ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5630/20 от 20.04.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2020-007170-98 Дело № 2-782/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Дегтяревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 и ФИО4 к Администрации г. Липецка, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» о признании незаконным постановления от 30.08.2013 года о снятии с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидий на условиях областной целевой программы и восстановлении в списке с момента первичной постановки на учет; возложении обязанности включить семью в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы и выдать свидетельство для получения социальной выплаты на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ребенка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО4 обратились с иском к Администрации г. Липецка, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области», указав, что постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ семья Ж-вых была принята на учет молодых семей, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья и включена в список участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ».

В связи с рождением ребенка ФИО2 истцы Ж-вы получили в 2015 году социальную выплату на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья в сумме 513 900 руб. для погашения ипотечного кредита по договору № 01/0864-13/48-инс от 21.05.2013 года, что подтверждается свидетельством от 28.04.2015 года.

ДД.ММ.ГГГГ в семье истцов родился ребенок ФИО3. Истец ФИО4 обратился в ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ребенка.

Однако в ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в выдаче указанного свидетельства в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальных выплат, а также в связи с превышением возраста 35 лет.

Данный отказ является неправомерным, так как кредитный договор был заключен 21.05.2013 года – после признания семьи истцов участницей подпрограммы, ребенок ФИО3 родилась в период действия договора ипотечного кредитования.

Семья ФИО10 отвечала критериям молодой семьи, установленным п. 3 ст. 2 Закона Липецкой области № 120-ОЗ от 27.12.2007 года.

Однако Администрация г. Липецка вынесла незаконное постановление от 30.08.2013 года о снятии семьи истцов с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидии для приобретения и строительства жилья на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы».

ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» безосновательно исключило семью Ж-вых из участников подпрограмммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» на 2020 год, ссылаясь на превышение одним из супругов возраста 35 лет, и отказало в выдаче свидетельства по получение субсидии при рождении ребенка.

В связи с изложенными обстоятельствами истцы просили суд:

- признать незаконным постановление Администрации г. Липецка от 30.08.2013 года о снятии семьи истцов с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидий на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы»;

- возложить обязанность на Администрацию г. Липецка восстановить семью истцов в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на указанный учет;

- возложить на ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» обязанность включить семью истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2020 году, и выдать свидетельство для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка - ФИО3.

Определением Советского районного суда г. Липецка от 20.04.2021 года производство по данному делу в части исковых требований ФИО1 и ФИО4 к Департаменту ЖКХ администрации г. Липецка о возложении обязанности восстановить семью истцов в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на указанный учет - прекращено.

Истцы ФИО1 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истцов ФИО5 в судебном заседании исковые требования к администрации г. Липецка и ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в иске и письменных объяснениях (л.д. 91 - 92).

Дополнительно объяснил, что заявление ответчика о пропуске истцами срока исковой давности по требованию о признании незаконным постановления Администрации г. Липецка от 30.08.2013 года является необоснованным, так как о факте снятия молодой семьи с соответствующего учета истцы узнали при получении оспариваемого постановления.

Ответчик – представитель администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 84 - 87).

В предыдущем судебном заседании объяснил, что социальная выплата молодым семьям выплачивается для погашения жилищного займа или ипотечного кредита, полученного до 01.01.2011 года. В ходе проверки при формировании списка молодых семей – участников подпрограммы было установлено, что истцы Ж-вы по договору купли-продажи от 23.05.2013 года приобрели <адрес>, площадью 68,7 кв.м. В связи с утратой нуждаемости в жилом помещении, а также в связи с получением кредита и приобретением жилого помещения после 01.01.2011 года, ФИО1 утратила основания, дающие право на получение социальных выплат, поэтому постановлением от 30.08.2013 года она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Иск о признании оспариваемого постановления администрации г. Липецка заявлен Ж-выми после истечения срока исковой давности. В связи с изложенными обстоятельствами просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчик - представитель ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» ФИО6 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что постановлением Администрации г. Липецка от 30.08.2013 года семья истцов снята с учета молодых семей, имеющих право на получение социальных выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с утратой оснований, а также с достижением одним из супругов возраста 35 лет; решение об исключении семьи Ж-вых из списка молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы принято в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Закона Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие при предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья.

Согласно п. 3 ст. 2 указанного Закона участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" (далее - участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей") - молодые семьи, в том числе молодые семьи, имеющие одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие в совокупности следующим требованиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти области в сфере строительства и архитектуры решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренными приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила предоставления социальных выплат);

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Участниками подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" являются также молодые семьи, признанные участниками областных целевых программ "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".

В силу ст. 3 Закона Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ социальные выплаты участникам подпрограмм предоставляются на:

- приобретение или строительство жилья;

- погашение ипотечного жилищного кредита при рождении (усыновлении) ребенка;

- компенсацию части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам;

- субсидирование первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита.

Социальные выплаты, определенные частью 1 настоящей статьи, предоставляются на безвозвратной основе в виде субсидий.

Право участников подпрограмм на получение социальных выплат удостоверяется свидетельством, которое является именным и не подлежит передаче другому лицу.

Срок действия, форма и порядок выдачи свидетельства на приобретение или строительство жилья устанавливаются:

- по подпрограммам "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения", "Свой Дом", подпрограмме "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" (далее - подпрограмма "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей") нормативным правовым актом администрации области;

- по подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" приложением 3 к настоящему Закону.

Срок действия, форма и порядок выдачи свидетельства на погашение ипотечного жилищного кредита при рождении (усыновлении) ребенка, компенсацию части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам устанавливаются нормативным правовым актом администрации области.

В соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ участникам подпрограмм "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей", "Ипотечное жилищное кредитование", "Свой Дом" - работникам бюджетной сферы, "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" - гражданам, не достигшим 35-летнего возраста на момент получения ипотечного жилищного кредита, предоставляется социальная выплата на погашение ипотечного жилищного кредита при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка в размере, определяемом приложением 2 к настоящему Закону.

Участникам подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" предоставляется социальная выплата на погашение ипотечного жилищного кредита при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка до полного его погашения при одновременном соблюдении следующих условий:

- заключение договора ипотечного жилищного кредита после принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей подпрограммы;

- рождение (усыновление) ребенка в период со дня заключения договора ипотечного жилищного кредита и до полного его погашения.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы; включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением администрации Липецкой области № 480 от 28.12.2010 года была утверждена областная целевая программа «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы».

Судом установлено, что истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66 – 73).

Истцы имеют от брака несовершеннолетних детей: ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 131, 132 ).

Из материалов учетного дела (л.д. 47 – 75) следует, что 17.12.2012 года истец ФИО1 обратилась в администрацию г. Липецка с заявлением о включении молодой семьи, состоящей из супругов ФИО4 и ФИО1, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и включении в список на получение субсидий для строительства жилья по программе «Молодая семья» (л.д. 74 - 75).

Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и их использования, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года (в редакции от 22.11.2012 года, действующей на дату постановки ФИО1 на учет), участником областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 вышеуказанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 9 вышеназванных Правил социальная выплата на приобретение или строительство жилья предоставлялась молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящим на учете в органах местного самоуправления, только один раз.

Решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.03.2005 г. № 27 было утверждено Положение о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Липецка», согласно которому учетная норма обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 13,5 кв.м.

ФИО1 с составом семьи 2 человека отвечала критериям нуждаемости, в связи с чем на основании постановления администрации г. Липецка № 2788 от 21.12.2012 года она была принята на учет молодых семей, имеющих право на получение субсидий для приобретения или строительства жилья на условиях Областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на период 2011-2015 годы» (л.д. 54).

21.05.2013 года ФИО4 и ФИО1 заключили с ОАО БАНК ИТБ кредитный договор -инс, по условиям которого банк предоставил заемщикам кредит в сумме 1 400 000 руб. под 10,5% годовых на срок до 30.04.2043 года (л.д. 9 – 16).

Согласно п. 1.2 кредитного договора кредит предоставлен для целевого использования, а именно: для приобретения в целях постоянного проживания залогодателей в общую собственность ФИО4, ФИО1 жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, стоимостью 2 988 450 руб.

В силу п. 1.3 договора обеспечением обязательств по кредитному договору является ипотека недвижимого имущества в силу Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости).

Сумма частичного досрочного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту по договору -инс от 21.05.2013 года составила 513 900 руб.

Остаток основного долга по кредиту по состоянию на 29.10.2020 года составляет 827 865,41 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой ПАО Банка ВТБ (л.д. 21 – 22).

21.05.2013 года истцы ФИО4 и ФИО1 по договору купли-продажи приобрели <адрес> (л.д. 102 - 107).

Согласно п. 2.1 договора указанное жилое помещение приобретено истцами за счет собственных и кредитных средств, предоставленных ОАО БАНК ИТБ согласно кредитному договору -инс от 21.05.2013 года.

Право собственности ФИО4 и ФИО1 в равных долях на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25.05.2013 года (л.д. 49 – 51).

08.07.2013 года ФИО4 обратился в ОБУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты по областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на период 2011-2015 годы» на погашение целевого займа (кредита) по договору -инс от 21.05.2013 года, заключенного с ОАО БАНК ИТБ для приобретения жилья по адресу: <адрес>; при рождении ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из расчета 18 кв.м (л.д. 93 - 124).

28.04.2015 года молодой семье Ж-вых – участнице подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 513 900 руб. на погашение целевого займа (кредита) на приобретение жилья при рождении ребенка (л.д. 88 – 89).

21.07.2020 года ФИО4 обратился в ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение целевого займа (кредита) по договору -инс от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО БАНК ИТБ для приобретения жилья по адресу: <адрес>; при рождении ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из расчета 18 кв.м (л.д. 125 - 164).

07.08.2020 года ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» направило истцу ФИО1 письменный ответ (исх. ) об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов снята с учета в связи с утратой оснований на получение социальных выплат, при этом возраст супруга превышает 35 лет (л.д. 20).

Полагая вышеуказанное постановление Администрации г. Липецка и письменный отказ ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» незаконными и нарушающими право на получение социальной выплаты в связи с рождением ребенка, истцы обратились в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу ст. 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Частью 2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Поскольку Администрация г. Липецка не представила суду доказательств направления ФИО1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, а представитель истцов в судебном заседании ссылался, что истцам стало известно о нарушенном праве только после получения ФИО4 письменного ответа ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» № 2276 от 07.08.2020 года; суд приходит к выводу, что установленный ч. 2 ст. 196 ГК РФ трехгодичный срок исковой давности истцами не пропущен.

Пунктом 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года (в редакции от 22.11.2012 г.), было установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Одним из оснований, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 02.07.2013 г.), является утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года (в редакции от 16.05.2013 г., действующей на дату снятия истца с учета), было предусмотрено, что социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Установив при формировании списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», что истцы Ж-вы заключили кредитный договор -инс 23.05.2013 года и приобрели <адрес>, общей площадью 68,7 кв.м, по договору купли-продажи от 23.05.2013 года; в то время как основанием использования социальной выплаты является погашение основного долга и процентов по жилищному или ипотечному кредиту, полученному до 01 января 2011 года, орган местного самоуправления пришел к выводу об утрате нуждаемости ФИО1 в жилом помещении, утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и 30.08.2013 года принял постановление о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на условиях областной целевой Программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» (л.д. 52 – 53).

Исходя из нормативных положений п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации г. Липецка от 30.08.2013 года принято в соответствии с нормами законодательства, действующими на дату его принятия, нарушения прав истцов не установлено, в связи с чем исковые требования ФИО4 и ФИО1 об отмене указанного постановления и возложении на Администрацию г. Липецка обязанности восстановить семью истцов в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на учет – удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истцов о необоснованности отказа ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с достижением истцом ФИО4 возраста 35 лет, судом не принимаются по следующим основаниям.

В данном случае, 27.04.2019 года истцу ФИО4 исполнилось 35 лет (л.д. 67).

С заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение кредита для приобретения жилья ФИО4 обратился в ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» 21.07.2020 года (л.д. 18).

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ участниками подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" являются молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти области решения о включении указанной молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (в ред. от 01.08.2020 г.), орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 26 указанного Постановления Правительства РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В силу п. 27 данного Постановления Правительства, после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что возраст членов молодой семьи не должен превышать 35 лет при формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Коль скоро семья Ж-вых была снята с учета молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на условиях областной целевой Программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы»; при этом 27.04.2019 года ФИО4 достиг возраста 35 лет, у ответчика ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» отсутствовали основания для включения семьи истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья и выдачи свидетельства для получения социальной выплаты на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ребенка.

Таким образом, исковые требования, заявленные истцами к ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО4 к Администрации г. Липецка, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области»:

- о признании незаконным постановления от 30.08.2013 года о снятии с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидий на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы»;

- возложении обязанности восстановить семью в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на указанный учет;

- возложении обязанности включить семью истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2020 году, и выдать свидетельство для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка ФИО3 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Малыхина

Мотивированное решение

составлено 27.04.2021 г.