ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-562/2016 от 02.02.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-562/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 2 февраля 2016 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Давыдовой В.В. с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Департамент) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании протокола от <дата>; обязании ответчика установить ей предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Исковое заявление мотивировано тем, что <дата> истцу было присвоено почетное звание «Заслуженный тренер Украины», в связи с чем она имеет право на социальную гарантию в виде дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленную п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 года, для установления которой она обратилась <дата> в Департамент социальной политики администрации г. Ялта, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем ответчиком было отказано в назначении истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с чем ей не установлено почетное звание «заслуженный». Отказ не соответствует действующему законодательству, является незаконным.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что в соответствии с действующим региональным законодательством право на установление дополнительного материального обеспечения имеют лица, отмеченные почетным званием Украины, Украинской ССР, Союза ССР «заслуженный». ФИО1 ни почетное звание «заслуженный Союза ССР и Украинской ССР», ни почетное звание Украины, перечень которых изложен в Законе Украины «О государственных наградах Украины» не устанавливалось, в связи с чем истец не имеет права на меры социальной защиты, установленные п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК; по состоянию на <дата> пенсия за особые услуги ФИО1 не назначалась.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от <дата> «Об учреждении Департамента социальной политики администрации города Ялты Республики Крым» было утверждено Положение о Департаменте.

Целями деятельности Департамента в соответствии с п. 2.3 данного Положения является обеспечение законности, информационной открытости, доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки населения.

Согласно п. 2.4.4 Положения для достижения установленных целей Департамент, в том числе проводит работу по реализации мер социальной поддержки.

Судом установлено, что ФИО1 является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», общий размер которой с <дата> составляет <данные изъяты> рублей, по состоянию на <дата> составлял <данные изъяты> рублей.

<дата> ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением об установлении ей дополнительного ежемесячного материального обеспечения (социальной выплаты) к пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об установлении мер социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым».

<дата> Департаментом было принято решение, оформленное протоколом об отказе в назначении ФИО1 дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Причиной отказа указано, что в соответствии с предоставленным удостоверением, выданным Министерством Украины по делам молодежи и спорта, ФИО1 является заслуженным тренером Украины, при этом почетное звание «заслуженный» ей установлено не было.

Уведомление об отказе в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения направлено в адрес истца <дата>.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Судом установлено, что Министерством Украины по делам молодежи и спорта ФИО1 было выдано удостоверение № 2127, о присвоении ей 8 сентября 1995 года звания «Заслуженный тренер Украины».

Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в случае если такие меры социальной защиты (поддержки) отсутствовали на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в законодательстве Российской Федерации или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной защиты (поддержки) установлены Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» (далее – Закон № 36-ЗРК/2014).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 36-ЗРК/2014 года гражданам, имеющим право на пенсию за особые заслуги перед Украиной в соответствии с законодательством, действовавшим в Республике Крым до <дата>, к получаемым ими пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, с <дата> устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, в том числе лицам, отмеченным почетным званием Украины, Союза ССР и Украинской ССР «заслуженный», в размере 25 процентов размера социальной пенсии, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, условием, необходимым для установления лицу дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного настоящей статьей является наличие у лица права на пенсию за особые заслуги перед Украиной в соответствии с законодательством, действовавшим в Республике Крым до <дата>.

По состоянию на <дата> основания установления гражданам, имеющим значительные заслуги, в том числе в сфере физической культуры и спорта пенсии за особые заслуги Украины были установлены Законом Украины «О пенсии за особые заслуги перед Украиной» от 1 июня 2000 года № 1767-ІІІ.

П. 6 ст. 1 указанного закона было установлено, что пенсии за особые заслуги перед Украиной устанавливаются гражданам Украины, в том числе лицам, отмеченным почетным званием Украины, бывших Союза ССР и Украинской ССР «заслуженный».

16 марта 2000 года был принят Закон Украины № 1539-111 от 16 марта 2000 года «О государственных наградах Украины», в соответствии со ст. 3 которого одним из видов государственных наград являлось почетное звание Украины.

Приказом Министерства Украины по делам молодежи и спорта от 14 апреля 1993 года № 35 было утверждено Положение о почетном спортивном звании – «Заслуженный тренер Украины» (действующее до 27 сентября 2001 года).

Таким образом, судом установлено, что истцу в соответствии с законодательством Украины, действовавшем до 21 февраля 2014 года было присвоено почетное спортивное звание – «Заслуженный тренер Украины», вследствие чего она была наделена определенным правовым статусом, включающим в себя и право на дополнительные элементы социальной защиты, в том числе право на установление ей пенсии за особые заслуги перед Украиной.

Представитель ответчика в обоснование своих возражений указала, что звание «Заслуженный тренер Украины» отсутствует в перечне почетных званий Украины, утвержденных ст. 10 Закона Украины от 16 марта 2000 года № 1549-111 «О государственных наградах Украины», в связи с чем истец не имела права на получение пенсии за особые заслуги перед Украиной.

Вместе с тем данные доводы являются несостоятельными, поскольку почетное звание было установлено истцу до принятия вышеуказанного закона, который к тому же не устанавливает, что перечень почетных званий Украины, указанный в ст. 10 Закона, является исчерпывающим.

Кроме того, в данном законе звание «Заслуженный тренер Украины» заменено более общим понятием «Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины», которое назначается специалистам и организаторам физкультурно - спортивного движения, выдающимся ученым, тренерам, преподавателям физическо - оздоровительных и спортивных учебных учреждений и другим работникам физической культуры и спорта, спортсменам, за достижение высоких результатов в международных спортивных соревнованиях, весомые заслуги в подготовке национальных спортивных кадров.

Таким образом, исходя из анализа норм законодательства, действующего на территории Республики Крым по состоянию на <дата>, следует, что истец, имеющая звание «Заслуженный тренер Украины» имела право на пенсию за особые заслуги перед Украиной.

При этом тот факт, что по состоянию на <дата> ФИО1 не являлась получателем пенсии за особые заслуги перед Украиной не имеет правового значения для решения вопроса о наличии у нее с <дата> права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 36-ЗРК/2014.

Целью установления законодательным органом Республики Крым дополнительной меры социальной защиты для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым, являлось наделение этих граждан аналогичным объемом прав в отношении лиц, обладающих подобным правовым статусом, присвоенным за особые заслуги перед Российской Федерацией.

В соответствии с п. 9 ст. 22 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» почетные спортивные звания устанавливаются для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации.

Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 55 было утверждено Положение о присвоении почетных спортивных званий, которым установлено, что почетные спортивные звания, в том числе звание «Заслуженный тренер России», являются почетными спортивными званиями и устанавливаются за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области спорта.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 211-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российской Федерации Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», спортивное звание «Заслуженный тренер Украины», присвоенное в соответствии с законодательством Украины лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся гражданами Российской Федерации, приравниваются к почетному спортивному званию «Заслуженный тренер России».

Таким образом, из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что к почетному спортивному званию «Заслуженный тренер России», основанием для присвоения которого являются особые заслуги перед Российской Федерации в области спорта приравнено спортивное звание «Заслуженный тренер Украины», которое соответственно присваивалось за особые заслуги перед Украиной, а, следовательно, являлось почетным званием Украины.

С учетом изложенного, ФИО1 имеет право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 36-ЗРК/2014 года, решение Департамента об отказе в назначении истцу данной социальной гарантии является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком подлежат возмещению истцу понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 к Департаменту социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым об отказе ФИО1 в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Обязать Департамент социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым установить ФИО1 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».

Взыскать с Департамента социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева