ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-562/20 от 06.04.2021 Ржаксинского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2-57/2021

68RS0022-01-2020-000653-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2021 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Черновой М.В.

при секретаре Тормышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района», Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в Ржаксинский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» с заявлением о назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору, предоставив необходимые документы. В ДД.ММ.ГГГГ истице ответчиком было выдано письменное уведомление о том, что назначить меру социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору, не представляется возможным. Причинами, послужившими основанием для отказа в назначении меры социальной поддержки, являются то, что титульным созаемщиком по кредитному договору является бывший супруг истицы - ФИО2, брак с которым был расторгнут по решению суда в 2017 году, платежи по кредитному договору осуществляются на расчетный счет, открытый в кредитующем банке на имя ФИО2, который не входит в состав семьи ФИО1 Вместе с тем с данным решением ответчика ФИО1 не согласна, поскольку она является матерью троих детей: Ч.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Б.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с положениями Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года № 11-3 «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», семья истицы является многодетной. Все дети зарегистрированы и проживают вместе с ней по адресу: <адрес>, в принадлежащем ей с детьми на правах общей долевой собственности доме. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» (кредитор), с одной стороны и ФИО2, ФИО1 (совместно именуемые созаемщиками), с другой стороны, был заключен кредитный договор на сумму 1 150 000 рублей, процентная ставка определена в размере 11,90 % годовых. Согласно условий договора, кредитор обязуется предоставить, а созаемщики на условиях солидарной ответственности обязуются возвратить кредит «Приобретение строящегося жилья». Целью использования заемщиком кредита являлось инвестирование индивидуального строительства объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, однокомнатная квартира , расположенная во втором подъезде, на 9 этаже. Договор-основание инвестирования строительства объекта недвижимости - договор 16-этажного многоквартирного жилого дома, корпус 1, с помещением офисов, объектами делового, культурного, обслуживающего и торгового назначения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с кредитным договором титульным созаемщиком является ФИО2 Выдача кредита производилась путем зачисления на счет , принадлежащий титульному созаемщику ФИО2 Впоследствии с указанного счета производились списания в счет погашения платежей по кредиту согласно имеющегося графика платежей. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен брак, который был прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. После расторжения брака ФИО2 обращался в Ржаксинский районный суд Тамбовской области с иском к ФИО1 о разделе обязательств, возникших в период брака, признании их общим долгом супругов. Решением Ржаксинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, обязательство по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ перед ПАО Сбербанк признано общим долгом бывших супругов ФИО2 и ФИО1 По мнению истицы, кредитные обязательства по вышеуказанному кредитному договору являются общими с бывшим супругом, поскольку она является одним из созаемщиков, производит платежи согласно графика платежей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО2, ФИО1, заключено дополнительное соглашение к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, которым в текст кредитного договора были внесены изменения в части установленной процентной ставки, которая устанавлена в размере 5 % годовых. По мнению истицы, решение ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на строительство жилья, незаконно, поскольку семья истицы являемся многодетной семьей, для данной категории граждан предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, и в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья. Истица является одним из созаемщиков по кредитному договору, целью которого является инвестирование строительства объекта недвижимости - квартиры, решением суда обязательство по данному кредитному договору признано общим долгов бывших супругов ФИО2 и ФИО1, последняя производила и производит перечисления денежных средств согласно имеющегося графика платежей. В связи с чем, считает, что отсутствуют основания для отказа в предоставлении семье истицы меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, поскольку все условия для получения данной меры социальной поддержки ею соблюдены. На основании указанных обстоятельств, ФИО1 вынуждена обратиться в суд, ссылаясь на положения Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», постановления Администрации Тамбовской области от 21 декабря 2011 года № 1832 «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» просила: признать незаконным отказ ответчика в предоставлении меры социальной поддержки многодетным семьям в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья; возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», статьёй 12.1 постановления администрации Тамбовской области от 21 декабря 2011 года № 1832 «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, а так же взыскать понесенные судебные издержки в виде оплаты госпошлины в сумме 300 рублей и оплаты услуг представителя в сумме 2000 рублей, всего в размере 2300 рублей.

Определением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок рассмотрения административного искового заявления ФИО1 к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору, по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (л.д.1-2).

В процессе рассмотрения дела истица ФИО1 изменила исковые требования, в соответствии с которыми просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении меры социальной поддержки многодетным семьям в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья; обязать ответчика предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», статьёй 12.1 постановления администрации Тамбовской области от 21 декабря 2011 года № 1832 «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, с момента её первоначального обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ, а так же взыскать понесенные судебные издержки в виде оплаты госпошлины в сумме 300 рублей и оплаты услуг представителя в сумме 2000 рублей, всего в сумме 2300 рублей (л.д.151).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в вышеназванном гражданском деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (л.д.186-187).

Истица ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом изменений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что имеет право на меру социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, так как её семья имеет статус многодетной семьи. Во время брака с ФИО2 в 2015 году ими был оформлен кредитный договор (ипотека), по которому последний является титульным заемщиком, а она созаемщиком. Она наравне с ФИО2 является стороной договора. На имя ФИО2 открыт счет на который зачислялись кредитные средства, выданные им банком, с него же списываются ежемесячные платежи. В настоящее время, по устной договоренности между ней и ФИО2 они каждый по очереди вносят ежемесячные платежи по договору. Полученные кредитные средства ими были потрачены на приобретение строящегося жилья в <адрес>. После расторжения брака между ней и ФИО2, решением суда обязательства по кредитному договору признаны общим долгом. Они обращались в суд, чтобы не только долг признать общим, но так же сумму задолженности поделить пополам, или счет сделать раздельный, однако в этой части иска было отказано, так как ПАО «Сбербанк» полностью был не согласен. При внесении в банк платежей по кредиту, ей выдаются квитанции на её имя, но вносит она на счет ФИО2, поскольку первоначально на имя последнего открыт счет. Считает отказ в назначении ей указанной выше меры социальной поддержки незаконным, так как то обстоятельство, что счет открыт на имя бывшего супруга, не имеет значение, поскольку она такой же созаемщик, как и ФИО3, если последний откажется вносить платежи, то данная обязанность будет полностью на ней. Статус многодетной семьи был ею получен после расторжения брака с ФИО2 В настоящее время она в зарегистрированном браке не находится, проживает только с детьми в жилом доме, который был приобретен ею с использованием средств материнского капитала. На основании указанных обстоятельств, просила рассматриваемые исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору, с учетом их изменений признала в полном объеме, в процессе рассмотрения дела пояснив, что семья истицы имеет статус многодетной семьи, в связи с чем ФИО1 пользуется различными мерами социальной поддержки. Такой вид меры, как субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, ФИО1 ранее не назначался. С данным вопросом истица обратилась к ним в ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением необходимых документов. Учитывая, что Управление социальной защиты и семейной политики области является их непосредственным учредителем, в связи, с чем они консультируется с ним по сложным вопросам. В данном случае документы ФИО1 были направлены в Управление, после проверки всех документов, были даны разъяснения об отсутствии оснований для назначения истице данной меры социальной поддержки, поскольку титульным заемщиком по кредитному договору является бывший супруг истицы - ФИО2, брак с которым был расторгнут, платежи по кредитному договору осуществляются на расчетный счет, открытый в банке на имя ФИО2, который не входит в состав семьи ФИО1 В связи с чем, истице было направлено уведомление от отказе в назначении указанной меры социальной поддержки. Денежные средства для предоставления данной меры поступают из Управления, это бюджетные средства. Распорядителем этих денежных средств является Управления социальной защиты области, а предоставляетсямера ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района».

Представитель ответчика – Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно поступивших ДД.ММ.ГГГГ возражений представителя ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на исковое заявление ФИО1 просила в удовлетворении рассматриваемых исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.198-199).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно поступившего заявления от ДД.ММ.ГГГГ просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение рассматриваемых исковых требований ФИО1 оставил на усмотрение суда (л.д. 65).

Суд приходит к выводу о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. В связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных суду документов, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Объем, размер и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки определены законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О и др.).

В силу положений статьи 4, 5 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Социальное обслуживание осуществляется, в том числе на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг.

Система социального обслуживания включает в себя в том числе, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации

При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.

Согласно положений статьи 10 указанного выше Федерального закона от

28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, на получателя социальных услуг возложена обязанность предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

В силу положений части 1 статьи 5 указанного выше Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно пункта 1, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Государственная социальная поддержка многодетных семей на территории Тамбовской области осуществляется в соответствии с Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".

Указанный выше Закон, предметом регулирования которого являются отношения, связанные с определением правовых и организационных основ присвоения семье статуса "многодетная семья" и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Согласно части 1 и 2 статьи 1 названного Закона, статус "многодетная семья" присваивается семье (полной, неполной, приемной, опекунской), имеющей трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Принятие решения о присвоении семье статуса "многодетная семья", выдаче удостоверения многодетной семьи осуществляется исполнительным органом государственной власти области, ведающим вопросами социального обслуживания, при соблюдении следующих условий: семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории Тамбовской области.

В соответствии с пунктом 12 части 1, части 3 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года N 11-З, многодетной семье предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, либо на приобретение строительных материалов и строительство жилья. Меры социальной поддержки предоставляются многодетной семье по месту ее постоянного или преимущественного проживания на территории Тамбовской области без учета среднедушевого дохода семьи.

Статьей 4 указанного выше Закона установлено, что финансовое обеспечение расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тамбовской области и осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ гола ФИО1 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке (л.д. 13).

В период брака на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Сбербанк России», именуемого «кредитор», с одной стороны и ФИО2, ФИО1, совместно именуемых «созаемщики», с другой стороны, последним был предоставлен кредит «Приобретение строящегося жилья» на сумму 1 150 000 рублей под 11,90 % годовых, на срок 180 месяцев с даты фактического предоставления кредита. При этом созаемщиками, в соответствии с условиями заключенного договора, приняты обязательства на условиях солидарной ответственности возвратить полученные денежные средства (л.д.112-115). Целью получения указанных кредитных денежных средств является инвестирование индивидуального строительства объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, однокомнатная квартира , расположенная во втором подъезде, на 9 этаже (п. 11 договора).

Выдача кредита осуществлена банком путем зачисления на счет , открытый на имя титульного созаемщика – ФИО2, с которого в последующем после внесения созаемщиками ежемесячных платежей, осуществляется их списание в счет погашения задолженности по кредитному договору.

В соответствии с договором участия в долевом строительстве 16-этажного многоквартирного жилого дома, корпус 1, с помещениями офисов, объектами делового, культурного, обслуживающего и торгового назначения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Фортуна-Плюс» и ФИО2, ФИО1, последние приняли (по ? доли каждый) участие в долевом строительстве указанного выше жилого дома, с целью приобретения однокомнатной квартиры , расположенной во втором подъезде, на 9 этаже, общей проектной площадью 41,7 кв.м. Стоимость объекта долевого строительства составляет 1 450 000 рублей, из которых участниками долевого строительства оплачены: 300 000 рублей за счет собственных средств, 1 150 000 рублей – за счет кредитных средств, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ. Приобретаемый ФИО2 и ФИО1 объект недвижимости находится в залоге у ОАО «Сбербанк России» (в настоящее время ПАО) с момента государственной регистрации права собственности участниками долевого строительства на объект недвижимости (л.д.116-120). Приобретаемый объект недвижимости полностью оплачен, что подтверждено справкой ООО «Фортуна-Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ, а так же квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121, 122).

ДД.ММ.ГГГГ брак, заключенный между ФИО2 и ФИО1, прекращен на основании решения мирового судьи Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязательство по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ перед ПАО Сбербанк признано общим долгом бывших супругов ФИО2 и ФИО1 При этом, в удовлетворении исковых требований ФИО2 о разделе обязательств перед ПАО Сбербанк по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в равных долях, в определенной денежной сумме, на ФИО2 и ФИО1, отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-34).

Как следует из материалов дела, истица ФИО1 является матерью троих несовершеннолетних детей: Ч.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15-17), в связи, с чем семье ФИО1 приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен статус «многодетная семья» (л.д. 152).

Из сведений домовой (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в доме , по <адрес>, следует, что истица ФИО1, а так же её несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении (л.д. 219-224). Данные обстоятельства так же подтверждены сообщением администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 217).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» с заявлением о предоставлении её семье (состоящей из неё и троих несовершеннолетних детей) в соответствии с Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" меры социальной поддержки - субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на строительство жилья, с приложением копий документов, установленных законом (л.д. 93-124).

Из уведомления ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес истицы следует, что при рассмотрении представленных ФИО1 документов на субсидирование процентной ставки установлено, что при оформлении кредита для приобретения строящегося жилья между ОАО «Сбербанк» и созаемщиками ФИО2 (супруг) и ФИО1 заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графику платежей от ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору установлена ежемесячная сумма для погашения кредита, которая перечисляется на расчетный счет , принадлежащий ФИО2, при этом имеется документ, подтверждающий расторжение брака между ФИО1 и ФИО2 Учитывая, что ФИО2 является титульным созаёмщиком, платежи осуществляются на расчетный счет, открытый в кредитующем банке на его имя, и то, что он не входит в состав семьи, сделан вывод о том, что назначить меру социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору ФИО1, не представляется возможным (л.д. 156-157).

Полагая, что отказ ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в предоставлении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на строительство жилья ФИО1, является неправомерным, последняя обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Возражений относительно заявленного иска ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» суду не представлено.

Рассматривая доводы истицы, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года N 11-З, порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье устанавливается постановлением администрации области.

Согласно пункта 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 21 декабря 2011 г. N 1832, определяющего механизм предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки, установленных Законом области "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", меры социальной поддержки предоставляются многодетной семье по месту ее постоянного или преимущественного проживания на территории Тамбовской области.

Пунктами 12.1-12.4 названного Порядка установлено, что субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному заявителем в банке для возмещения расходов на строительство жилья предоставляется заемщикам при условии использования этих кредитов по целевому назначению и своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком.

Субсидии на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.

Предоставление субсидии родителю (законному представителю) осуществляется учреждением социального обслуживания ежемесячно на основании представленных родителем (законным представителем) следующих документов: заявления на получение субсидии по форме, утвержденной приказом управления социального развития области; кредитного договора; выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита; документов, подтверждающих своевременную уплату начисленных по кредиту процентов - ежемесячно; графика погашения кредита и уплаты процентов по нему; платежных документов, подтверждающих целевое использование кредита (по мере использования кредита).

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии принимается учреждением социального обслуживания в течение 20 календарных дней с даты получения документов, указанных в пункте 12.2 настоящего Порядка.

Перечисление денежных средств осуществляется ежемесячно в течение 10 рабочих дней с даты получения учреждением социального обслуживания документов, подтверждающих своевременную уплату начисленных по кредиту процентов.

Повторное предоставление субсидии по кредитным договорам на указанные цели не допускается.

На основании подпункта 2.2.1.12 пункта 2.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье", утвержденного приказом Управления социального развития Тамбовской области от 8 июня 2015 г. N 721-ф, государственная услуга предоставляется управлением, учреждением и многофункциональным центром независимо от места регистрации или места пребывания заявителя на территории области.

Государственная услуга включает себя, в том числе меру социальной поддержки: субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, либо на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Согласно пунктов 2.2.2 и 2.2.3 названного Регламента, при предоставлении государственной услуги управление информирует и консультирует заявителя по вопросам предоставления мер социальной поддержки указанных в пункте 2.2.1; организует и осуществляет ведомственный контроль за использованием денежных средств на предоставление мер социальной поддержки.

При предоставлении государственной услуги учреждение: информирует и консультирует получателя государственной услуги в части предоставления мер социальной поддержки указанных в пункте 2.2.1; осуществляет прием, проверку, копирование представленных заявителем документов и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) мер социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, либо на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

При этом в соответствии с подпунктом 2.8.3.3 пункта 2.8.2 названного Регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на строительство жилья является: использование кредита не по целевому назначению; несвоевременное погашение кредита; несвоевременная уплата начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком; получение многодетной семьей меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".

На основании пункта 3.2 Единых (стандартизованных) требований
к предоставлению государственных услуг в области, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области
от 9 апреля 2007 г. N 363, отказ в предоставлении государственной услуги допускается только по основаниям, предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тамбовской области.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги заявителю направляется (вручается) письменное уведомление с указанием причин отказа.

Анализируя вышеназванные положения нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки предусмотренной пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, не имелось.

Судом установлено, что истицей и её бывшим супругом ФИО2 в 2015 году с застройщиком ООО «Фортуна-Плюс» был заключен договор об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Для оплаты по указанному договору последними заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Сбербанк России». По указанному договору ФИО1 выступала наравне с ФИО2 на стороне созаемщика.

В соответствии с законодательством долевое строительство – это вид строительства, при котором строительные организации привлекают средства дольщиков для возведения многоквартирных домов.

Следовательно, кредитные денежные средства потрачены истицей на строительство жилья – квартиры, то есть по целевому назначению.

После расторжения брака между истицей ФИО1 и ФИО2, решением суда обязательство по указанному кредитному договору перед ПАО Сбербанк признано общим долгом бывших супругов ФИО2 и ФИО1 При этом, раздел обязательств перед ПАО Сбербанк в равных долях, в определенной денежной сумме и с открытием лицевого счета на ФИО2 и ФИО1 не возможен, поскольку стороны договора являются созаемщиками и за исполнение обязательств отвечают на условиях солидарной ответственности. Раздел обязательства по ипотечному кредиту, есть, по сути, изменение кредитного договора с банком, который без его согласия произвести невозможно. В данном случае согласие ПАО Сбербанк на изменение условий кредитного договора не имеется. Данные обстоятельства установлены вступившем в законную силу решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-34).

В силу закона, титульный созаемщик – это физическое лицо, оформляющее кредитуемое жилое помещение в свою (общую) собственность, и исполняющее от лица созаемщиков, а также в интересах себя и созаемщиков, с их общего согласия, все необходимые действия, связанные с оформлением, получением и обслуживанием кредита.

При оформлении кредитов на приобретение объектов недвижимости (квартира, дом, дача), если доходов заёмщика не достаточно для получения требуемой суммы, кредит выдаётся с привлечением созаёмщиков. Созаёмщик – это лицо, готовое отвечать перед банком по кредитному обязательству наравне с заёмщиком. Юридически все лица, отвечающие по обязательству перед банком в рамках одного договора, являются заёмщиками или созаёмщиками по данному договору и несут солидарную (равную) ответственность по кредиту.

Таким образом, ФИО1 имея статус созаемщика по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Сбербанк России» наравне с ФИО2 отвечает по обязательствам перед банком, в данном случае открытие лицевого счета только на имя бывшего супруга истицы - ФИО2 и определение статуса последнего в виде титульного созаемщика, не может влиять на размер обязательств ФИО1 по договору, а следовательно и быть поставлено в зависимость от права истицы на предусмотренную Законом меру социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья.

Кроме того, судом установлено, что между бывшими супругами ФИО1 и ФИО2 имеется устная договоренность о внесении ими каждым ежемесячных платежей по кредитному договору по очереди. Данные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон, а так же представленными истицей квитанциями, выданными на её имя, как вносителя денежных средств в счет уплаты задолженности по кредитному договору на расчетный счет , открытый на имя ФИО2 (л.д. 41-44).

Погашение кредита и уплата начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком, осуществляется своевременно, задолженности по кредитному договору не имеется, что подтверждено сведениями ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-77), которые соответствуют сведениям банка представленным ФИО1 на момент её обращения в ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» с заявлением о предоставлении указанной выше меры социальной поддержки (л.д. 101-108).

Судом установлено, что ранее семья ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", не получала (л.д.225-228).

Учитывая изложенное, на основании совокупности исследованных доказательств, суд считает необходимым признать незаконным отказ ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, в связи, с чем в указанной части рассматриваемый иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, в соответствии с положениями Административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье", а так же Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, при предоставлении государственной услуги - меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному заявителем в банке для возмещения расходов на строительство жилья, учреждение социального обслуживания осуществляет прием, проверку, представленных заявителем документов и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) названной меры социальной поддержки, суд считает необходимым обязать ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренную пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, начиная с момента её обращения в учреждение, т.е. с 27 августа 2020 года. В связи, с чем в указанной части иска требования ФИО1 так же подлежат удовлетворению.

Согласно постановления Администрации Тамбовской области
от 21 декабря 2011 г. N 1832 "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям", во исполнение Закона области от 26.05.2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", Управление социального развития области определено уполномоченным органом исполнительной государственной власти области по организации и обеспечению предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а так же главным распорядителем средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям.

На основании пунктов 1.1, 2.3, 3.5, 3.6 Положения об управлении социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 25 мая 2015 г. N 181, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, входящим в систему органов исполнительной власти области.

Основными задачами Управления являются, в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан на социальную поддержку, социальное обслуживание, получение государственной (адресной) социальной помощи, получение социальных услуг.

В соответствии с основными задачами, Управление осуществляет функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Тамбовской области, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него полномочий; предоставляет меры социальной поддержки, пособия, компенсации и иные социальные выплаты, в том числе в виде субсидирования процентной ставки для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, либо на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Вместе с тем, принимая во внимание, что Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в силу возложенных на него полномочий, при предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, только информирует и консультирует заявителя по вопросам её предоставления, а так же организует и осуществляет ведомственный контроль за использованием денежных средств на её предоставление, в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, необходимо отказать.

Рассматривая требования истицы ФИО1 в части взыскания с ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» расходов на оплату услуг представителя по составлению искового заявления в размере 2000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 88, статьи 94 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителя.

Процессуальной гарантией возмещения расходов на оплату услуг представителя выступает часть 1 статьи 100 ГПК РФ, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из положений приведенной нормы, критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов является та сторона, в пользу которой состоялось решение суда: либо истец - при удовлетворении иска, либо ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку требования истицы признаны судом обоснованными в полном объеме, то имеют место основания для возмещения расходов истицы на оплату услуг представителя, которые согласно представленному приходному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Ржаксинским филиалом НО «ТОКА» (л.д.8) составили 2000 рублей (оказаны юридические услуги в виде составления искового заявления).

Уплаченная истицей за юридические услуги сумма не противоречит содержанию решения Совета адвокатской палаты Тамбовской области «О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь», утвержденного Советом адвокатской палаты Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ. При таком положении суд полагает вышеназванную сумму подлежащей возмещению в полном объеме как обоснованную и отвечающую критериям разумности.

Исходя из положений приведенных выше норм процессуального права, с ответчика ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в пользу ФИО1 так же подлежит взысканию уплаченная истицей государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.11). Таким образом, с ответчика ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и услуг представителя в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитному договору, удовлетворить:

Признать незаконным отказ Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья.

Обязать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренную пунктом 12 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 года N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" в виде субсидирования процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для строительства жилья, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения Ржаксинского района» в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и услуг представителя в размере 2000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ржаксинский районный суд.

Судья: М.В.Чернова

Мотивированное решение составлено 12.04.2021 года.

Судья: М.В. Чернова