ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5628/2015 от 22.12.2015 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2015 г. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Моисеевой И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием старшего помощника <данные изъяты> прокурора <данные изъяты>ФИО5,

представителя ответчика федерального государственного казенного учреждения <данные изъяты>ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика федерального агентства по обустройству государственной границы РФ ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица <данные изъяты> таможни ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ об обязании оснастить пункт пропуска через Государственную границу техническими средствами (третьи лица Дальневосточное межрегиональное управление Госавтонадзора, Хабаровская таможня),

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к <данные изъяты><данные изъяты>» об обязании оснастить пункт пропуска через Государственную границу техническими средствами, указав в качестве третьего лица <данные изъяты><данные изъяты>. Требования обосновал тем, что <данные изъяты> прокуратурой в июне 2015 года проведена проверка исполнения требований законодательства при обустройстве и эксплуатации объектов, используемых для организации транспортного контроля в смешанном международном пункте пропуска через Государственную границу РФ <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>), расположенном по адресу <адрес>, в ходе которой установлено, что в соответствии с п.1.1 <данные изъяты> все здания, помещения, сооружения СМ ПП Покровка являются федеральной собственностью и используются ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления. В целях реализации предмета деятельности на ФГУ <данные изъяты> возложено выполнение за счет средств федерального бюджета следующих функций государственного заказчика: организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию и строительству, в том числе на закупку и поставку материально-технических ресурсов, объектов государственной границы; заключение государственных контрактов по результатам проведенных торгов на проведение работ или оказание услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для строительства объектов государственной границы; обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении <данные изъяты>; обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе Российской Федерации, в местах ее пересечения. Как установлено в ходе проверки, должностными лицами <данные изъяты> таможни транспортный контроль осуществляется только в форме документарного контроля ввиду отсутствия на объектах <данные изъяты> технических средств для его осуществления в форме инструментального транспортного контроля. В ходе проверки установлено, что объекты <данные изъяты>, в нарушение требований Постановления Правительства РФ , п.2 Типовых требований не оборудованы следующим перечнем технических средств, необходимых для осуществления транспортного контроля: весовой системой с поосным взвешиванием (максимальная измеряемая нагрузка на ось до 15 тонн, погрешность измерения не более 1%, класс точности не ниже 2) - 2 шт.; цифровое измерительное колесо (курвиметр) или рулетка для измерения расстояния не менее (погрешность измерения не более 5 см) - 1 шт.; линейка или штангенциркуль для измерения остаточной высоты рисунка протектора шин - 2 шт.; портативное экспресс-оборудование, позволяющее оперативно производить выборочные измерения технических параметров автотранспортных средств на соответствие требованиям категории EURO - 1 шт.; газоанализатор - 1 шт.; дымомер - 1 шт.; люфтометр для определения состояния рулевого управления автотранспортных средств - 1 шт.; диски с красным сигналом либо со световозвращающим для остановки транспортных средств и регулирования движения - 1 шт.; факс - 1 шт.; ручной дешифратор тахограмм или прибор для контроля режима труда и отдыха водителей (компактный считыватель информации с цифровых тахографов и смарт-карт водителей) - 1 шт. Необходимость обеспечения объектов <данные изъяты> двумя весовыми системами с поосным взвешиванием (максимальная измеряемая нагрузка на ось до 15 тонн, погрешность измерения не более 1 %, класс точности не ниже 2) обусловлена наличием в пункте пропуска въездного и выездного направлений транспортного контроля, размещенных по обоим сторонам относительно административного здания пункта пропуска, что не противоречит Типовым требованиям. Допущенные <данные изъяты> в лице <данные изъяты> нарушения требований законодательства в части не принятия мер, направленных на обеспечение объектов <данные изъяты> техническими средствами, необходимыми для осуществления транспортного контроля, явилось следствием невозможности его осуществления в полном объеме должностными лицами <данные изъяты> отдела <данные изъяты> управления <данные изъяты>. Просит обязать <данные изъяты> устранить допущенные нарушения требований постановления Правительства РФ , п.2 Типовых требований, в части оборудования указанными техническими средствами <данные изъяты>.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена <данные изъяты><данные изъяты>.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица <данные изъяты>, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании старший помощник <данные изъяты> прокурора ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, указала, что ответчику необходимо установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1 исковые требования не признала, указала, что <данные изъяты><данные изъяты> является действующим пунктом пропуска, открытым Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Реконструкция и строительство не производились с момента открытия пункта пропуска. Расходы на реконструкцию и техническое оснащение действующих пунктов пропуска являются капитальными вложениями в объекты капитального строительства, которые выделяются исключительно в рамках федеральных целевых программ. Иные источники финансирования в данном случае не предусмотрены. Федеральной целевой программой «<данные изъяты> реконструкция (проектирование) <данные изъяты> не предусмотрена. Таким образом, приведение пунктов пропуска через госграницу РФ в соответствии с законодательством РФ возможно только при реконструкции пунктов пропуска согласно федеральной целевой программе при доведении лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, исходя из п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Положения о Федеральной таможенной службе таможенная служба выполняет функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, указанное прокурором оборудование является специальным, так как может быть использовано только государственными контрольными органами, в связи с чем его наличие обеспечивается за счет средств таможенных органов.

Представитель ответчика федерального агентства по обустройству государственной границы РФ ФИО2 требования истца не признала, указала, что подведомственная Росгранице организация – <данные изъяты> создана для выполнения задач, поставленных перед <данные изъяты> и в своей деятельности руководствуется, в том числе, Уставом <данные изъяты>. <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> вправе принимать решения о техническом оснащении пунктов пропуска только в том случае, если эти решения соответствуют законодательству РФ. Действующим законодательством не предусмотрена необходимость обеспечения пунктов пропуска через государственную границу РФ системой с поосным взвешиванием, а также оснащением линейкой или штангенциркулем, газоанализатором, дымометром, люфтометром, дисками с красным сигналом. Эти требования содержатся в п.3 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов таможенного союза, утвержденных решением Комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным документом предусмотрено, что обустройство и материально-техническое оснащение возможно во вновь строящихся и реконструкции действующих пунктов пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза. Таких решений о реконструкции <данные изъяты><данные изъяты> не принималось, в связи с чем у <данные изъяты> отсутствуют основания для оснащения данного пункта пропуска указанными средствами. Указанное прокурором оборудование является специальным, а в соответствии с Уставом <данные изъяты> не вправе оснащать специальным оборудованием пункты пропуска.

В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3 указала, что таможенная служба осуществляет функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.

Согласно письменного отзыва представителя третьего лица <данные изъяты> – управление является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти – <данные изъяты> осуществляющим функции по надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на территории <адрес> и <данные изъяты>. В соответствии с п.6.5.8 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №АК – 654 фс – Управление осуществляет контроль порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории РФ (за исключением пунктов пропуска через государственную границу РФ). Доводы искового заявления изложены на основании проверки, проведенной <данные изъяты>, где транспортный контроль должностными лицами ФИО8 управления не осуществляется, в связи с чем Управление является ненадлежащим лицом по делу.

Выслушав пояснения старшего помощника <данные изъяты>ФИО5, представителя ответчика <данные изъяты> по строительству и эксплуатации объектов <данные изъяты>ФИО1, представителя ответчика федерального агентства по обустройству государственной границы РФ ФИО2, представителя третьего лица <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ. Согласно указанной норме прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

Согласно ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу.

В силу ст.9 Закона РФ «О Государственной Границе РФ» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.12 Закона РФ «О Государственной границе РФ» определено, что пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами РФ или Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, пунктом 2 которых предусмотрено, что здания, помещения и сооружения, необходимые для осуществления транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, должны быть оборудованы мебелью и оснащены оборудованием и техническими средствами для осуществления инструментального и документарного контроля по перечню оборудования, технических средств и мебели, необходимых для осуществления транспортного контроля, согласно приложению к Типовым требованиям.

Судом на основании представленных в материалы дела документов установлено, что смешанный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес> (<данные изъяты>) <адрес> открыт для международного грузового и пассажирского сообщения и является действующим.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что <данные изъяты> не оборудован следующим перечнем технических средств, необходимых для осуществления транспортного контроля, и предусмотренных перечнем оборудования технических средств и мебели, необходимых для осуществления транспортного контроля (являющимся приложением к Типовым требованиям, утв. Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ): весовой системой с поосным взвешиванием (максимальная измеряемая нагрузка на ось до 15 тонн, погрешность измерения не более 1%, класс точности не ниже 2) - 2 шт.; цифровое измерительное колесо (курвиметр) или рулетка для измерения расстояния не менее (погрешность измерения не более 5 см) - 1 шт.; линейка или штангенциркуль для измерения остаточной высоты рисунка протектора шин - 2 шт.; портативное экспресс-оборудование, позволяющее оперативно производить выборочные измерения технических параметров автотранспортных средств на соответствие требованиям категории EURO - 1 шт.; газоанализатор - 1 шт.; дымомер - 1 шт.; люфтометр для определения состояния рулевого управления автотранспортных средств - 1 шт.; диски с красным сигналом либо со световозвращающим для остановки транспортных средств и регулирования движения - 1 шт.; факс - 1 шт.; ручной дешифратор тахограмм или прибор для контроля режима труда и отдыха водителей (компактный считыватель информации с цифровых тахографов и смарт-карт водителей) - 1 шт.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружении, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1308-р подведомственной Росгранице организацией является Федеральное государственное казенное учреждение "<данные изъяты>

Согласно Уставу <данные изъяты>, утвержденному Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N6, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации (п.1.2 Устава). В соответствии с п.1.1 Устава все здания, помещения, сооружения <данные изъяты> являются федеральной собственностью и используются <данные изъяты> на праве оперативного управления.

Частью 3 ст.12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

В целях реализации предмета деятельности на <данные изъяты> возложено выполнение за счет средств федерального бюджета следующих функций государственного заказчика: организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию и строительству, в том числе на закупку и поставку материально-технических ресурсов, объектов государственной границы (п.3.2.1 Устава); заключение государственных контрактов по результатам проведенных торгов на проведение работ или оказание услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для строительства объектов государственной границы (п.3.2.1 Устава); обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении ФГУ Росгранстрой (п.3.2.4 Устава); обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе Российской Федерации, в местах ее пересечения (п.3.2.6 Устава).

В ходе проверки установлено, что должностными лицами <данные изъяты>, <данные изъяты> поста <данные изъяты> таможни транспортный контроль осуществляется только в форме документарного контроля ввиду отсутствия на объектах <данные изъяты> технических средств для его осуществления в форме инструментального транспортного контроля, при этом ответчиком не оспаривалось отсутствие на пункте пропуска Покровка указанных технических средств.

Исходя из представленных доказательств, норм материального права суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты>, использующим объекты федерального имущества в <данные изъяты> на праве оперативного управления, и осуществляющего функции, в том числе, по обеспечению материально-технического снабжения для осуществления транспортного контроля в пунктах пропуска, необходимые меры, направленные на обеспечение объектов <данные изъяты> техническим средствами не предпринимаются, что влечет невозможность надлежащего осуществления транспортного контроля должными лицами и соблюдения интересов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, поскольку необходимость обеспечения <данные изъяты> техническими средствами, необходимыми для осуществления транспортного контроля в соответствие с требованиями действующего законодательства обоснована отсутствием указанных технических средств, необходимых для его осуществления, а также не проведением транспортного контроля в полном объеме в отношении перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза транспортных средств, суд находит требования истца к <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика <данные изъяты> об отсутствии оснований для возложения обязанности по оснащению пункта пропуска Покровка указанными техническими средствами, так как они являются специальными, не соответствуют п.2 типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы об отсутствии выделенных на эти цели бюджетных средств не освобождает ответчика об выполнения возложенных на него обязанностей по оснащению пункта пропуска <данные изъяты> техническими средствами, поскольку Росграница в соответствии с бюджетными полномочиями, предоставленными ей как главному распорядителю бюджетных средств, в том числе установленными ст.158 БК РФ, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования <данные изъяты> вправе внести изменения в бюджетную систему, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенных сторонами доводов, суд считает необходимым установить срок для выполнения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать федеральное государственное казенное учреждение «<данные изъяты> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оснастить международный пункт пропуска через Государственную границу РФ <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес> техническими средствами для осуществления транспортного контроля - весовой системой с поосным взвешиванием (максимальная измеряемая нагрузка на ось до 15 тонн, погрешность измерения не более 1%, класс точности не ниже 2) - 2 штуки; цифровое измерительное колесо (курвимерт) или рулетка для измерения расстояния (погрешность измерения не более 5 см) - 1 штука; линейка или штангенциркуль для измерения остаточной высоты рисунка протектора шин - 2 штуки; портативное экспресс-оборудование, позволяющее оперативно производить выборочные измерения технических параметров автотранспортных средств на соответствие требованиям категории EURO - 1 штука; газоанализатор - 1 штука; дымомер - 1 штука; люфтометр для определения состояния рулевого управления автотранспортных средств - 1 штука; диски с красным сигналом либо со световозвращающим для остановки транспортных средств и регулирования движения - 1 штука; факс 1 штука; ручной дешифратор тахограмм или прибор для контроля режима труда и отдыха водителей (компактный считыватель информации с цифровых тахографов и смарт-карт водителей) -1 штука.

В удовлетворении требований к федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий И.В. Моисеева

Копия верна: судья И.В. Моисеева

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2015 года