ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-562/2014 от 20.03.2014 Сосновского районного суда (Челябинская область)

 Дело №2-562/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 20 марта 2014 года                  с. Долгодеревенское

 Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

 председательствующего судьи Храмцовой О.Н.,

 при секретаре Ахмеровой И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Тарасенковой Ю.В. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия

 УСТАНОВИЛ:

 Тарасенкова Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области незаконным, в котором просит:

 признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района по определению перечня передаваемого муниципальному автономному учреждению «С*» Сосновского муниципального района имущества;

 признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района по закреплению за муниципальным автономным учреждением «С*» Сосновского муниципального района и передаче имущества;

 обязать администрацию Сосновского муниципального района наделить муниципальное автономное учреждение «С*» имуществом и денежными средствами в объеме, достаточном для исполнения обязательств перед кредитором, возникших у муниципального учреждения до изменения его типа.

 В обоснование заявленных требований заявитель указала, что решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА по делу №, вступившим в законную силу, с МАУ «С*» в пользу З.А.Н. взыскано 4 494 595 руб. 01 коп. В соответствии с определением суда произведена замена взыскателя З.А.Н. на Тарасенкову Ю.В.

 На основании вступившего в законную силу решения суда был выдан исполнительный лист ВС № от ДАТА возбуждено исполнительное производство. При ознакомлении с материалами исполнительного производства ДАТА. стало известно, что за муниципальным автономным учреждением «С*» имущество не закреплялось. Данный факт подтверждается сведениями КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области № от ДАТА

 Факт не наделения МАУ «С*» имуществом в момент создания путем изменения типа учреждения в 2009 году свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей администрацией Сосновского муниципального района, выразившемся в бездействии администрации.

 Постановлением Главы Сосновского муниципального района Челябинской области № от ДАТА. определены меры по реализации ФЗ «Об автономных учреждениях» в Сосновском муниципальном районе. На основании указанного постановления КУиЗО Сосновского района принято распоряжение № от ДАТА. «Об изменении типа муниципального учреждения «С*» Сосновского района, пунктом 2,3 данного распоряжения установлено определить перечень передаваемого муниципальному автономному учреждению «С*» Сосновского района имущества, закрепить за муниципальным автономным учреждением «С*» имущество на праве оперативного управления.

 Из материалов исполнительного производства следует сделать вывод, что данное распоряжение не исполнено, перечень передаваемого имущества не определен, имущество не закреплено.

 Обязанность учредителя муниципального автономного учреждения наделить учреждение имуществом в момент создания учреждения напрямую установлена законом. В этой связи обязанность администрации Сосновского муниципального района Челябинской области наделить МАУ «С*» имуществом в соответствии с перечнем объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества в объеме, достаточном для обеспечения возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа установлена и до настоящего времени не исполнена.

 Бездействие администрации по наделению имущества учреждения является причиной невозможности исполнения обязательств перед кредитором, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа, и причиной неисполнения решения Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА. по делу №, вступившим в законную силу. (л.д.5-11).

 Заявитель Тарасенкова Ю.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, с участием представителя.

 Представитель заявителя Л.Т.Е., действующая на основании доверенности от ДАТА. (сроком на 3 года, л.д.27), в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Д.С.В., действующая на основании доверенности от ДАТА (сроком до ДАТА., л.д.49), с заявлением Тарасенковой Ю.В. не согласна. Представлен письменный отзыв на заявление от ДАТАл.д.71-73), в котором указано на пропуск установленного ст.256 ГПК РФ срока на обращение с заявлением в суд, поскольку изменение типа учреждения произошло в декабре 2009 года, т.е. более 4-х лет назад. Заявитель является полным правопреемником предыдущего взыскателя – З.А.Н. В соответствии с приобщенным к материалам настоящего дела отзывом заявителя на апелляционную жалобу по делу №, факт не закрепления за МАУ «С*» имущества был известен заявителю как минимум ДАТА. Тарасенкова Ю.В., а также предыдущий взыскатель З.А.Н. на протяжении нескольких лет активно защищали свои права в суде, предъявляя различного вида иски, следовательно, возможность предъявления настоящего заявления в течение установленного ГПК РФ срока у указанных лиц имелась. Также в материалы дела приобщена выкопировка из газеты «С*» № от ДАТА, в соответствии с которой все заинтересованные лица официально уведомлялись об изменении типа МУ «С*» на МАУ «С*» (л.д.71-73).

 Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Б.О.Л., действующая на основании доверенности № от ДАТА (сроком до ДАТА., л.д.46-47), с заявлением Тарасенковой Ю.В. не согласна. Дополнила, что в ДАТА было принято решение о ликвидации МУ «С*», затем данное решение было отменено, фактически МАУ «С*» не осуществляет уставную деятельность с ДАТА, не сдает отчетность в налоговые органы, с начальником МАУ «С*» расторгнут договор ДАТА., в настоящее время сотрудники в МАУ «С*» отсутствуют. Представлен письменный отзыв на заявление, в котором указано на пропуск Тарасенковой Ю.В. трехмесячного срока, поскольку заявителю стало известно об отсутствии имущества у МАУ не при ознакомлении с материалами исполнительного производства ДАТА, а ДАТА при заключении договора уступки и затем ДАТА при подаче отзыва на апелляционную жалобу Тарасенкова Ю.В. подтвердила, что ей известно о том, что перечень имущества, закрепленного за МАУ «С*», не уточнялся. Решениями Тракторозаводского суда г.Челябинска было установлено, что поскольку обязательства МУ «С*» возникли до изменения его типа в муниципальное автономное учреждение, при недостаточности денежных средств МАУ «С*» по его обязательствам субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника его имущества. Долг в размере 4 494 595 руб. 01 коп. не был взыскан с субсидиарного должника только в связи с пропуском срока исковой давности. Следовательно, изменение типа учреждения не нарушило права взыскателя, поскольку муниципальное образование все равно было признано субсидиарным должником (л.д.126-128).

 Заинтересованное лицо – муниципальное автономное учреждение «С*» – о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился.

 Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

 Установлено, что решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА по делу № (л.д.12-15) с муниципального автономного учреждения «С*» в пользу З.А.Н. взыскана задолженность в сумме 4 494 595 руб. 01 коп. В удовлетворении исковых требований З.А.Н. к муниципальному образованию Сосновский муниципальный район в лице администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, К.О.А. о взыскании субсидиарно задолженности в сумме 4 494 595 руб. 01 коп. отказано.

 Решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА установлено, что обязательства МУ «С*» возникли до изменения типа муниципального учреждения «С*» в муниципальное автономное учреждение, при недостаточности денежных средств субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника его имущества – муниципальное образование Сосновский муниципальный район в лице администрации Сосновского муниципального района; поскольку администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области представлено заявление о пропуске срока исковой давности, в удовлетворении исковых требований к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области отказано.

 Определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА года, в связи с заключением ДАТА договора уступки права требования между З.А.Н. и Тарасенковой Ю.В., произведена замена взыскателя по гражданскому делу по делу № с З.А.Н. на Тарасенкову Ю.В. (л.д.21)

 Таким образом, Тарасенкова Ю.В. является взыскателем по исполнительному производству, возбужденному в отношении должника – МАУ «С*» - на основании исполнительного листа № от ДАТА., выданного Тракторозаводским районным судом г.Челябинска о взыскании задолженности в размере 4 494 595 руб. 01 коп.

 Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДАТА. видно, что муниципальное автономное учреждение «С*» Сосновского муниципального района создано ДАТА года, ДАТА в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о предстоящем исключении данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; ДАТА внесены сведения о представлении заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. (л.д.149-155).

 Распоряжением главы Сосновского района Челябинской области № от ДАТА принято решение о ликвидации МУ «С*».

 Распоряжением главы Сосновского района Челябинской области № от ДАТА признано утратившим силу распоряжение главы района № от ДАТА года, постановлено возобновить деятельность муниципального учреждения «С*».

 Распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района № от ДАТА. создано муниципальное автономное учреждение «С*» Сосновского муниципального района путем изменения типа существующего муниципального учреждения «С*» Сосновского района (л.д.54).

 Пунктами 2, 3 распоряжения № от ДАТА. постановлено определить перечень передаваемого муниципальному автономному учреждению «С*» Сосновского муниципального района имущества; закрепить за муниципальным автономным учреждением «С*» Сосновского муниципального района имущество на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством РФ.

 Согласно пп.1,4,5,6 ст.2 Закона «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ от 03.11.2006г. автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

 На основании пп.1, 9, 10 ст.5 Закона «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ от 03.11.2006г. (в редакции, действовавшей на дату издания распоряжения №95) автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать:

 1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения;

 2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

 3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

 Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

 В силу пункта 13 статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 147-ФЗ "Об автономных учреждениях" в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 При этом из статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского Кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006г. №175-ФЗ, то есть до 08 января 2007 года) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

 После вступления в силу федерального закона от 03.11.2006г. №175-ФЗ (08 января 2007 года) пункт 2 статьи 120 Гражданского Кодекса РФ был изложен в новой редакции, согласно которой собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения; автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

 Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области не представлено доказательств того, что при изменении типа учреждения распоряжением № от ДАТА был определен перечень имущества, передаваемого муниципальному автономному учреждению, а также доказательств закрепления за муниципальным автономным учреждением «С*» Сосновского муниципального района имущества на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством РФ; доказательств уведомления кредиторов об изменении типа учреждения в порядке, установленном статьей 60 Гражданского Кодекса РФ.

 В то же время несоблюдение требований ст.5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ от 03.11.2006г. прав заявителя не нарушает, поскольку из текста решения Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от ДАТА. следует, что обязательства МУ «С*» возникли до изменения типа муниципального учреждения, потому при недостаточности денежных средств МАУ «С*» по его обязательствам субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника его имущества – муниципальное образование Сосновский муниципальный район в лице администрации Сосновского муниципального района.

 Данное право уже было реализовано З.А.Н. (правопреемником которого является Тарасенкова Ю.В.) путем предъявления исковых требований к администрации Сосновского муниципального района как к субсидиарному должнику, в удовлетворении исковых требований было отказано по причине пропуска срока исковой давности.

 Также суд полагает, что заявитель избран ненадлежащий способ защиты права.

 Надлежащим способом защиты права при нарушении прав заявителя несоблюдением процедуры изменения типа учреждения является исключение из Единого государственного реестра юридических лиц записи о внесении изменений в сведения о муниципальном учреждении «С*», связанных с внесением изменений в его учредительные документы и созданием муниципального автономного учреждения «С*» путем изменения типа существующего муниципального учреждения «С*», а не предъявление требований о наделении муниципального автономного учреждения имуществом и денежными средствами, достаточными для исполнения обязательств перед кредиторами.

 Дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований является пропуск заявителем трехмесячного срока для обращения с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, установленного статьей 256 ГПК РФ.

 Изменение типа муниципального учреждения «С*» было произведено на основании распоряжения № от ДАТА года, следовательно, если заявитель полагает, что его права нарушены были не закреплением имущества за МАУ «С*», соответствующие требования должны были быть предъявлены в течение трех месяцев с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.

 На дату заключения договора уступки права требования от ДАТА, заключенного между Тарасенковой Ю.В. и З.А.Н., прошло более трех лет с момента изменения типа муниципального учреждения, фактически деятельность МАУ «С*» не осуществлялась, следовательно, кредиторы МАУ «С*», действуя добросовестно, не лишены были возможности до заключения договоров уступки обратиться в администрацию Сосновского муниципального района с запросом о наделении имуществом МАУ «С*».

 В отзыве на апелляционную жалобу на решение Сосновского районного суда АДРЕС от ДАТА. заявитель указывает, что отсутствует доказательства соблюдения процедуры изменения типа учреждения, перечень закрепленного имущества и доказательства уведомления кредиторов об изменении типа учреждения (л.д.42-43).

 Заявление об оспаривании бездействия администрации направлено в суд ДАТА года, о нарушении прав заявителю должно быть известно не позднее заключения договора уступки прав требования, следовательно, трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления истек.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что права заявителя обжалуемым бездействием администрации Сосновского муниципального района Челябинской области не нарушены, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права, заявителем пропущен установленный законом срок для обжалования бездействия, потому следует отказать в удовлетворении заявления Тарасенковой Ю.В. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по определению перечня передаваемого МАУ «С*» Сосновского муниципального района имущества, по закреплению за МАУ «С*» Сосновского муниципального района и передаче имущества, об обязании администрации Сосновского муниципального района наделить МАУ «С*» имуществом и денежными средствами в объеме, достаточном для исполнения обязательств перед кредитором, возникших у муниципального учреждения до изменения его типа.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Тарасенковой Ю.В. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области.

 Председательствующий Храмцова О.Н.