ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-562/2021 от 30.08.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-562/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-008168-88)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием истца ФИО2, её представителя по доверенности ФИО3,

представителя ответчика ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» на основании доверенности ФИО4,

представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» на основании доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», АО «АтомЭнергоСбыт» о возложении обязанности произвести подключение объекта к энергоснабжению в соответствии с указанным истцом рабочим проектом, произвести демонтаж установленного прибора учёта и производить учёт потребления электроэнергии по ранее установленному прибору учёта, произвести перерасчёт начислений за оказанные услуги,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском, заявленным изначально к ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», затем также к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», в котором с учётом неоднократно внесённых в исковые требования дополнений и уточнений, в окончательной редакции иска просила:

- возложить на ответчика ПАО «Россети Центр» обязанность произвести подключение объекта по адресу: <адрес>, к энергоснабжению в соответствии с «Рабочим проектом» шифр ТП-ТВ/4/2012 от 10.04.2013, произвести демонтаж прибора учёта АИИС КУЭ «ФОБОС» и производить учёт потребления электроэнергии по указанному адресу (лицевой счёт ) по прибору учёта электроэнергии Меркурий ;

- возложить на ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» обязанность произвести перерасчёт начислений за оказанные услуги с 09.09.2020 по июль 2021 года в сумме 7005 руб. 57 коп.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на следующие обстоятельства. Её семья владеет земельным участком и жилым строением по адресу: <адрес><адрес>, который используется для сезонного проживания, как дача, продолжительностью от трех недель до месяца в году. Постоянно у владельца ФИО1 и членов его семьи возникали вопросы по объему потребляемой электроэнергии. С сентября 2020 года по настоящее время объемы потребления электроэнергии при отсутствии проживающих подтвердили факт ее несанкционированного отъема по неустановленной причине. Истец является супругой ФИО1, скончавшегося ДД.ММ.ГГГГ. Наследник ФИО2 приняла наследство, совершив действие по содержанию наследственного имущества, сохранению и защите его от посягательств и притязаний третьих лиц. Истцом предпринимались меры по извещению энергоснабжающей организации об имеющихся нарушениях. Неоднократные обращения в Россети но телефону горячей линии в период е 05.11.2020 по 07.11.2020, 10.12.2020, в Тверьэнерго по электронной почте tverenergo@mrsk-l.ru 10.11.2020 и 23.12.2020, в АтомЭнергоСбыт от 07.11.2020, от 26.11.2020 остались без ответа. Так как все возможности для разрешения сложившейся ситуации истцом были исчерпаны, она приняла решение обратиться в суд.

Поскольку истцу со стороны ответчиков не был предоставлен ответ на заявленную претензию в порядке досудебного урегулирования спора, предположение о незаконном (без согласия абонента) подключении к несущему кабелю субабонента она считает действительным. Подключение по договору энергоснабжения было произведено за счет абонента. Прокладка кабеля энергоснабжающей организацией осуществлялась при отсутствии абонента и вероятность достижения сговора по присоединению субабонента была достигнута при проведении работ. Отъём электроэнергии был постоянным. В 2017 году абонент с целью предотвращения возможных хищений перешел на потребление электроэнергии по сезонному тарифу.

При подаче уточнённого иска истец указала, что по данным копии лицевой карты потребителя снятие прибора учета потребителя произведено 01.09.2019. По данным лицевого счета потребителя установка ПУ «ФОБОС» произведена 02.09.2019 с заводским номером . Таким образом, у потребителя присутствуют два прибора учета («Меркурий») и коммерческая автоматизированная система учета электроэнергии «ФОБОС» №7682558. Прибор «Меркурий» исправен, в соответствии с техническими характеристиками межповерочный интервал 10 лет. Срок поверки прибора «Меркурий» №14268905 - 2023 год. Замена счетчиков на «умные» производится в соответствии с окончанием сроков эксплуатации старых. Ответчиком «Тверьэнерго» предоставлена копия дубликата паспорта Фобос 3 с заводским номером , однако заводской номер ПУ потребителя - . Копия акта №6900R031-EB380556 от 23.08.2019 допуска прибора учета АИИС КУЭ в эксплуатацию содержит недостоверные сведения, а именно дата проведения допуска прибора учета в эксплуатацию, лицевой счет потребителя, адрес объекта установки ПУ АИИС КУЭ, потребитель при установке отсутствовал. В соответствии со списком №73 уведомление о процедуре допуска прибора учета не направлено потребителю по адресу: <адрес>, где установлен ПУ АИИС КУЭ «ФОБОС», то есть ответчик ПАО «Россети» должен был производить установку прибора по адресу: <адрес>. Уведомления также направлены тринадцати потребителям деревни Поселье. В соответствии со списком №157 данными почтовыми отправлениями была направлена копия акта допуска ПУ АИИС КУЭ в эксплуатацию. ПУ АИИС КУЭ установлен у шести потребителей деревни Поселье. По данным ФИО6 «ФОБОС» у потребителя по адресу: <адрес> не устанавливался.

В связи с указанными обстоятельствами, истец, ссылаясь на положения ст.ст.15, 546, 547, 1064, 1114, 1152, 1153 ГК РФ, обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 04.03.2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО7

Истец ФИО2, её представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменных возражений на иск.

В письменных возражениях на иск представители ответчика ссылались на следующее. Электроснабжение населенного пункта д.Поселье осуществляется от воздушной линии (ВЛ) 10 кВ №05 (Бородинский), КТП-10кВ №118 (Поселье), находящихся на балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго». За период сентябрь-декабрь 2020 года на ВЛ-10кВ №05 (Бородинский) зафиксировано 4 плановых отключения в следующие периоды: 26.09.2020 с 5:00 до 17:09 ч. по причине планового ремонта оборудования с проведением мероприятий: замена высоковольтных изоляторов ФС-20 и выправка опор №1-29 воздушной линии 35 кВ «Никола Рожок-Селигер»; 27.09.2020 с 5:00 до 14:37 ч. по причине планового ремонта оборудования с проведением мероприятий - замена высоковольтных изоляторов ФС-20 и выправка опор №1-29 воздушной линии 35 кВ «Никола Рожок-Селигер»; 08.10.2020 с 10:45 до 16:20 ч. по причине капитального ремонта оборудования с проведением мероприятий по расчистке просеки 5,5 Га от древесно-кустарниковой поросли; 09.10.2020 с 10:35 до 15:20 ч. по причине капитального ремонта оборудования с проведением мероприятий по расчистке просеки 5,5 Га от древесно-кустарниковой поросли.

Зафиксированное суммарное время отключения электроустановок филиала, осуществляющих электроснабжение населенного пункта д. Поселье, с начала года составило 32 ч. 20 мин. В соответствии с требованиями п.31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 для третьей категории надежности электроснабжения допустимое число часов отключений в год для каждого отдельного потребителя, составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд. Факт отключения электроэнергии продолжительностью более суток не подтверждается.

В соответствии с п.136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Личный прибор учета не является коммерческим учетом электроэнергии и не подлежит замене сетевой организацией.

Для установления причины потребления необходимо провести совместную проверку коммерческого прибора учета. Перерасчет начислений за потребленную электрическую энергию возможен только на основании совместной проверки коммерческого прибора учета. При многократных выездах бригады но обращениям истца о хищении электрической энергии по адресу: <адрес> факт хищения электрической энергии установлен не был.

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (п.136 Основных положений №442). В случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета (абз.2 п.138 Основных положений №442). С 01.01.2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приоры учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) с учетом установленных п.150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021. До 01.01.2022 организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами (абз.2 п.141 Основных положений №442).

Если приборы учета, соответствующие требованиям настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

- в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в п.136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию;

- при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем п.142, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потреблении (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

- при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом п.142, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета (абз.2, 5, 6 п.142 Основных положений №442).

При установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, как в данном случае, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее. При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов (абз.3 и 4 п.147 Основных положений № 442). В рассматриваемом случае место установки - на опоре, то есть на границе балансовой принадлежности.

Лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются: сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующей сетевой организации (абз.2 п.155 Основных положений №442). В отношении расчетных приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), показания предоставляются с использованием интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (абз.6 п.159 Основных положений №442).

28.06.2021 в ходе совместной проверки ПУ Фобос 3 №7682558 и ранее установленного ПУ Меркурий 230 АМ-02 №14268905 установлено, что ПУ Фобос №7682558 учитывает потребленную энергию без расхождений с ПУ Меркурий 230 АМ-02 №14268905, что подтверждает правильность работы ПУ Фобос 3 №7682558 и отсутствие необходимости в демонтаже последнего.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменных возражений на иск, в которых указано следующее.

Приказом Министерства энергетики РФ от 19.03.2014 №116 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен с 01.04.2014 ОАО «АтомЭнергоСбыт» в отношении зоны деятельности ПАО «МРСК Центра», а именно, административных границ Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ПАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт». Согласно ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ, ответственность перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и её качество несут субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электроэнергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), а также исполнители коммунальных услуг и организации, занимающиеся обслуживанием внутридомовых сетей и оборудования. Территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. На территории Осташковского района такой организацией является ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».

Между АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» (заказчик) и ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (исполнитель) заключен договор от 01.04.2014 об оказании услуг по передаче электрической энергии. Согласно этого договора исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности исполнителю по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, к объектам электрического хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика.

В связи с разделением видов деятельности (ст.6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...» №36-Ф3) установлен запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по её купле-продаже. Соответственно изменились и основания гражданской ответственности субъектов электроэнергетики. В силу запрета и осуществляемой Обществом деятельности, АО «АтомЭнергоСбыт» не может иметь и не имеет электроэнергетической инфраструктуры, позволяющей передавать или принимать электрическую энергию и поддерживать её с учетом специфических свойств энергии в соответствии с обязательными требованиями по качеству. Следовательно, АО «АтомЭнергоСбыт» не является владельцем источника повышенной опасности. Обязанность по поддержанию качества и параметров надежности энергоснабжения возложена на производителя, сетевые организации (грузоперевозчика) и в части соблюдения установленного режима потребления и правил пользования электрической энергией - на самого потребителя.

В соответствии с действующим законодательством ответственными за качество и надежность передаваемой электроэнергии, а также надлежащее техническое состояние находящихся в собственности (на ином законном основании во владении, пользовании и пр.) сетей, энергопринимающих, передающих и иных устройств и оборудования, которые способны оказывать влияние на качество подаваемой гражданам электроэнергии являются сетевые организации и исполнители коммунальных услуг (по передаче электроэнергии, купле-продаже в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению, поставки, энергоснабжения и др.). В рамках требований законодательства за качество и надежность передаваемой электроэнергии, а также надлежащее техническое состояние электрооборудования и сетей отвечают контрагенты Общества. При этом, в соответствии с действующим законодательством, представление в соответствии с договорами энергоснабжения гарантирующим поставщиком интересов обслуживаемых им покупателей электрической энергии в отношениях с территориальными сетевыми организациями, иными собственниками (владельцами) объектов электросетевого хозяйства и с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электрической системе) не требует специальных полномочий и в силу ст.182 ГК РФ непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Поскольку владельцем электросетевого хозяйства, т.е. владельцем источника повышенной опасности, в Осташковском районе является ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», в данном споре возложение ответственности на гарантирующего поставщика, закупающего на оптовом и розничных рынках качественную электроэнергию (мощность) и реализующую её потребителям не будет являться правомерным.

Между АО «АтомЭнергоСбыт» и ФИО1 заключен договор энергоснабжения в силу ст.540 ГК РФ, согласно которому точкой поставки электрической энергии является дом . По общему правилу (ст.401 ГК РФ) лицо несет ответственность при наличии вины и признается невиновным при добросовестном принятии им требуемых по характеру обязательства и условиям оборота мер для надлежащего исполнения условий обязательства. В указанное истцом время электроэнергия была отпущена в сети сетевой организации надлежащего качества, что подтверждается сертификатом соответствия №РОСС RU C-RU.3A08.B.00012/19 на электрическую энергию, отпускаемую в электрические сети общего назначения потребителям из распределительных электрических сетей и свои обязательства Общество выполнило и выполняет надлежащим образом. По требованию о перерасчете начислений по прибору «ФОБОС» истцу необходимо доказать, что её индивидуальный прибор находится в исправном состоянии с неистекшим межповерочным интервалом и то, что у ответчика не имелось оснований для установки прибора учета «ФОБОС».

В дополнительных письменных пояснениях представитель ответчика ссылался на то, что у АО «АтомЭнергоСбыт» отсутствует на расчетах абонент с фамилией ФИО2 По точке поставки <адрес> открыт лицевой счет в отношении ФИО1., который состоит в договорных отношениях с АО «АтомЭнергоСбыт» с апреля 2014 г. Каких-либо обращений в компанию о переоформлении указанного лицевого счета на имя ФИО2 не поступало. 23.08.2019 потребителю ФИО1 представителями сетевой организации был установлен интеллектуальный прибор учета «Фобос». При допуске прибора учета потребитель не явился. С 2019 г. до 2021 г. каких-либо возражений об установке ПУ от потребителя не поступало. Более того, потребитель ежемесячно производит оплату за потребленную электрическую энергию по установленному прибору учета. Данная информация отражена в лицевой карте.

16.12.2020 г. oт ФИО3 поступила претензия с требованиями установить причину несанкционированного отключения электроэнергии по адресу <адрес>, произвести замену ПУ, установить причины потребления электроэнергии при отсутствии проживающих, произвести перерасчет, установить факт субабонента, установить факт хищения и принять соответствующие меры. В ответ на поступившую претензию, представители Осташковскогго участка АО «АтомЭнергоСбыт» направили заявку в сетевую организацию с целью проведения проверки по данному адресу, а с представителем потребителя состоялся разговор по телефону. В результате проведенной проверки сетевой организацией установлен факт нагрузки и потребления электрической энергии жилым домом <адрес>.

Представитель АО «АтомЭнергоСбыт» полагает, что заявленные требования ФИО2 не подлежат рассмотрению и не подлежат судебной защите, т.к. истец не состоит в договорных отношениях с ответчиком.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание третьего лица ФИО7

Выслушав истца ФИО2, её представителя по доверенности ФИО3, представителя ответчика ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» на основании доверенности ФИО4, представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» на основании доверенности ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

03.08.2021 Межрайонной ИФНС России №46 по г.Москва в Устав ПАО «МРСК Центра» внесены изменения в связи с переименованием организации на ПАО «Россети Центр».

В силу ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст.544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В ст.543 ГК РФ предусмотрено право энергоснабжающей организации проверять показания, правильность работы и правильность подключения прибора учета.

Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», устанавливающим правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в ст.37 определено, что на розничном рынке отношения между поставщиками электрической энергии (энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками) и покупателями электрической энергии регулируются на основании договора.

В соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , является ФИО1

Согласно представленным истцом сведениям, имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, на указанном земельном участке расположен жилой дом.

Приказом Министерства энергетики РФ от 19.03.2014 №116 статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен с 01.04.2014 ОАО «АтомЭнергоСбыт» в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Центра», а именно, административных границ Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт».

Между АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» (заказчик) и ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (исполнитель) заключен договор от 01.04.2014 об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Согласно п.2.1 данного договора, исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности исполнителю по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, к объектам электрического хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика.

Между АО «АтомЭнергоСбыт» и ФИО1. заключен договор энергоснабжения в силу ст.540 ГК РФ, согласно которому точкой поставки электрической энергии является дом №19 в д.Поселье Осташковского городского округа Тверской области.

Из выставленного к оплате счёта-извещения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» для внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует, что на имя ФИО1 открыт лицевой счёт по адресу помещения: жилой дом <адрес>.

Из справок нотариуса нотариального округа – город Москва от 17.09.2020, 01.03.2021 следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, наследником по завещанию на всё его имущество является супруга ФИО2, наследником, имеющим право на обязательную долю в наследстве на основании ст.1149 ГК РФ, является мать наследодателя, ФИО7 принявшая наследство по закону.

Как указано истцом, не опровергнуто материалами дела, на дату рассмотрения дела судом иных наследников, имеющих право на долю наследственного имущества ФИО1 и принявших наследство в установленном законом порядке, не имеется.

Истец, являющаяся наследником ФИО1, обратилась в суд с иском, направленным на защиту нарушенных, по её мнению, прав, связанных с необоснованным расчётом и начислением оплаты за коммунальные услуги по обеспечению электроэнергией, обязанность по оплате которых перешла к ней.

Как следует из изложенных в иске сведений, семья ФИО1, владела земельным участком и жилым строением по адресу: <адрес>, используя их для сезонного проживания, как дачу, продолжительностью от трех недель до месяца в году.

В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ

«Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п.6 Правил).

Согласно подп.«в» п.7 Правил процедура технологического присоединения включает, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

В соответствии с подп.«а» п.16 Правил договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

На основании договора от 10.04.2013 с приложениями в виде технических условий для присоединения к электрическим сетям от 10.04.2013, акта разграничения балансовой принадлежности сторон, заключённого между ОАО «МРСК Центра» и ФИО1, в соответствии с актом проверки состояния схемы измерения от 09.04.2013, актом об осуществлении технологического присоединения №80701599 от 12.04.2013, осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО1 к электрическим сетям для электроснабжения жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером в д.<адрес>.

Истцом представлен в материалы дела рабочий проект «Монтаж трёхфазного ответвления от ВЛ-0,4 кВ с установкой выносного учёта на фасаде» шифр: ТП-ТВ/4/2012, сведений о согласовании которого с собственником жилого дома ФИО1 на дату его утверждения не имеется.

В рассматриваемом случае прибор учёта потребления электрической энергии был установлен на опоре, то есть на границе балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка – потребителя и сетевой организации, в соответствии с представленным в материалы дела проектом «Монтаж трёхфазного ответвления от ВЛ-0,4 кВ с установкой выносного учёта на опоре» шифр ТП-ТВ/5/2012. Согласно проекту, место размещения выносного пункта учёта – опора ВЛ-0,4 кВ, находящаяся вблизи границы земельного участка; расстояние от опоры ВЛ-0,4 кВ до присоединяемого объекта – не более 20 метров; исполнение ввода – воздушный.

Согласно акта о выполнении технических условий от 12.04.2013 для осуществления технологического присоединения заявителем установлен прибор учёта электроэнергии Меркурий 230 АМ-02 .

Акт об осуществлении технологического присоединения в соответствии с условиями договора подписан заявителем ФИО1 без замечаний и претензий к МРСК.

Представленными в материалы рассматриваемого дела фотоматериалами подтверждается фактическое размещение на опоре ВЛ-0,4 кВ, находящейся вблизи границы земельного участка, принадлежащего ФИО1, двух приборов учёта потребления электрической энергии. Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.

При этом, основания заявленных исковых требований фактически сводятся к несогласию с установкой и вводом в эксплуатацию прибора учёта «Фобос 3» и произведением расчёта начислений за потреблённую электроэнергию на основании данного прибора учёта.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией определены Основными положениями функционирования розничных рынков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (Основные положения №442).

В соответствии с положениями п.138 Основных положений №442, в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.

Таким образом, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, установленных в отношении жилых домов, осуществляется в соответствии с Основными положениями №442.

Пунктом 136 Основных положений №442 предусмотрено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику); в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности).

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).

Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.

Согласно п.140 Основных положений №442, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Пунктом 141 Основных положений №442 предусмотрено, что для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, постановления Правительства РФ от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке), а также требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчетные приборы учета). Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие указанным требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

С 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г. До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.

В соответствии с п.142 Основных положений №442, если приборы учета, соответствующие требованиям настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию;

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Расчет величины потерь электрической энергии осуществляется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Как следует из п.153 Основных положений №442 допуск к эксплуатации прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым - тринадцатым настоящего пункта. Процедура допуска к эксплуатации прибора учета не требуется, в случае если в рамках процедуры установки (замены) прибора учета или смены собственника прибора учета сохраняются контрольные пломбы и знаки визуального контроля, установленные ранее при допуске к эксплуатации соответствующего прибора учета.

Сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа.

При технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям допуск к эксплуатации приборов учета электрической энергии, установленных в процессе технологического присоединения, осуществляется сетевой организацией, а коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии - гарантирующим поставщиком одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя, предусмотренным Правилами технологического присоединения.

Для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета сетевая организация, если иное не установлено Правилами технологического присоединения, обязана не менее чем за 5 календарных дней до проведения осмотра присоединяемых электроустановок заявителя пригласить для участия в процедуре указанного допуска гарантирующего поставщика, в зоне деятельности которого расположены присоединяемые электроустановки, и субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор.

Допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска.

Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением №16 к Правилам технологического присоединения.

С 1 января 2022 г. при составлении акта допуска прибора учета к эксплуатации в разделе «прочее» акта указывается выбранный потребителем способ направления уведомления о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), если установлен соответствующий прибор учета электрической энергии.

Акт допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. При отказе уполномоченного представителя приглашенного лица от подписания составленного акта в нем делается соответствующая отметка. Отказ уполномоченного представителя приглашенного лица от подписания составленного акта не является основанием для недопуска прибора учета в эксплуатацию.

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц и (или) их представителей из числа тех, кому направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, такая процедура проводится без их участия. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

Из копии акта филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» №6900R031-ЕВ380556 допуска прибора учёта АИИС КУЭ в эксплуатацию от 23.08.2019 следует, что в точке присоединения КТП-10кВ №118 (Поселье), находящейся на балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», на опоре установлен ПУ «Фобос 3» с заводским номером . Учёт электроэнергии осуществляется по объекту, в отношении которого открыт лицевой счёт , адрес объекта: <адрес>. Потребитель ФИО1 на составление данного акта не явился.

Также из акта следует, что на дату установки ПУ «Фобос 3» у потребителя имелся счётчик электроэнергии «Меркурий 230 АМ 230/400В10-100А1» с номером .

Как усматривается из списков внутренних почтовых отправлений от 09.08.2019, 10.09.2019, уведомление о процедуре допуска прибора учёта в эксплуатацию, а впоследствии – копия акта допуска направлялись ФИО1 по адресу: <адрес>.

Неверное указание адреса потребителя при направлении уведомления о допуске нового прибора учёта в эксплуатацию и в акте допуска прибора учёта в эксплуатацию, вопреки доводам истца, не свидетельствует о том, что прибор учёта поставлен в отношении иного жилого дома. Из акта следует, что учёт электроэнергии осуществляется по объекту, в отношении которого открыт лицевой счёт .

Данный лицевой счёт (с указанием региона №69 () открыт на имя потребителя ФИО1 по адресу объекта: <адрес>.

Кроме того, из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 17.08.2021 следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>.

Неявка потребителя на составление акта допуска прибора учёта в эксплуатацию ввиду ненадлежащего его извещения достаточным основанием для признания необоснованным установки и ввода в эксплуатацию прибора учёта не является.

Основными положениями №442 предусмотрено право сетевой организации до 01.01.2022 осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). При этом, безусловного запрета на установку нового прибора учёта до выхода из строя прежнего ПУ, истечения срока эксплуатации или интервала между поверками ПУ, Основные положения не содержат.

Из лицевой карты потребителя ФИО8 (лицевой счёт , адрес объекта: <адрес>) следует, что учёт потребления электроэнергии по указанному адресу осуществлялся с апреля 2014 года по август 2019 года на основании показаний ПУ . 01.09.2019 произведено окончательное снятие показаний указанного ПУ и в дальнейшем с сентября 2019 года учёт производился по показаниям прибора учёта , включённого в АИИС КУЭ.

Поскольку ПУ «Фобос 3» с заводским номером согласно составленному акту 23.08.2019 введен в эксплуатацию, учёт потребления электроэнергии по объекту – дом <адрес> обоснованно с сентября 2019 года осуществлялся по показаниям данного ПУ.

Истец при обращении в суд ссылалась на неверное определение объёма потребления электрической энергии прибором учёта, введенным в эксплуатацию, а также на возможное несанкционированное подключение к сети субабонента, потребление которого учитывается в лицевом счёте ФИО1

Статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что интеллектуальной системой учёта электрической энергии (мощности) является совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при использовании интеллектуальной системы учёта электрической энергии (мощности), сбор, передача и обработка информации, в том числе об объёмах потребления конкретным потребителем, осуществляется удалённо с помощью соответствующих приборов учёта, включённых в систему.

Согласно копии акта Осташковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» внеплановой проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта от 11.11.2020, составленного в отсутствие потребителя, по адресу: <адрес> лицевой счёт , установленный на опоре 0,4 кВ ПУ «Фобос 3» пригоден к коммерческим расчётам за потребляемую электрическую энергию.

В соответствии с копией акта Осташковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» внеплановой проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта от 28.06.2021, составленного в присутствии представителя истца ФИО3, по адресу: <адрес>, лицевой счёт , установленный на опоре 0,4 кВ ПУ «Фобос 3» пригоден к коммерческим расчётам за потребляемую электрическую энергию. Наличия подключений от прибора учёта электрической энергии до кабелей, уходящих в землю на территорию потребителя, не выявлено.

Из сообщения Осташковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 12.07.2021 следует, что 28.06.2021 в ходе совместной проверки потребителя ФИО1 в присутствии представителя потребителя ФИО3 ПУ Фобос 3 , л/сч по адресу: <адрес> и осмотра эл.установок потребителя было выявлено, что ПУ учитывает, потребленную эл.энергию, согласно замерам, с допустимой погрешностью 0,5%, что подтверждает правильность учёта потребляемой эл.энергии.

ФИО9 Меркурий 230 АМ-02 учитывает потребленную эл.энергию без расхождений с ПУ , что также подтверждает правильность работы ПУ Фобос З .

В ходе замеров наблюдались скачки нагрузки до 8,4А на каждой фазе. После осмотра с замерами эл.установок потребителя было выявлено, что в бане установлено эл.отопление. Отопительные батареи и система водяного отопления на момент проверки были горячие на ощупь, нагрузка 8,4А на каждой фазе на входе кабелей в автомат в распределительном щите бани зафиксирована токоизмерительными клещами. Наличие посторонних подключений от счетчика до кабелей, уходящих под землю на территорию потребителя, не выявлено. ПУ к коммерческим расчетам за потребляемую эл.энергию в качестве расчетного учёта пригоден.

Таким образом, в ходе проведённых проверок доводы истца о неверном определении объёма потребления электрической энергии прибором учёта Фобос 3 и несанкционированном подключении к сети субабонента, потребление которого учитывается в лицевом счёте ФИО1, своего подтверждения не нашли.

В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика ПАО «Россети Центр» обязанности произвести демонтаж обоснованно установленного прибора учёта АИИС КУЭ Фобос 3 и производить учёт потребления электроэнергии по прибору учёта электроэнергии Меркурий .

Кроме того, в силу п.154 Основных положений №442 демонтаж приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), для случаев, не связанных с их заменой, допускается только при необходимости проведения работ по капитальному ремонту или реконструкции объектов в местах установки соответствующих приборов учета.

Оснований для возложения на ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» обязанности произвести перерасчёт начислений за оказанные услуги по передаче электрической энергии суд также не усматривает, поскольку оплата начислена исходя из показаний обоснованно установленного и введённого в эксплуатацию прибора учёта с применением действующих тарифов.

Допустимых доказательств начисления оплаты с нарушением требований действующего законодательства, с применением необоснованно применённых объёмов потребления, суду со стороны истца не представлено.

Оснований для возложения на ответчика ПАО «Россети Центр» обязанности произвести подключение объекта по адресу: <адрес> энергоснабжению в соответствии с «Рабочим проектом» шифр ТП-ТВ/4/2012 от 10.04.2013 суд также не усматривает, поскольку с сентября 2019 года по данному объекту применяется в качестве расчётного установленный сетевой организацией прибор учёта Фобос 3. Ранее применяемый для расчётов прибор учёта электроэнергии Меркурий 230 АМ-02 установлен в апреле 2013 года с участием потребителя ФИО8, подписавшего акт об осуществлении технологического присоединения в соответствии с условиями договора без замечаний и претензий к сетевой организации.

Таким образом, основания для удовлетворения заявленных исковых требований суд не усматривает.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцу в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО2 к ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», АО «АтомЭнергоСбыт» о возложении обязанности произвести подключение объекта к энергоснабжению в соответствии с указанным истцом рабочим проектом, произвести демонтаж установленного прибора учёта и производить учёт потребления электроэнергии по ранее установленному прибору учёта, произвести перерасчёт начислений за оказанные услуги – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 10.09.2021.

Дело №2-562/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-008168-88)