ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5629/2016 от 21.07.2016 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Митиной И.А.

с участием прокурора Лапузиной Е.С.,

при секретаре Ковригиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркуловой ТВ к Администрации городского округа Самары, Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара о восстановлении на работе

установил:

Истец Меркулова Т.В.первоначально обратилась в Ленинский районный суд г.Самара, с иском к Администрации городского округа Самары, Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара с иском о восстановлении на работе, мотивируя его тем, что она работала в Администрации Промышленного района городского округа Самара с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.- в качестве ведущего специалиста в секторе контроля эксплуатации жилищного фонда, элементов благоустройства, инженерных сетей, энергоснабжения, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.- в коммунальном отделе ведущим специалистом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -ведущим специалистом (старшая должность муниципальной службы) в отделе по ЖКХ и благоустройству, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ- главным специалистом (ведущая должность муниципальной службы, категория «специалисты») в отделе по ЖКХ и благоустройства, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.- консультантом (ведущая должность муниципальной службы, категория «специалисты») отдела по ЖКХ и благоустройства.

ДД.ММ.ГГГГг. истец получила уведомление о её предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Администрации Промышленного района и ДД.ММ.ГГГГг. была уволена по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Ссылаясь на положения ст. 13, п. 10 ч.2 ст.85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., считает увольнение незаконным, поскольку наличие правопреемства у преобразованных муниципальных образований свидетельствует о реорганизации этих муниципальных образований, поскольку главным и принципиальным отличием от ликвидации является в соответствие с ст.61 ГК РФ наличие правопреемства. Полагает, что вновь сформированные в Промышленном районе органы местного самоуправления являются по закону правопреемниками ранее существовавших органов местного самоуправления в районе. Вновь образованная в результате преобразования Администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара сохранила правомочия прежнего муниципального образования и приобрела дополнительные полномочия. О сохранении прежних полномочий, по ее мнению, свидетельствует и сопоставление прав и обязанностей прежней и настоящей Администраций района.

Руководство новой администрации почти в полном объеме запросило у прежней администрации личные дела прежних работников для утверждения их в должностях в новой администрации. Сохранена и её должность в штатном расписании в реорганизованной Администрации. На её должности работает Бандурова И.Е.

Указывает, что на основании ст. 75 ТК РФ «при реорганизации, преобразовании организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются». Ссылаясь на положения п. 10 ч.2 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003г. в редакции от 30.12.2015г.) ст. 75 ТК РФ полагает трудовые отношения в Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара со ней должны быть сохранены.

Также указала, что Постановление Главы г.о. Самара Фурсова О.Б. «О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара» ею не обжаловалось, поскольку в момент его издания она не получала уведомления о предстоящем увольнении и, следовательно не могла считать, что её интересы затрагиваются.

Полагает, что нормативный правовой акт - Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10. 2003г. (в редакции от 30.12.2015г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий преобразование, а не ликвидацию органов местного самоуправления, имеет преимущество над постановлением Главы городского округа Самара «О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара», и следовательно произведенная замена одного органа местного самоуправления другим правопреемником должна считаться преобразованием со всеми вытекающими из этого последствиями.

На основании изложенного просила признать увольнение Меркуловой ТВ незаконным и восстановить её на работе в Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в качестве консультанта (ведущая должность муниципальной службы категории «специалисты») отдела по ЖКХ и благоустройства. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара расходы по оказанию ей юридической помощи в сумме <данные изъяты> руб. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в соответствие 237 ТК РФ в её пользу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

Определением Ленинского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Меркуловой Т.В. к Администрации г.о.Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара направлено для рассмотрения по подсудности в Промышленный районный суд г.Самара.

В процессе рассмотрения дела Администрация г.о.Самара удовлетворено ходатайство представителя истца – адвоката Антипина В.И. об исключении из числа ответчиков администрации г.о.Самара и привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица - администрация г.о.Самара была исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в дела в качестве третьего лица, в качестве третьего лица была привлечена Администрация Промышленного района городского округа Самара в лице ликвидационной комиссии.

В ходе судебного разбирательства представителя истца – адвокат Антипин В.И. исковые требования уточнил, просила признать увольнение Меркуловой Т.В. осуществленное распоряжением Председателя ликвидационной комиссии Администрации Промышленного района г.о.Самара незаконным и восстановить её на работе в Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в качестве консультанта (ведущая должность муниципальной службы категории «специалисты») отдела по ЖКХ и благоустройства. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула, начиная с 04.04.2016г.. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара расходы по оказанию ей юридической помощи в сумме 17000 руб.. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в соответствие 237 ТК РФ в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано Меркуловой Т.В. в принятии уточненных исковых требований к Администрации г.о.Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным Постановления Главы г.о.Самара «О ликвидации администрации Промышленного района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащего ст.13 ст.85 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст.61 ГК РФ, ст.75 ТК РФ, признания незаконным отказа Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара о приеме её на работу, обязании Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара заключить с Меркуловой Т.В. трудовой договор и принять на муниципальную службу.

В судебном заседании истец Меркулова Т.В. и её представитель- адвокат Антипин В.И., действующий на основании доверенности и ордера, поддержали исковые требования с учетом ранее данных уточнений, по основаниям, изложенным в иске, и ранее данных показаниях. Считают, что увольнение Меркуловой Т.В. незаконно, указывая на то, что в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. имело место не ликвидация, а преобразование, при которой Администрация Промышленного внутригородского района г.о.Самара является правопреемником Администрации Промышленного района г.о.Самара. Просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Признать увольнение Меркуловой Т.В. осуществленное распоряжением Председателя ликвидационной комиссии Администрации Промышленного района городского округа Самара незаконным, признать отказ Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара о приеме её на работу незаконным. Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о.Самара заключить с Меркуловой Т.В. трудовой договор и принять на муниципальную службу на должность консультанта (ведущая должность муниципальной службы категории «Специалисты») отдела по ЖКХ и благоустройства. Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула начиная с ДД.ММ.ГГГГ., расходы по оказанию юридической помощи в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара – Мартынюк О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований Меркуловой Т.В., просила суд в иске отказать. Пояснила, что увольнение истца связано с принятием решения о ликвидации юридического лица. Процедура увольнения истца в связи с ликвидацией была соблюдена в полном объеме в соответствии с законом.

В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара, Администрации Промышленного района г.о.Самара в лице ликвидационной комиссии – Бычкова В.В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований Меркуловой Т.В., просила суд в иске отказать. Письменные доводы, изложенные в отзыве на заявленные требования, поддержала. Пояснила, что процедура увольнения истца в связи с ликвидацией Администрации Промышленного района г.о.Самара была соблюдена в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, приходит к следующему.

Судом установлено, что Меркулова ТВ в период времени сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.работала в Администрации Промышленного района г.о.Самара в должности ведущего специалиста в секторе контроля эксплуатации жилищного фонда, элементов благоустройства, инженерных сетей, энергоснабжения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста в коммунальном отделе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста (старшая должность муниципальной службы) в отделе по ЖКХ и благоустройству, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста (ведущая должность муниципальной службы, категория «специалисты») в отделе по ЖКХ и благоустройства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ консультантом (ведущая должность муниципальной службы, категория «специалисты») отдела по ЖКХ и благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен в связи с ликвидацией организации, уволена с муниципальной службы.

Согласно распоряжению (приказ) /лс от ДД.ММ.ГГГГ Меркулова Т.В. уволена по п.1.ч.1ст. 81 Трудового кодекса РФв связи с ликвидацией предприятия, о чем была письменно извещена уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своей позиции по иску представитель истца пояснил в судебном заседании, что изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением является преобразованием муниципального образования, которое не может являться основанием для расторжения трудового договора по статье ч.1.п.1ст. 81 ТК РФ, поэтому считает, что увольнение Меркуловой Т.В. является незаконным.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФтрудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

Пункт 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ т ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъясняет, что основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара» принято решение о ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара, создании ликвидационной комиссии администрации Промышленного района г.о.Самара.

Согласно статье 61 ГК РФ ликвидация юридического лица (организации) означает прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии с частью 3 статьи 61 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Пунктом 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что мероприятия по ликвидации должны быть осуществлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 62 ТК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом порядке.

Во исполнение указанной нормы в установленный законом срок в налоговый орган было сообщено о принятом решении, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись в отношении Администрации Промышленного района городского округа Самара. Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара» опубликована в газете «Самарская газета» (5585) от ДД.ММ.ГГГГ и на сайте Администрации г.о.Самара.

Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации администрации Промышленного района городского округа Самара» не оспорено истцом, не отменено и не признано незаконным.

Пунктом 2.1.4 приложения к постановлению Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой Администрации, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

В силу статьи 23 Устава городского округа Самара Самарской области структура Администрации городского округа Самара утверждается Думой городского округа Самара по представлению Главы городского округа Самара.

Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации городского округа Самара» в структуру Администрации городского округа Самара внесены изменения, согласно которым администрации соответствующих районов как территориальные органы из нее исключены.

Более того, Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об актах прокурорского реагирования» отменен пункт 1 Решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, которым было утверждено Положение «О территориальных органах Администрации городского округа Самара».

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ в отношении Администрации Промышленного района городского округа Самара внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Указанные мероприятия свидетельствуют о предстоящей реальной ликвидации юридического лица, для осуществления которой не истек срок, установленный учредителем.

В настоящее время Администрация Промышленного городского округа Самара фактически свою деятельность прекратила, ее сотрудники уволены.

Истец получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Администрации Промышленного района г.о.Самара лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Доводы стороны истца в судебном заседании о незаконности расторжения трудового договора и увольнения Меркуловой Т.В. по п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФ(в связи с ликвидацией организации) со ссылкой на ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей преобразование муниципальных образований с наделением их определенным статусом и полномочиями, и п.10 ч.2 ст.85 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому органы вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, ранее осуществлявших полномочия, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Частью 7.1 статьи 13 Федерального закона установлено, что изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» городской округ Самара был наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в составе которого внутригородские районы образованы как внутригородские муниципальные образования.

В соответствии с частями 9, 10 Закона -ГД Главы внутригородских районов городского округа Самара, депутаты Думы городского округа Самара избираются на первом заседании представительных органов внутригородских районов городского округа Самара. Главы местных администраций внутригородских районов городского округа Самара назначаются представительными органами внутригородских районов городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, местные администрации внутригородских районов городского округа Самара формируются в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области отДД.ММ.ГГГГ-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов».

Администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара как орган местного самоуправления соответствующего внутригородского района городского округа Самара не является правопреемником администрации Промышленного района городского округа Самара, являвшейся территориальным органом Администрации городского округа Самара, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции Администрации городского округа Самара на территории соответствующего района, в пределах полномочий, определенных действующим законодательством и Положением.

Согласно пункту 10 статьи 85 Федерального закона правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации являются органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.

Однако в силу частей 3-6, 8 статьи 13 Федерального закона изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением не относится к случаям вновь образованных муниципальных образований.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что у ответчика имелось основание для расторжения с Меркуловой Т.В. трудового договора по п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФв связи с решением о ликвидации предприятия, поскольку о процессе ликвидации была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.

Завершения процедуры ликвидации организации, подтверждаемой внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, для увольнения работника по п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФне требуется. Данные выводы содержатся в Определении Верховного суда Российской Федерации от25.01.2016№-КГ15-10.

С учетом того, что порядок и условия увольнения Меркуловой Т.В. по п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФв связи с ликвидацией организации ответчиком были соблюдены и такое основание для её увольнения у ответчика действительно имелось, исковые требования Меркуловой о восстановлении на работе в должности консультанта, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Меркуловой ТВ к Администрации городского округа Самары, Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара о признании увольнения не законным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 28 июля 2016 года.

Председательствующий Митина И.А.