ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-562/2013 от 12.09.2013 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

                                                                                                                       Дело № 2-562/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2013 года                                                                           п. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Никонорова М.Я.,

при секретаре Пугасей А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании причин отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка не основанном на законе, обязании главы Администрации Алкинский сельсовет принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 746 кв.м. с кадастровым номером №

по встречному иску Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район к ФИО1, ФИО2 о признании соглашения притворной сделкой,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании причин отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка не основанном на законе, обязании главы Администрации Алкинский сельсовет принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 746 кв.м. с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Совета № от ДД.ММ.ГГГГ в Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадь 746 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, <адрес> «Алкино» с одного вида «для индивидуального жилищного строительства» (основной вид разрешенного использования) на другой вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (основной вид разрешенного использования) принадлежащего гражданину ФИО2 на правах долевой собственности.

Процедура публичных слушаний отражена в протоколе. Участниками публичных слушаний было зарегистрировано 7 человек: ФИО1 - собственник земельного участка; ФИО3 - представитель собственника земельного участка ФИО2; ФИО4 - житель села Санатория «Алкино»; ФИО5 - житель села Санатория «Алкино»; ФИО6 - житель села Санатория «Алкино»; ФИО7; ФИО8;

Публичные слушания проводила комиссия в следующем составе ФИО9 - председатель комиссии; ФИО10 - секретарь комиссии; ФИО11 - член комиссии;

Также на публичных слушаниях присутствовали: ФИО12 - глава Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет; ФИО13 - управляющий делами сельского поселения Алкинский сельсовет;

В Комиссию поступило 12 (двенадцать) письменных предложений от граждан, проживающих в населенном пункте <адрес> «Алкино» по вопросу, вынесенному на публичные слушания:

- ФИО14 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО15 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО16 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО17 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО18 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО19 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО20.(<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО21 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО22 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО23 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО24 (<адрес> «Алкино», <адрес>);

- ФИО25.(<адрес> «Алкино», <адрес>)

В данных предложениях поддерживается инициатива по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. Так как данный участок расположен в удобном и доступном месте рядом с остановкой общественного транспорта. Жители поселка считают, что изменение вида разрешенного использования земельного участка окажет положительное влияние на развитие инфраструктуры поселка <адрес> «Алкино». В поселке на данный момент отсутствуют объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что в свою очередь вызывает определенные неудобства. Также в комиссию поступило 1 (одно) письменное предложение, в котором инициатива изменения вида разрешенного использования земельного участка не поддерживалась. Данное предложение поступило от гр. ФИО7 правообладателя (арендатора) земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> «Алкино», <адрес> предоставленного ему для строительства многофункционального остановочного комплекса с объектами торговли. Председателем комиссии было принято решение о регистрации в качестве участников публичных слушаний граждан ФИО7 и ФИО26, которые в соответствии с законом не могли являться участниками публичных слушаний по данному вопросу по следующим основаниям:

- ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено: в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым, запрашивается разрешение;

- согласно п. 1.2. Положения от 06.02.2012г. № «О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан»: участниками публичных слушаний могут быть жители сельского поселения муниципального района, органы территориального общественного самоуправления, эксперты, давшие заключения по вопросам градостроительной деятельности, а также приглашенные.

п. 7.1. данного положения также определяет, что публичные слушания по вопросу

предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с

участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой

расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение.

- решением № от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении публичных слушаний установлено, что письменные предложения принимаются от жителей сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Граждане ФИО7 и ФИО8 не имели законных оснований участвовать в публичных слушаниях по данному вопросу и вносить свои предложения т.к. не являются жителями сельского поселения Алкинский сельсовет, а проживают в населенном пункте д. Юматово <адрес>, который относится к <адрес> Республики Башкортостан, т.е. являлись, по сути, посторонними людьми.

Являясь арендатором участка по адресу: <адрес> ФИО7 также не имел законных оснований участвовать в публичных слушаниях т.к. на основании п. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное влияние на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков подверженных риску такого негативного воздействия. Изменение вида разрешенного использования земельного участка принадлежащего истцу ФИО2 с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» не может оказать негативное влияние на окружающую среду, а следственно участок, арендатором которого является гр. ФИО7, не подвергается риску негативного воздействия.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в Совет сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан было подано заявление, в котором он просил членов Комиссии действовать в рамках действующего законодательства, не принимать во внимание предложение ФИО7 и исключить из списка участников ФИО26 т.к. их участие противоречит самому смыслу публичных слушаний, а их присутствие на публичных слушаниях, по его мнению, обусловлено личной заинтересованностью в ограничении конкуренции.

Однако, несмотря на его неоднократные указания, на нарушения комиссией было принято решение о включении выступления гр. ФИО7 и ФИО26 в заключение о результатах публичных слушаниях.

Также в его распоряжении имеется аудиозапись, сделанная во время принятия заключения о результатах публичных слушаний. В данной аудиозаписи четко прослеживается позиция о недопущении принятия решения в пользу изменения вида разрешенного использования земельного участка. По результатам публичных слушаний комиссией было принято заключение с рекомендациями главе Администрации MP <адрес> РБ отказать в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

В заключении члены комиссии, отказ в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка мотивировали следующими причинами: - Разработан генеральный план расширения села Санатория «Алкино» и в нем

предусмотрены места для размещения объектов торговли и иных объектов инфраструктуры; - Для строительства многофункционального остановочного комплекса с объектами торговли уже предоставлен земельный участок (ФИО7), расположенный по адресу: <адрес>.

Наличие генерального плана расширения села Санатория «Алкино» не является основанием для отказа в праве собственника земельного участка менять разрешенный вид его использования. Т.к. на основании Письма Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> абзац 2 по общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а не генеральным планом.

При отсутствии правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. По результатам публичных слушаний большинством поступивших предложений от граждан, проживающих в <адрес> «Алкино» вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка принадлежащего ему и гр. ФИО2 поддерживается.

Кроме того Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N153 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан» п. 2.2.2. определено, что в состав жилых зон могут включаться:

- зоны застройки индивидуальными жилыми домами (в том числе одноэтажными, мансардными, двухэтажными и трехэтажными);

- зоны застройки малоэтажными жилыми домами (сблокированными и секционными до четырех этажей);

- зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

- зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

- зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

При разработке генерального плана учитывается минимальное (расчетное) количество объектов инфраструктуры необходимых для обеспечения определенного количества жителей, но ни одной нормой закона не предусмотрено, что размещение других (дополнительных) объектов в случае наличия генерального плана не допускается.

Тот факт, что для строительства многофункционального остановочного комплекса с объектами торговли в поселке <адрес> уже предоставлен в аренду земельный участок ФИО7 также не может являться основанием для отказа в предоставлении ему разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка т.к. данные действия со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Принятое Комиссией заключение о результатах проведения публичных слушаний не основанное на законных нормах повлекло существенное нарушение его конституционных прав, а также норм в области градостроительства и защиты конкуренции:

-       ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

-        п. 1.2. Положения от 06.02.2012г. № 09 «О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан»;

ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Заключение о результатах проведения публичных слушаний было направленно главе администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан для принятия решения (приложение 6). На данное заключение главой администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан был дан ответ о невозможности принятия решения по поставленному в нем вопросу (приложение 7). От главы администрации Алкинского сельсовета муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан также поступил ответ о невозможности принятия решения по результатам публичных слушаний (приложение 8). В обоих случаях главы администраций ссылаются на п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.

В п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет от 15.04.2010 г. говорится:

на основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на основании которых глава сельского поселения, в случае если земли находятся в муниципальной собственности поселения, или глава Администрации муниципального района, в случае если разграничение государственной собственности на земельный участок не производилось, в течение трех дней принимает соответствующее решение.

Таким образом, п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан предусматривает только два случая принятия главой местной администрации решения о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: когда земельный участок находятся в муниципальной собственности, либо когда разграничение государственной собственности на земельный участок не производилось, что противоречит ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в которой говориться: «на основании рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения», в данной части 39 статьи законодатель не вводит ограничений для глав местной администрации в вопросе принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, в зависимости от формы собственности (муниципальная или частная) и вида собственника (юридическое или физическое лицо).

Следует учесть, что в соответствии с ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации: уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования устанавливается только порядок организации и проведения публичных слушаний, но, ни как не принцип принятия главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, пункт 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан создает ограничение в возможности изменения разрешенного вида использования земельного участка физическим или юридическим лицам, которым принадлежат земельные участки на правах частной собственности, хотя такая возможность прямо проистекает из ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации: физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Истец-ответчик ФИО1 просит суд признать пункт 7.4 раздела 7 «Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан» противоречащим пункту 3 части 1 статьи 4_ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и части 9 статьи 39 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отменить данный пункт.

Признать причины отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка, содержащиеся в рекомендательной части заключения о результатах публичных слушаний не основанными на законе и вследствие этого признать заключение о результатах публичных слушаний не основанным на законе.

Обязать главу Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, <адрес> «Алкино» с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (основной вид разрешенного использования) на вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (основной вид разрешенного использования).

Ответчик - истец в лице Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обратилось в суд со встречными исковыми требованиями указывая на то, что согласно договору №10/1-АЛК безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО1 был безвозмездно передан в собственность земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, для индивидуального жилищного строительства.

Также, согласно договору №10/2-АЛК безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО2 был безвозмездно передан в собственность земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, для индивидуального жилищного строительства.

Путем разделения указанных земельных участков образовались соответственно 4 земельных участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий гр. ФИО2 и земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий гр. ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, и ФИО1 было заключено соглашение об объединении двух земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

В результате указанного соглашения образован новый земельный участок с кадастровым номером №.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером № с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания».

ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером № с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания» проведены, в изменении вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания» заявителям отказано.

Не согласившись с указанным решением заявители проведения публичных слушаний подали исковое заявление в Чишминский районный суд РБ, с требованием обязать главу администрации сельского поселения Алкинский с/с MP <адрес> РБ принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Алкинский, <адрес> «Алкино» с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

В силу ст. ст. 153, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации условия сделки и порядок ее заключения определяются соглашением сторон договора.

В соответствии с п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворной сделкой является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.

По смыслу данной нормы признаком притворности сделки является отсутствие волеизъявления на ее исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически исполнить прикрываемую сделку. Таким образом, по основанию притворности недействительной сделки может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.

Предметом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является земельный участок со всеми его индивидуальными характеристиками, к которым в том числе относится и вид разрешенного использования. В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет договора является существенным условием договора.

Таким образом, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик предмета соглашения, являющегося существенным условием, из этого вытекает вывод, действия сторон после заключения соглашения не направлены на достижение именно тех правовых последствий, которые стороны согласовали в соглашении.

Администрация считает, что соглашение, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, об объединении двух земельных участков является притворной сделкой, прикрывающая фактическую: изменение вида разрешенного использования земельного участка и в дальнейшем использование земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Алкинский, с.санатория «Алкино» для использования в коммерческих целях.

Следовательно, из указанного можно сделать вывод, что ФИО1 и ФИО2 не намеревались и не намерены использовать участок в соответствии его назначением и с условиями соглашения.

В тоже время, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки для строительства предоставляются в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ с предварительным согласованием места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в общем случае осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса).

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта производится исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса, за исключением случаев, если земельный участок предоставляется в границах застроенной территории лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2, 2.1 ст. 30 Земельного кодекса).

Таким образом, в случае осуществления на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых на безвозмездной основе гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным законодательством, иного вида строительства: строительство объектов торговли, офисов и т.д., построенных в коммерческих целях, необходимо отметить, что для такого строительства Земельным кодексом предусмотрена аукционная процедура предоставления земельных участков, которая позволяет продать находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки по наиболее высокой цене и тем самым обеспечить наполнение соответствующего бюджета.

В случае, если лицо, которому был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, приобретало этот земельный участок с целью дальнейшего его использования для коммерческого строительства, то такая сделка является притворной и в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка признается ничтожной.

Реализация предложения по изменению разрешенного использования земельных участков с одного вида "для жилищного строительства" (предоставленных без торгов) на другой вид "для строительства" (предоставляемых на торгах) путем изменения условий договора указанных земельных участков является, по сути, коррупционной схемой, в соответствии с которой застройщики экономят финансовые средства при покупке ими земельных участков или права на заключение договора аренды, а бюджет соответствующего уровня публичной власти эти средства недополучает.

Администрация считает, что соглашение, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, об объединении двух земельных участков является притворной сделкой и заключена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, предусмотренные в соглашении ДД.ММ.ГГГГ.

Совершена с целью прикрыть другую сделку, поскольку способствует реализации использования участка, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания» под коммерческое использование земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с/с Алкинский, с.санатория «Алкино», предназначенного для индивидуального жилищного строительства.

Ответчик - истец в лице Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан просит суд:

Признать соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, об объединении двух земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; притворной сделкой.

Применить последствия притворной сделки к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, об объединении двух земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; в форме возврата сторонами всего полученного по сделке.

В судебном заседании истец - ответчик ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, а в удовлетворении встречных исковых требований просили отказать.

Представитель ответчика-истца Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по доверенности ФИО27 в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать, а встречные исковые требования удовлетворить.

Третье лицо ФИО7 в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать, а встречные исковые требования удовлетворить.

Третьи лица ФИО2, ФИО8, Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились.

Изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

В соответствии с частью 2 этой же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от.. . N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1).

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (ч. 2).

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на публичные слушания должны выноситься:

проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что согласно договору №10/1-АЛК безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был безвозмездно передан в собственность земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно договору №10/2-АЛК безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО2 был безвозмездно передан в собственность земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, для индивидуального жилищного строительства.

Путем разделения указанных земельных участков образовались соответственно 4 земельных участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий гр. ФИО2 и земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий гр. ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, и ФИО1 было заключено соглашение об объединении двух земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

В результате указанного соглашения образован новый земельный участок с кадастровым номером №.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером № с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания».

Решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадь 746 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Алкинский сельсовет, <адрес> «Алкино» с одного вида «для индивидуального жилищного строительства» (основной вид разрешенного использования) на другой вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (основной вид разрешенного использования).

ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан были проведены вышеуказанные публичные слушания.

Заключением о результатах публичных слушаний было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка, который был мотивирован тем, что разработан генеральный план расширения села Санатория «Алкино» и в нем предусмотрены места для размещения объектов торговли и иных объектов инфраструктуры; - Для строительства многофункционального остановочного комплекса с объектами торговли уже предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.

Рекомендовано Главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан согласиться с заключением комиссии по проведению публичных слушаний на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

ДД.ММ.ГГГГ исх. № Администрацией муниципального района <адрес> был дан ответ на заключение о результатах публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадь 746 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Алкинский сельсовет, <адрес> «Алкино» с одного вида «для индивидуального жилищного строительства» (основной вид разрешенного использования) на другой вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (основной вид разрешенного использования). Согласно которой на земельный участок с кадастровым номером № разграничение государственной собственности произведено и этот земельный участок находится в собственности физических лиц, до предоставления этого земельного участка в собственность граждан эти земли находились в государственной собственности Республики Башкортостан.

В связи с этим Администрация <адрес> полагает, что принятие главой Администрации муниципального района <адрес> решения об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка явилось бы превышением полномочий.

Согласно п. 1.2. Положения от 06.02.2012г. № 09 «О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан»: участниками публичных слушаний могут быть жители сельского поселения муниципального района, органы территориального общественного самоуправления, эксперты, давшие заключения по вопросам градостроительной деятельности, а также приглашенные.

п. 7.1. данного положения также определяет, что публичные слушания по вопросу

предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с

участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой

расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение.

- решением № от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении публичных слушаний установлено, что письменные предложения принимаются от жителей сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Граждане ФИО7 и ФИО8 не имели законных оснований участвовать в публичных слушаниях по данному вопросу и вносить свои предложения т.к. не являются жителями сельского поселения Алкинский сельсовет, а проживают в населенном пункте д. Юматово <адрес>, который относится к <адрес> Республики Башкортостан, т.е. являлись, по сути, посторонними людьми.

В п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет от 15.04.2010 г. говорится:

на основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на основании которых глава сельского поселения, в случае если земли находятся в муниципальной собственности поселения, или глава Администрации муниципального района, в случае если разграничение государственной собственности на земельный участок не производилось, в течение трех дней принимает соответствующее решение.

Таким образом, п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан предусматривает только два случая принятия главой местной администрации решения о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: когда земельный участок находятся в муниципальной собственности, либо когда разграничение государственной собственности на земельный участок не производилось, что противоречит ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в которой говориться: «на основании рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения», в данной части 39 статьи законодатель не вводит ограничений для глав местной администрации в вопросе принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, в зависимости от формы собственности (муниципальная или частная) и вида собственника (юридическое или физическое лицо).

Следует учесть, что в соответствии с ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации: уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования устанавливается только порядок организации и проведения публичных слушаний, но, ни как не принцип принятия главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, пункт 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан создает ограничение в возможности изменения разрешенного вида использования земельного участка физическим или юридическим лицам, которым принадлежат земельные участки на правах частной собственности, хотя такая возможность прямо проистекает из ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации: физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

На земельный участок с кадастровым номером 02:52: 01 14 08: 12 25 разграничение государственной собственности произведено и этот земельный участок находится в собственности физических лиц, до предоставления этого земельного участка в собственность граждан эти земли находились в государственной собственности Республики Башкортостан, в муниципальной собственности поселения эти земли не находились и не находятся в настоящее время.

Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.

По смыслу указанной нормы закона признаком притворности сделки служит несовершение сторонами тех действий, которые предусматриваются данной сделкой. В том случае, если стороны исполнили предусмотренные сделкой обязанности и реализовали права, такая сделка притворной не является.

В силу указанной нормы закона признаком притворности сделки является отсутствие волеизъявления на ее исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически исполнить прикрываемую сделку.

Из положений изложенной статьи также следует, что по мнимой сделке обе стороны преследуют иные цели, чем предусмотрены договором, и совершают сделку лишь для вида, заранее зная, что она не будет исполнена. Мнимая сделка заключается для создания у третьих лиц ложного представления о намерениях участников сделки.

Для признания сделки мнимой суд должен установить, что ее стороны не намеревались создать соответствующие ей правовые последствия, сделку фактически не исполняли и исполнять не желали, и правовые последствия, предусмотренные заключенной сделкой, не возникли.

В подтверждение мнимости сделки заинтересованной стороне необходимо представить суду доказательства, которые бы подтверждали отсутствие направленности подлинной воли сторон при совершении оспариваемой сделки на создание правовых последствий, присущих данному виду сделки.

Из материалов дела следует, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, совершенный сторонами договора, заключен в предусмотренной законом письменной форме, соответствует требованиям ГК РФ, предъявляемым к форме и содержанию договора, подписан сторонами, что подтверждает достижение между ними соглашения по всем существенным условиям сделки в предусмотренной законом письменной форме.

Доказательств, подтверждающих притворность данной сделки, ответчиком -истцом в лице Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район не представлено.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства и представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район к ФИО1, ФИО2 о признании соглашения притворной сделкой

Кроме того, в силу статьи 35 ГПК РФ, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Гражданским процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих факт наличия тех или иных обстоятельств.

Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения, должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.

Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с указанной нормой обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования ФИО1 к Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании причин отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка не основанном на законе, обязании главы Администрации Алкинский сельсовет принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 746 кв.м. с кадастровым номером № - подлежащими удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район к ФИО1, ФИО2 о признании соглашения притворной сделкой - отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании причин отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка не основанном на законе, обязании главы Администрации Алкинский сельсовет принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 746 кв.м. с кадастровым номером № - удовлетворить.

признать пункт 7.4 раздела 7 «Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан» противоречащим пункту 3 части 1 статьи 4_ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и части 9 статьи 39 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отменить данный пункт.

признать причины отказа в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка, содержащиеся в рекомендательной части заключения о результатах публичных слушаний не основанными на законе и вследствие этого признать заключение о результатах публичных слушаний не основанным на законе.

обязать главу Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан принять решение о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 746 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/с Алкинский, с. Санатория «Алкино» с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (основной вид разрешенного использования) на вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (основной вид разрешенного использования).

В удовлетворении встречных исковых требований Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район к ФИО1, ФИО2 о признании соглашения притворной сделкой - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чишминский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна.

Решение вступило в законную силу                                                 

Федеральный судья Чишминского

районного суда Республики Башкортостан                                      М.Я. Никоноров

Секретарь суда по гражданским делам