Дело № 2-562/2020
УИД: 61RS0048-01-2020-001021-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2020 года пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Богомаз О.С.,
с участием помощника прокурора Сальского городского прокурора Ростовской области Ткаченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. прокурора Орловского района Ростовской области в интересах ФИО1. ФИО3, несовершеннолетних детей Г., ФИО4, ФИО5, несовершеннолетних детей Б.П., ФИО6, ФИО7, несовершеннолетних детей Щ., Щ., Щ., ФИО8, несовершеннолетних детей К., П., П., ФИО9, ФИО10, несовершеннолетних детей О к Администрации Орловского района Ростовской области, третьим лицам на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения», Правительству Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании обеспечить земельный участок, предоставленный бесплатно многодетной семье, инженерной инфраструктурой,
установил:
И.о. прокурора Орловского района Ростовской области обратилась в суд с указанным выше иском, обоснованным его следующим.
Прокуратурой Орловского района в соответствии с поручением первого заместителя прокурора области от 29.10.2015 г. № 7/2-37-2016, а также по заявлению граждан, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Орловского района требований законодательства, регулирующего предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Ростовской области.
Установлено, что в соответствии решением Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области от 30.04.2019 г. № 402 ФИО8, несовершеннолетним К., П., П. в общую долевую собственность предоставлен однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
В соответствии решением Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области от 30.04.2019 г. № 403 ФИО9, ФИО10, несовершеннолетним О., ФИО2О.9, О. в общую долевую собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
В соответствии решением Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области от 13.05.2019 г. № 428 ФИО6, ФИО7, несовершеннолетним Щ., Щ., Щ., Щ., Щ., Щ., Щ. в общую долевую собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
В соответствии решением Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области от 09.10.2019 г. № 750 ФИО4, ФИО5, несовершеннолетним Б., К., П., П. в общую долевую собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
В соответствии решением Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области от 22.10.2019 г. № 785 ФИО1, ФИО3, несовершеннолетним Г., Г., Г. в общую долевую собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
Проверкой установлено, что инженерные системы водоснабжения возле указанных участков не проходят. Ближайшая точка подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям водоснабжения находится на расстоянии 150 метров (<адрес>). Дальняя точка подключения (технологического присоединения) находится на расстоянии 260 метров (<адрес>
В силу п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
В силу ч.1 ст.8.2, ч.1 ст.8.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.
Находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 ст.8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.
Предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений.
Вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.1.1 ст.12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения).
Вопросы водоснабжения населения входят в компетенцию администрации Орловского муниципального района.
Действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории сельского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
При этом понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9.09.2013 г. № 372; пп.3 и 4 п.17).
Истец просит суд обязать администрацию Орловского района Ростовской области обеспечить в срок до 01 апреля 2021 года строительство объектов инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водоснабжения к земельным участкам с кадастровыми номерами: - №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - № общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - № общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец помощник прокурора Сальского городского прокурора Ткаченко М.В. иск поддерживал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснил, что в резолютивной части искового заявления допущена опечатка дате исполнения указанных требований администрацией Орловского района Ростовской области, просил указать до 01.04.2021 года, а также указать площадь каждого земельного участка размере 1500 кв.м.
Истцы ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3 в судебное заседание не явились, уведомлены судом надлежащим образом. От истцов ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО9, ФИО8 поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме. (л.д.144,145,170,171).
Представитель ответчика администрации Орловского района Ростовской области ФИО11 исковые требования признал, обстоятельства не оспаривал.
От представителя третьего лица АО «Водно-канализационное хозяйство» ФИО12, действующей на основании доверенности от 01.09.2020 года поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился. В суд поступил отзыв за подписью представителя ФИО13, согласно которого указала, что министерство строительства Ростовской области реализует полномочия по организации строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур исключительно на земельных участках федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерацией Ростовской области, в связи с чем, не осуществляет полномочия по обеспечению земельного участка муниципальной собственности инженерной инфраструктурой. (л.д.174-177).
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч.1).
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч.2). При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3).
Как указано в абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В силу ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если эти требования противоречат закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае признание требований истца ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, в силу чего суд принимает признание иска ответчиками.
Принимая во внимание, что представители ответчиков иск признали в полном объеме, а суд признание иска принял, согласно с ч.3 ст.173 ГПК РФ суд, не рассматривая, спора по существу, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая их признание ответчиками, а также на основании требований закона.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Орловского района Ростовской области – удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Орловского района Ростовской области обеспечить в срок до 01 апреля 2021 года строительство объектов инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водоснабжения к земельным участкам с кадастровыми номерами:
- №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
№, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- №, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2020 года.