дело № 2-562/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2014 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Качковской Е.Е.,
при секретаре Габибове Д.С.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Хабаровскому краю о признании права на льготу по уплате транспортного налога, взыскании материального и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Ванинский районный суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю о признании права на льготу по уплате транспортного налога и возмещении материального вреда. В обоснование иска указал, что 18.09.2013 года он обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога, согласно п.2 ст.7 закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308, однако в предоставлении льготы ему было отказано, в связи с неполным перечнем предоставленных документов, дающих право на льготы, а именно: с отсутствием справки, подтверждающей, что он является малоимущим гражданином. Считает, что отработав не менее 35 лет на севере, имея общий трудовой стаж более 40 лет, получая пенсию не более 7 тысяч рублей, он имеет право на льготу по уплате транспортного налога, в соответствие с действующим законодательством, а требования ответчика считает незаконными. Считает, что налоговый орган при определении права на льготу неправомерно предъявляет требования по обоим абзацам пп.Б п.2 ст.7 закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308. С учетом уточненных исковых просит признать ответы налогового органа № несостоятельными, возложить на Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю обязанность освободить его от уплаты транспортного налога, взыскать с ответчика в его пользу оплаченный транспортный налог за 2010, 2011, 2012 гг., в сумме <данные изъяты> рублей и моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание прибыл, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить. Пояснил, что моральный вред ему был причинен бездействием инспектора МРИ ФНС № 5 ФИО4 при рассмотрении его заявления.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю в судебное заседание не прибыл, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело слушается в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Из письменных возражений ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, представленных суду, следует, что истец является налогоплательщиком транспортного налога. В соответствии с главой 28 НК РФ категории физических лиц, освобождаемых от налогообложения транспортным налогом, не предусмотрены. В тоже время, на основании ст.356 НК РФ, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю истцом было представлено заявление с просьбой об освобождении от уплаты транспортного налога по пп.б п.2 ст.7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» с приложением к данному заявлению копий свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства № — подтверждающее право на льготы, установленныезаконом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», справки от 20.08.2013 № КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району», справка УПФ РФ в Советско-Гаванскому районе от 18.09.2013 №, копия трудовой книжки. На заявление налогоплательщика от 18.09.2013 Инспекцией был направлен ответ от 09.11.2013 №, согласно которому, в предоставлении заявленной налогоплательщиком льготе Инспекцией отказано. В соответствии с пп. б п. 2 ст. 7 Закона предусмотрено, что льгота применяется в случае предоставления в налоговый орган пакета подлинных документов и их копий в одном экземпляре, в числе которых справка учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим. При рассмотрении пакета копий документов, представленного Заявителем, и согласно информации имеющейся в информационном ресурсе Инспекции, налогоплательщик является пенсионером, достигшим 67-летнего возраста и подпадающий под льготную категорию граждан, однако, для подтверждения льготы им не представлена справка учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании его малоимущим. Законом Хабаровского края освобождение граждан, пострадавших от политических репрессий, от уплаты транспортного налога, а также предоставление льгот по транспортному налогу такой категории граждан не предусмотрено. Считает отказ налогоплательщику в предоставлении льготы по транспортному налогу правомерным и просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, огласив письменные возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствие с пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ в обязанности налогоплательщиков входит уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьями Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 имеет в собственности транспортно средство «<данные изъяты>» мощностью 96 л.с., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства, и не оспаривается сторонами, в связи с чем он является налогоплательщиком транспортного налога.
18.09.2013 года истец обратился в Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю с заявлением о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога, согласно п.2 ст. 7 закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».
Согласно письму Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю от 09.11.2013 года № ФИО1 в предоставлении льготы по уплате налога отказано, в связи с тем, что он не представил справку учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании его малоимущим.
С указанным ответом Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю ФИО1 не согласился и обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
03.12.2013 года Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в адрес ФИО1 было направленно заключение № о результатах рассмотрения представленной жалобы, в которой указано, что Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю ему правомерно отказано в предоставлении льготы по уплате транспортного налога и разъяснены положения действующего законодательства, а также налогоплательщику разъяснено, что при предоставлении в налоговый орган справки учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании его малоимущим, ему будет предоставлена льгота по транспортному налогу.
В соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ категории физических лиц, освобождаемых от налогообложения транспортным налогом, не предусмотрены.
В соответствии со ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 (в ред. от 22.03.2013 N 267) «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>» установлены налоговые льготы и предусмотрено, что освобождение от уплаты налога предоставляется на налоговый период. При возникновении (утрате) в течение налогового периода права на освобождение от налогообложения налог (авансовый платеж по налогу) уплачивается за период, предшествующий месяцу (следующий за месяцем) возникновения (утраты) права на льготу, в соответствии с расчетом, произведенным с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготу, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В соответствие с ч.2 п.2 пп.б указанной нормы закона освобождаются от уплаты налога физические лица: лица, которым в соответствии с действующим законодательством присвоено звание "Ветеран боевых действий" или "Ветеран труда"; лица, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - соответственно 35 и 30 лет); инвалиды - за один автомобиль легковой (мотоцикл, мотороллер) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно или специально оборудованный для использования инвалидами, за исключением автомобилей легковых, не являющихся объектами налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового кодекса. Владелец транспортного средства освобождается от уплаты налога, если он признан малоимущим гражданином. Право на применение льготы у лица, владеющего транспортным средством и не являющегося инвалидом, возникает при достижении им пенсионного возраста по старости: у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет (для лиц, вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - соответственно 55 и 50 лет). Налогоплательщики освобождаются от уплаты налога при условии представления в налоговые органы подлинных документов и их копий в одном экземпляре: заявления о предоставлении льготы с указанием транспортного средства; документа, подтверждающего принадлежность к льготной категории граждан (удостоверения ветерана боевых действий; удостоверения ветерана труда; пенсионного удостоверения, трудовой книжки установленного образца и (или) иных документов о трудовой деятельности, подтверждающих в установленном порядке трудовой стаж; справки учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности); справки учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим; свидетельства о регистрации транспортного средства или выданного до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технического паспорта (технического талона) транспортного средства, если не произведена его замена;
Таким образом, законодатель в пп.б п.2 ч.2 ст.7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 (в ред. от 22.03.2013 N 267) «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» установил условия освобождения от уплаты налога, которыми является предоставление определенного пакета документов и в том числе - предоставление справки учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по старости, что подтверждается копией удостоверения. На момент обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога ему исполнилось 67 лет.
Согласно копии трудовой книжки, истец имеет трудовой стаж в районах крайнего Севера не менее 35 лет.
Таким образом, истец ФИО1 подпадает под категорию граждан, имеющих право на льготу по уплате транспортного налога.
Однако, для предоставления ему указанной льготы, необходимым условием является предоставление в налоговый орган полного пакета документов, указанных в пп.б п.2 ч.2 ст.7 статьи 7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 (в ред. от 22.03.2013 N 267) «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», в том числе и справки о признании его малоимущим, которая им представлена не была.
При таких обстоятельствах, отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Хабаровскому краю в предоставлении истцу льготы по уплате транспортного налога, суд признает законным и обоснованным, а исковые требования истца не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Хабаровскому краю о признании права на льготу по уплате транспортного налога, взыскании материального и морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Качковская Е.Е.
мотивированное решение
изготовлено 18.06.2014 года