ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5632/18 от 25.10.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2018 года г. Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.

при секретаре Савельевой Н.Е.,

с участием представителя истца Михайлова С.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГД-2775,

представителя ответчика Лысенко В.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Д-26,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Лидии Владимировны к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании подготовить проект договора купли-продажи,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ о признании бездействия незаконным, обязании подготовить проект договора купли-продажи.

В обоснование иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа город Уфа было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:011101:151, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Бельская, общей площадью 2171 кв.м., для приобретения его в собственность с выкупом. На вышеуказанном земельном участке расположено домовладение, принадлежащее истцу на праве собственности.

Однако до настоящего времени никакого ответа на обращение истцом не получено, договор выкупа с ним не заключен.

Ответчик спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:011101:151 в собственность с выкупом Михайловой Л.В. не предоставил, чем нарушил положение вышеуказанным норм земельного законодательства.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок отнесен к категории земель «земель населенных пунктов» при этом каких либо ограничений не установлено, уведомление заявителей об установлении обременений не производилось.

На основании вышеизложенного истец просит суд признать бездействие Администрации городского округа город Уфа в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрация городского округа г. Уфа незаконным.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрация городского округа г. Уфа в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011101:151, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Бельская, общей площадью 2171 кв.м, по цене выкупа в размере трёх процентов от кадастровой стоимости земельного участка и направить его для подписания Михайловой Л.В.

В судебном заседании представитель истца Михайлов С.В. отказался от требований в части признания бездействия Администрации городского округа г.Уфа незаконным, остальные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.Суду пояснил, что доводы ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе водоохранной зоны объективно чем-либо не подтверждаются. Также указал на то, что довод ответчика о нахождении жилого дома в аварийном состоянии в силу закона не является основанием для отказа в выкупе земельного участка. Более того, согласно представленного в материалы дела ООО «Межрегиональный центр судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу : г. Уфа, ул. Бельская, является пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта. Истец Михайлова Л.М. намерена произвести капитальный ремонт жилого дома, что соответствует цели использования земельного участка.

Истец Михайлова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменного заявления просила рассмотреть дело без ее участия.

Ответчик Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, согласно ст.113ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Представитель ответчика Лысенко В.А. просила отказать в удовлетворении иска Михайловой Л.В. ввиду нахождения земельного участка во втором поясе водоохранной зоны. Также в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка указала на аварийное состояние объекта недвижимости, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Определением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора МУП «Уфаводоканал».

Представитель третьего лица МУП «Уфаводоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца Михайлова С.В., представителя ответчика Лысенко В.А., изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Михайлова Л.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Бельская, 21 А (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанный объект расположен на земельном участке, с кадастровым номером 02:55:011101:151, площадью 2 171 кв.м.

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, вид разрешенного использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство; категория земель: земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Л.В. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участкав порядке выкупа.

В установленный законом срок истцом ответ полученне был.

Согласно письма МУП «Уфаводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ согласно «Правилам землепользования и застройки городского округа г.Уфа РБ» земельный участок с кадастровым номером: 02:55:011101:151, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Бельская, в границы зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения не входит.

В соответствии с проектом «Зоны санитарной охраны Затонского водозабора МУП «Уфаводоканал», разработанным ООО «АНЕГА-бурение», предусматривается включение территории, на которой расположен указанный земельный участок, вграниц второго пояса зоны санитарной охраны.

В настоящее время проект не утвержден, МУП «Уфаводоканал» ведется корректировка проекта для его утверждения в Министерстве природопользования и экологии РБ.

В соответствии с письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа РБ /ОД от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен на территории, где в установленном порядке разработан и утвержден постановлением Администрации городского округа г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе ГО г.Уфа РБ. В соответствии с данным проектом земельный участок 60/8 предназначен под индивидуальную жилую застройку. Границы проектируемого участка 60/8 соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером: 02:55:011101:151.

Согласно представленного в материалы дела письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа РБ /ОД от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок не расположен на территории общего пользования в границах существующих красных линий, для муниципальных нужд не зарезервирован.

Согласно ответа на судебный запрос за от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Уфаводоканал» не располагает информацией о расположении земельного участка с кадастровым номером: 02:55:011101:151, находящегося по адресу: г.Уфа, ул. Бельская, относительно водоохраной зоны водных объектов.

В соответствии с ответом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа РБ /Т от ДД.ММ.ГГГГ согласно проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе ГО г. Уфа РБ утвержден Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ) на испрашиваемом земельном участке пожарный проезд не предусмотрен.

К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерацииесли иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Для реализации указанного права в соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зона (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участка, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.

В соответствии с п.43.4 Правил рекреационные зоны «Р -1», «Р-2» - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.

Согласно п. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В силу ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:011101:151 изъят, ограничен в обороте, на нем находятся объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также о переводе испрашиваемого участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением материалы дела не содержат.

Ответчиком вопреки положению ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

Приведенный в судебном заседании довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе водоохранной зоны, не может быть принят во внимание, поскольку достоверными, допустимыми доказательствами не подтверждается.

Далее, довод представителя ответчика о нахождении жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в аварийном состоянии в силу закона также не может служить основанием для отказа в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.

Согласно представленного в материалы дела заключения ООО «Межрегиональный центр судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Бельская, 21 А, является пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта.

Доказательств иного материалы дела не содержат.

Как следует из пояснений представителя истца Михайлова Л.М., данных в судебном заседании, истец намерена произвести капитальный ремонт жилого дома.

Проведение капитального ремонта жилого дома соответствует целям использования испрашиваемого земельного участка (индивидуальное жилищное строительство).

Анализируя вышеизложенное, суд с учетом установленных обстоятельств дела, положений приведенных правовых норм, находит исковые требования Михайловой Л.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михайловой Лидии Владимировны к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ о признании бездействия незаконным, обязании подготовить проект договора купли-продажи, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Михайловой Лидии Владимировне проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 02:55:011101:151 общей площадью 2171 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Бельская по цене выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья: Рамазанова З.М.