Дело № 2-562/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля « 17 » июля 2018 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,
при секретаре Богатыревой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о защите объектов культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о защите объектов культурного наследия.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия, установлено, что на территории Кондрашовского сельского поселения расположено 4 памятника и захоронения времен ВОВ, которые расположены по адресу: с.Чернозубовка Иловлинский район, х.Писаревка Иловлинского района, х.Красноярский Иловлинского района, с.Кондраши Иловлинского района.
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества является сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Данные памятники находятся в реестре собственности администрации Кондрашовского сельского поселения, однако в установленном законом, земельные участки под памятниками не отмежеваны, на кадастровый учет не поставлены, проект границ территории памятников в графической форме и в текстовой форме в виде схемы границ не оформлен.
Неисполнение ответчиком требований законодательства, нарушает конституционное право граждан на сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, а также может привести к негативным последствиям в виде разрушения памятников.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасов А.В поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В представленном в суд заявлении представитель ответчика – администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области просил рассмотреть дело в их отсутствие, указал о согласии с иском в полном объёме.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
В силу ст. 4 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления.
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на - территориях других государств - представительствами Российской - Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Статье 6 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», определено, что в целях обеспечения у сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами - местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.
Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно ч.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с требованиями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
На основании ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что земли историко- культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым. назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 5 Закона № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
В силу ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее образованный объект недвижимости); кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок; кадастровые номера расположенные в пределах земельного участка объектов недвижимости, если “объектом недвижимости является земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Положение).
Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
Согласно п.14 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры РФ, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Из п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569 следует, что экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 19.12.2016 №943 утверждено Положение о Комитете культуры Волгоградской области» (далее - Положение).
В соответствии с п.1.1 Положения Комитет культуры Волгоградской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия установлено несоблюдение требований вышеуказанного законодательства на территории Кондрашовского сельского поселения.
На территории Кондрашовского сельского поселения расположено 4 памятника и захоронения времен ВОВ, которые расположены по адресу: с.Чернозубовка Иловлинский район, х.Писаревка Иловлинского района, х.Красноярский Иловлинского района, с.Кондраши Иловлинского района.
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества является сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Данные памятники находятся в реестре собственности администрации Кондрашовского сельского поселения, однако в установленном законом, земельные участки под памятниками не отмежеваны, на кадастровый учет не поставлены, проект границ территории памятников в графической форме и в текстовой форме в виде схемы границ не оформлен (л.д.12-43). Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела
Прокуратурой района по выявленным нарушениям в адрес главы администрации Кондрашовского сельского поселения 05.02.2018 внесено представление № 7-46-2018 с требованием принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства (л.д.7-9).
Однако администрация Кондрашовского сельского поселения в ответе от 05.03.2018 №95 на вышеуказанное представление указала, что нарушения имеют место. Планируется в 2018 году земельные участки под памятниками будут отмежеваны и поставлены на кадастровый учет (л.д.10).
05.03.2018 года главой Кондрашовского сельского поселения вынесено распоряжение №11а-р «Об объявлении замечания» ведущему специалисту администрации Кондрашовского сельского поселения за допущенное выше нарушение (л.д.11).
Неисполнение ответчиком требований законодательства, нарушает конституционное право граждан на сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, а также может привести к негативным последствиям в виде разрушения памятников.
Установив, что законодательство, регулирующее вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия и сохранность воинских захоронений на
территории Кондрашовского сельского поселения относится к вопросам местного значения и полномочиям сельской администрации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Кондрашовского сельского поселения устранить вышеназванные нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определённое количество времени в связи со значительным объёмом, суд считает необходимым установить администрации Кондрашовского сельского поселения срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, отдалит исполнение решения, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов взыскателя, должника, а также неопределённого круга лиц.
При этом предложенный прокурором трехмесячный срок является явно недостаточным для выполнения возложенных на ответчика требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Кондрашовского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о защите объектов культурного наследия, удовлетворить.
Обязать администрацию Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести межевание земельных участков и поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены памятники и захоронения времен ВОВ, расположенные по адресу: с.Чернозубовка Иловлинский район, х.Писаревка Иловлинского района, х.Красноярский Иловлинского района, с.Кондраши Иловлинского района.
Обязать администрацию Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда представить в Комитет культуры Волгоградской области в целях утверждения границ зон охраны проект охранной зоны на объект культурного наследия – памятники и захоронения времен ВОВ, расположенные по адресу: с.Чернозубовка Иловлинский район, х.Писаревка Иловлинского района, х.Красноярский Иловлинского района, с.Кондраши Иловлинского района.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2018 года.
Судья В.И. Пичугин