Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре Киртьяновой А.С.
с участием старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора ФИО4,
представителей ответчика ФИО5, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском к ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» (далее – ФКУ «РПСБ») в обоснование указав, что в ходе проверки ФКУ «РПСБ» в деятельности учреждения выявлены факты несоблюдения воздушного законодательства при поисковом и аварийно-спасательном обеспечении полетов.
Прокурором установлено, что ФКУ «РПСБ» в нарушение положений ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 538, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 № 148 не оснащена необходимым для выполнения задач имуществом, а именно: комплектом спецоборудования для поисково-спасательных автомобилей (проблесковые маяки, СГУ) в количестве 2 штук, диктофоном цифровым, электроножницами, сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» в количестве 15 штук, прибором обнаружения спасателей по активным меткам в количестве 2 штук, акустическим прибором обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск», бочками полиэтиленовыми объемом 100 л. в количестве 3 штук, электрокардиографом-дефибрилятором, мешками патологоанатомическими в количестве 100 штук, катетером уретральным, набором для плевральной пункции, набором для интубации без ларингоскопии типа «Комбитьюб» или аналогом, накидками медицинскими термоизолирующими типа НМ или аналогами в количестве 6 штук.
В связи с изложенным, просит суд возложить на ФКУ «РПСБ» обязанность приобрести в течение года с момента вступления решения суда в законную силу указанное имущество.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Законный представитель ФКУ «РПСБ» - начальник Учреждения ФИО5, представитель ФКУ «РПСБ», действующий на основании доверенности, ФИО3 возражали против удовлетворений требований, пояснили, что ввиду недостаточности денежных средств указанное имущество не приобретено, кроме того необходимость в его комплектовании именно этим имуществом отсутствует, так как в деятельности ФКУ «РПСБ» исходя из его задач и функций оно малоприменимо. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица – Федерального агентства воздушного транспорта, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
В соответствии с п.п. 1.1 и 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
Согласно п. 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 538, в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (далее - ФАП-530), в соответствии с которым настоящие правила обязательны для исполнения всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы, в том числе и для ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база».
Пунктами 5 и 6 ФАП-530 закреплено, что для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, организуется поисково-спасательное обеспечение, которое включает в себя: организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами); оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.
В судебном заседании установлено, что 24.11.2014 ФКУ «РПСБ» Центральной аттестационной комиссией Росавиации выдано свидетельство: серия № на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Уставом ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база», утвержденным приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№, учреждение находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение создано в целях выполнения операций (работ) в области авиационно-космического поиска и спасения, в том числе осуществляет оснащение спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд необходимым поисковым и аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
Основной задачей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является, в том числе поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 № 148 утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее - Требования).
В соответствии с п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № 6 к Требованиям.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства, ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» указанное в приложении № 6 имущество имеется в наличии в ФКУ «РСПБ» не в полном объеме, а именно Учреждение не оснащено: комплектом спецоборудования для поисково-спасательных автомобилей (проблесковые маяки, СГУ) в количестве 2 штук, диктофоном цифровым, электроножницами, сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» в количестве 15 штук, прибором обнаружения спасателей по активным меткам в количестве 2 штук, акустическим прибором обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск», бочками полиэтиленовыми объемом 100 л. в количестве 3 штук, электрокардиографом-дефибрилятором, мешками патологоанатомическими в количестве 100 штук, катетером уретральным, набором для плевральной пункции, набором для интубации без ларингоскопии типа «Комбитьюб» или аналогом, накидками медицинскими термоизолирующими типа НМ или аналогами в количестве 6 штук
Указанный вывод подтверждается материалами проверки, исследованными в судебном заседании, и не отрицается ответчиком.
Судом не принимается довод представителей ФКУ «РПСБ» о нецелесообразности приобретения указанного имущества, поскольку суд не вправе оценивать целесообразность действий органов государственной власти, подведомственных им учреждений.
В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения дела изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части исключения указанных предметов и оборудования не вносились, перечень является действующим и его положения подлежат исполнению.
Несоблюдение ФКУ «РСПБ» вышеприведенных требований законодательства создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лица, свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операциях и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, бюджетного планирования, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда 1 года с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход местного бюджета, от уплаты которой органы прокуратуры освобождены, подлежат взысканию с ответчика в размере установленном ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора к ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» о возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.
Обязать ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» в срок не позднее 1 года с момента вступления в законную силу судебного решения приобрести технику, аварийно-спасательное имущество, снаряжение и медицинские инструменты, а именно:
1. Комплект спецоборудования для поисково-спасательных автомобилей (проблесковые маяки, СГУ) в количестве 2 штук.
2. Диктофон цифровой.
3. Электроножницы.
4.Сигнально-маркерное устройство контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» в количестве 15 штук.
5. Прибор обнаружения спасателей по активным меткам в количестве 2 штук.
6. Акустический прибор обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск».
7. Бочки полиэтиленовые объемом 100 л. в количестве 3 штук.
8. Электркардиограф-дефибрилятор.
9. Мешки патологоанатомические в количестве 100 штук.
10. Катетер уретральный.
11. Набор для плевральной пункции.
12. Набор для интубации без ларингоскопии типа «Комбитьюб» или аналог.
13.Накидки медицинские термоизолирующие типа НМ или аналог в количестве 6 штук.
Взыскать с ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2017 года
Судья А.В. Руденко