РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2020 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Мишиной К.Н.,
при секретаре судебного заседания Т.,
с участием истицы ФИО1,
представителя истицы ФИО1 – К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5626\2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что ** она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости.
Ответчиком по результатам рассмотрения ее заявления принято решение от **№, в котором указано, что для назначения пенсии ей требуется 25 лет страхового стажа специальных условий труда (педагогической деятельности). По представленным документам ее страховой стаж был определен в размере 23 лет 8 месяцев 1 дня. В связи с чем, ответчиком принято решение об отказе ей в назначении досрочной пенсии по старости.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку период с ** по ** она проходила обучение в Черемховском педагогическом училище в общей сложности 1 год 9 месяцев 23 дня. Данный период в стаж не включен.
Помимо этого, период с ** по ** она работала в Свирской средней школе №, период с ** по ** работала в Школе-сад д.Козлова, Черемховского района.
Вышеуказанные периоды не включены в страховой стаж, хотя в ее трудовой книжке они отражены.
Кроме того, ** она обращалась в пенсионный орган с заявлением в электронном виде, когда ее педагогический стаж составил 25 лет. Однако, от ответчика не поступило письменного ответа на ее заявление о назначении пенсии.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истица ФИО1 просит суд признать незаконным решение пенсионного органа от **№ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения следующих периодов ее работы:
- с ** по ** в Свирской средней школе № (1 год 6 месяцев 26 дней),
- с ** по ** в Комплексе «Школа-сад» деревни Козлова Черемховского района, Иркутской области (2 года 4 дня).
Истица также просит суд включить указанные периоды работы в ее страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с **, с возмещением ей ранее не поступивших денежных средств из сформированного пенсионного капитала.
В судебном заседании истица ФИО1 на иске с учетом его уточнения настаивала, просила удовлетворить, поддержала доводы, в нем изложенные.
В судебном заседании представитель истицы ФИО1 – К., действующая на основании доверенности, считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области представителя не направил, о его дате и времени извещен надлежаще. Представитель пенсионного органа Д., действующий на основании доверенности, направил в адрес суда письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа.
Суд, выслушав пояснения истицы и ее представителя, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, обозрев пенсионное дело, считает иск подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии по старости установлены Федеральным законом от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон).
Судом установлено, что ** ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № от ** (далее по тексту – оспариваемое решение) ФИО1 было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Основанием отказа в досрочном назначении досрочной страховой пенсии по старости явилось отсутствие необходимого специального педагогического стажа 25 лет, тогда как включенный пенсионным органом стаж истицы составил 23 года 8 месяцев 1 день.
Истица, посчитав решение пенсионного органа незаконным, а свои права нарушенными, обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд исходил из следующего.
Статьей 8 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Ранее возраста, указанного в статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на досрочную пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Установлено, что ФИО1 в период с ** по ** работала в Свирской средней школе № учителем начальных классов, а в период с ** по ** в Комплексе «Школа-сад» деревни Козлова Черемховского района, Иркутской области учителем (далее по тексту – спорные периоды).
Факт работы истицы в данных образовательных учреждениях подтверждается имеющимися записями в трудовой книжке, а также представленными справками.
Согласно справке № от **, выданной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Свирска», уточняющая особый характер работы ФИО1, последняя с ** по ** работала на полную ставку на должности учителя начальных классов Свирской средней школы №. Работа в указанной должности и учреждении давала истице право на досрочное назначение страховой пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Справка выдана на основании Книги приказов по личному составу 1992-1994 г.г., тарификации за 1992-1994 г.г., лицевых счетов за 1992-1994 г.г.
Как видно из оспариваемого решения пенсионного органа № от **, период работы истицы в качестве учителя Свирской средней школы № с ** по ** зачтен в период работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно справке № от **, выданной МКОУ «Начальная школа-детский сад» деревни Козлова, ФИО1 работала на полную ставку учителем начальных классов «Школы-сад» д. Козлова с ** по **.
В данной справке также указано, что Чернухинская начальная малокомплектная школа реорганизована в комплекс «Школа-сад» деревни Козлова на основании постановления Черемховской районной администрации № от **. Затем, комплекс «Школа-сад» деревни Козлова переименован в Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» деревни Козлова на основании постановления мэра района № от **.
Материалами дела также подтверждается, что специалистами Государственного учреждения – Управление ПФР в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области составлен акт от ** по результатам документальной проверки стажа на соответствующих видах работ на ФИО1
В акте отражено, что постановлением № от ** «О создании комплекса «Школа-сад» в д. Козлово Булайской сельской администрации открыт комплекс «Школа-сад» с сентября 1994 года в д. Козлово Булайской сельской администрации на базе типового здания детского сада с общим количеством 41 ребенок. Упразднено бывшее название начальной малокомплектной школы – Чернухинская.
Приказом № от ** ФИО1 принята учителем в Чернухинскую начальную малокомплектную школу с **, на основании приказа № от ** ФИО1 учитель Козловского комплекса «Школа-сад» была уволена в порядке перевода в школу № г. Ангарска по ст. 29 КЗоТ РФ с **.
Помимо этого, Государственное учреждение – Управление ПФР в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области, проводившее проверку наличия специального стажа истицы, направило в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области письмо от ****, согласно информации которого, Чернухинская начальная малокомплектная школа не ведет хозяйственной деятельности с 1995 года, регистрационные документы данного учреждения не сохранились. На базе детского сада д. Козлово путем слияния организован комплекс «Школа-сад» д. Козлово, регистрационные документы которого также не сохранились.
Оспаривая законность принятого пенсионным органом решения, ФИО1 и ее представитель ссылались на то, что такие обстоятельства, как невключение в названный Список Комплекса «Школа-сад» и отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кода льготы, не должны лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение.
В спорные периоды, которые истица просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действовало постановление Совета Министров РСФСР от **№, которым был утверждён Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет.
Действие указанного Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.
Федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение для граждан, работающих в сфере образования. В качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, законодателем предусмотрено только наличие выслуги не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли деятельность.
Действовавшим Списком было предусмотрено, что право на назначение досрочной трудовой (в настоящее время – страховой) пенсии по старости имеют учителя, работающие в школах - детских садах, а также учителя в школах.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от **№н установлено тождество наименования учреждения «комплекс «детский сад - начальная школа (школа)» наименованию учреждения «начальная школа (школа) - детский сад», предусмотренному пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **№.
Согласно представленных в материалы дела архивным и справкам, уточняющим условия труда истицы, а также трудовой книжке, ФИО1 в спорные периоды времени осуществляла педагогическую деятельность в условиях труда, предусмотренных Списком от **№, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.
При этом, из пояснений истицы судом установлено, что учреждения, в которых она работала в спорные периоды, являлись образовательными учреждениями для детей дошкольного и школьного возраста, реализовывали государственные программы образования. В результате переименований учреждений, их образовательный профиль не изменялся, в свой деятельности данные учреждения руководствовались требованиями законодательства об образовании, являлись муниципальными образовательными учреждениями.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку истица фактически осуществляла возложенные на нее обязанности учителя в общеобразовательных учреждениях, то есть занималась педагогической деятельностью, работала полную ставку. Поскольку при включении спорных периодов, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, у истицы ФИО1 в совокупности образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закон «О страховых пенсиях».
В этой связи, оспариваемое решение ответчика от **№ в части невключения в стаж истицы спорных периодов работы нельзя признать законным.
При этом, истица просит суд включить в льготный стаж период ее работы в Свирской средней школе №, начиная с **. Оснований для включения в льготный стаж периода работы с ** по ** в указанном учреждении у суда не имеется, поскольку данный период работы включен пенсионным органом в специальный стаж работы истицы, а потому в специальный стаж подлежит включению только период продолжительностью с ** по **.
Аналогичным образом суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о включении в ее специальный стаж периода работы в Комплексе «Школа-сад» деревни Козлова Черемховского района, Иркутской области, начиная с **, поскольку из оспариваемого решения видно, что период работы истицы с ** по ** включен пенсионным органом самостоятельно, а потому у суда имеются основания для включения в специальный стаж только периода, начиная с ** по **.
Из материалов дела следует, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (**) стаж работы истицы ФИО1 был меньше необходимого (25 лет) и составлял 23 года 8 месяцев 1 день.
С учетом спорных периодов, работы стаж работы истицы на день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии – **, составит 26 лет 2 месяца 14 дней:
23 года 8 месяцев 1 день (стаж зачтен) + 1 год 2 месяца 22 дня (спорный период с ** по **) + 1 год 11 месяцев 22 дня (спорный период с ** по **) = 26 лет 2 месяца 14 дней.
Согласно статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **№ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона №173-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на день обращения истицы в пенсионный орган ее специальный стаж с учетом спорных периодов составлял более 25 лет. В связи с чем, у ответчика не имелось оснований отказать ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При таких обстоятельствах с целью восстановления нарушенного права истицы у суда имеются основания для возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию вышеуказанных спорных периодов и назначению истице досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, то есть с **.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области № от ** в части невключения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующих периодов работы:
- с ** по ** в Свирской средней школе №,
- с ** по ** в Комплексе «Школа-сад» деревни Козлова Черемховского района, Иркутской области.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области обязанность включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
- с ** по ** в Свирской средней школе №,
- с ** по ** в Комплексе «Школа-сад» деревни Козлова Черемховского района, Иркутской области.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с **.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Н. Мишина
Мотивированное решение в окончательной форме принято судом 25.11.2020.