ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5625/19 от 15.10.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-5625/19 “15” октября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Даллакян М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о взыскании пособия на погребение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании пособия на погребение ее матери в размере 27 016 руб., просит также о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

В обоснование иска ФИО1 указала на следующие обстоятельства.

Мать истицы умерла в США, где выдано свидетельство о смерти, истица похоронила ее в Российской Федерации.

Ответчик необоснованно отказал истице в выплате указанного пособия, ссылаясь на непредоставление истицей справки по форме 33 отдела ЗАГС, которая не выдается, если свидетельство о смерти выдано иностранным государством.

В судебном заседании истица поддержала иск.

Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что факт смерти матери истца удостоверен в ненадлежащем порядке, должен быть удостоверен консульством Российской Федерации в США.

Письменный отзыв ответчика имеется в материалах дела (л.д. 56, 57).

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что истица является дочерью ФИО3, скончавшейся в госпитале в штате Иллинойс США 08.07.2018 (л.д. 14-18).

Свидетельство о смерти ФИО3 выдано местным регистратором актов гражданского состояния ФИО4ФИО9, скреплено печатью/штампом штата Иллинойс, удостоверено апостилем 26.07.2018 Государственным секретарем штата Иллинойс (л.д. 16).

Свидетельство о кремации выдано крематорием Морган Нортлей Иллинойс США 12.07.2019, удостоверено апостилем нотариуса округа Лейк штата Иллинойс ФИО5 26.07.2018 (л.д. 23, 24).

Истица захоронила ФИО1 на Красненьком кладбище ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением о захоронении (л.д. 25), оплатила услуги по ее захоронению, что подтверждается платежными документами (л.д. 31-33).

ФИО3 награждена медалью «За оборону Ленинграда» (л.д. 26), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», являлась ветераном-участником Великой отечественной войны (л.д. 28).

Истица обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на ритуальные услуги.

Письмом от 31.10.2018 ответчик отказал в выплате пособия на погребение, указав, что для возмещения расходов необходима справка о смерти по форме (л.д. 13).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (ч. 1).

При погребении участников Великой Отечественной войны максимальный размер пособия на погребение составлял на дату рассмотрения заявления истца ответчиком в Санкт-Петербурге 27 016 руб. (абзац 13 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 г. ).

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию (ч. 2).

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (ч. 3).

Право истицы на получение пособия на погребение матери, умершей 08.07.2018, ответчиком не оспаривается, на ее похороны за счет государства или оплату ритуальных услуг в связи с ее погребением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 ответчик не ссылается; основанием для отказа в выплате пособия на погребение является отсутствие справки о смерти формы , удостоверение факта смерти матери истицы не консульским учреждением Российской Федерации в США.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 г. в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.

Учитывая, что смерть ФИО3 наступила при ее нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», а компетентными органами иностранного государства, что подтверждено материалами дела, принимая во внимание, что полученные истцом документы о смерти матери содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы , то само по себе отсутствие такой справки, которая не могла быть выдана истице в силу выше установленных причин, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.

Довод отзыва о том, что в случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении, при этом регистрация смерти осуществляется в полном соответствии с правилами, действующими на территории Российской Федерации, суд не может принять во внимание.

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 143-ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

В случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельство о смерти (Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 13.03.2018 № 3507). Выдача справки о смерти в данном случае Административным регламентом не предусмотрена.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяться такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Международный договор между Российской Федерации и Соединенными штатами Америки о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, отсутствует.

В силу ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке.

Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в <адрес> 05 октября 1961 года) (далее - Конвенция) Российская Федерация и США являются участниками этой Конвенции.

В силу статьи 1 Конвенции она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

В соответствии со ст. 5 Конвенции на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль.

Представленные истицей официальные документы, совершенные в США, содержат апостиль.

При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что ответчик законно и обоснованно отказал истице в выплате пособия на погребение.

Расходы на ритуальные услуги подлежат возмещению в пределах, установленных Правительством Российской Федерации от 06.05.1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».

Согласно п. 1 данного Постановления, за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 31 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденных приказом Министра Обороны РФ от 13.01.2008 года № 5, оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истицы компенсации на ритуальные услуги с ответчика - военного комиссариата субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербург, - в котором была постоянно зарегистрирована по месту проживания и состояла на учете на момент смерти ветеран Великой Отечественной войны ФИО3 (л.д. 29, 30).

Размер пособия суд устанавливает в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2018 № 1234 – 27 016 руб.

Общий размер расходов, понесенных истицей на погребение матери, превышает данную сумму, что подтверждается платежными документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истицы государственную пошлину 300 руб.

Всего с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию 27 316 руб., из расчета: 27 016 + 300.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Взыскать ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в пользу ФИО1 пособие на погребение матери ФИО3 в размере 27 016 руб., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., а всего 27 316 руб. (Двадцать семь тысяч триста шестнадцать руб.).

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2019.

Судья