовитые газы, выделяемые при использовании табачного изделия, что может привести к обострению хронических заболеваний и неблагоприятным последствиям.

На основании изложенного, ООО «Авиакомпания «Победа» вынуждена была провести санитарную обработку туалетной комнаты воздушного судна и примыкающей к ней системы вентиляции в связи с допущенным со стороны ответчика нарушением правил поведения на борту.

Судом установлено, что с целью разъяснения обстоятельств угрозы безопасности полетов ООО «Авиакомпания «Победа» обратилось с соответствующим запросом к производителю воздушных судов Boeing 737-800, формирующих воздушный парк истца. В ответ на указанное обращение 08.06.2018 истцом была получена подробная инструкция компании Boeing «Действия летного экипажа при дыме, возгорании или появлении сопутствующего запаха в активной фазе полета». Положениями указанной инструкции в разделе «Единый подход в отношении действий в случае возникновения SFF (задымления)», подразделе «Временные рамки для ухода на запасной аэродром/посадки» установлено, что при любом дыме, возгорании или сопутствующим им запахах члены экипажа должны рассмотреть возможность ухода на запасной аэродром, а при условии выхода ситуации из-под контроля экипаж должен рассмотреть возможность немедленной посадки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

В силу пункта 2 статьи 57 ВК РФ командир пилотируемого воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности, находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, командир воздушного судна вправе, в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.

В соответствии с приведенными выше нормативными положениями экипаж рейса от лица командира воздушного судна в период подготовки к взлету, а также после занятия воздушным судном соответствующего эшелона, посредством голосового информирования (по громкой связи) довел до сведения всех пассажиров рейса требование командира воздушного судна о том, что «курение на борту воздушного судна, в том числе электронных сигарет категорически запрещено».

Между тем, указанное распоряжение о запрете курения на борту ответчиком выполнено не было.

Изложенным подтверждается обоснованность довода стороны истца о необходимости после совершения посадки проводить санитарную обработку воздушного судна после курения, ввиду чего истцом понесены соответствующие расходы.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, затраты истца на санитарную обработку ВС для ликвидации последствий курения составили 60000 руб. 00 коп.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценивая изложенное выше в совокупности, представленные стороной истца доказательства, отсутствие возражений со стороны ответчика, суд считает, что в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о причинении ему неправомерными действиями ответчика убытков, которые подлежат возмещению по изложенным выше правовым основаниям, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 98, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Большевой А.В. в пользу ООО «Авиакомпания «Победа» убытки в размере 60000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.

Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ответчику копии решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.В..Полякова

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2019 года