Дело № 2-5633/2015
Изгот.ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 14 сентября 2015 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Похлебаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.Ю., К.А.В., М.А.К., Н.А.А., Б.С.В., П.О.В., П.М.В., П.А.А. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля, об оспаривании решений о приостановлении кадастрового учета,
установил:
К.А.Ю., К.А.В., М.А.К., Н.А.А., Б.С.В., П.О.В., П.М.В., П.А.А. обратились в суд с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области об оспаривании решений о приостановлении кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований ссылаются на следующее.
Заявителям на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле) принадлежит жилой дом, расположенный по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На общем собрании собственников жилого дома ДД.ММ.ГГГГ заявители пришли к решению о необходимости раздела жилого дома в натуре на отдельные квартиры с прекращением права общей долевой собственности на жилой дом.
С указанным соглашением, а также протоколом общего собрания заявители обратились к кадастровому инженеру с целью подготовки технических планов. После согласования и подписания технических планов заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области с заявлениями об осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости – квартир.
ДД.ММ.ГГГГ Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области были вынесены решения №, № о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании ч.9 ст. 26 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре). Причиной послужило наличие противоречия между представленными заявителями документами (заявители просили о постановке на государственный кадастровый учет квартир), тогда как в Государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) содержатся сведения об объекте недвижимого имущества – жилой дом.
Полагая, что данными решениями государственного органа нарушаются их права и законные интересы, заявители обратились в суд, прося признать незаконными решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№, № о приостановлении осуществления кадастрового учета; обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области осуществить постановку на кадастровый учет квартир №, расположенных в жилом доме по <адрес> на основании технических планов, выданных ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО3 (<данные изъяты> и выдать собственникам кадастровые паспорта на квартиры №, расположенные в жилом доме по <адрес>
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Территориальная администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля, ведущий инженер Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области М.О.А.
В судебное заседание заявители, надлежаще извещенные, не явились, доверив представлять свои интересы К.О.Ю.
В судебном заседании представитель заявителей К.А.Ю., К.А.В., М.А.К., Н.А.А., Б.С.В., П.О.В., П.М.В., П.А.А.К.О.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, в целом дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что право общей долевой собственности на дом жилой лит.<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> признано решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом фактически является многоквартирным, состоит из восьми квартир. Между заявителями отсутствуют какие-либо споры о правах на объект недвижимого имущества, сложился порядок пользования, в связи с чем между ними достигнуто соглашение о разделении объекта. Отказ в осуществлении кадастрового учета квартир нарушает права заявителей на распоряжение принадлежащим им недвижимым имуществом, препятствует осуществлению государственной регистрации права собственности на квартиры.
Представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области по доверенности С.О.В. заявленные требования не признала, представила письменный отзыв, в котором отражено, что Законом о кадастре не предусмотрена постановка на государственный кадастровый учет квартир в жилом доме. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными Решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года №201, земельный участок по <адрес> расположен в зоне <данные изъяты>, допускающей застройку жилыми многоквартирными домами. Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в письме ФГБУ ФКП Росреестра №08-3828-КЛ от 09.12.2013 года, в случаях, когда жилой дом изначально соответствовал характеристикам многоквартирного дома и в связи с этим его реконструкция не проводилась и не требуется, изменение его назначения на «жилой многоквартирный дом» может быть осуществлено в порядке кадастрового учета без наличия сведений о его реконструкции. В случае же, когда жилой дом изначально соответствовал характеристикам многоквартирного дома и его реконструкция не проводилась и не требуется, изменение назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом» может быть осуществлено при принятии решения органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ о предоставлении на условно разрешенный вид использования. Указанное решение уполномоченного органа заявителями предоставлено не было. Учитывая изложенное, представитель государственного органа пояснила, что осуществление кадастрового учета квартир, о котором просят заявители, во внесудебном порядке в данном случае невозможно.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание представителей не направили, судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заявителей, представителя заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу (л.д<данные изъяты>-<данные изъяты>), признано право общей долевой собственности ФИО1 в <данные изъяты> долях, П.А.А. в <данные изъяты> доле, П.М.В. в <данные изъяты> доле на жилой дом лит.<данные изъяты>. общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>. Указанный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым № Право общей долевой собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 (продавец) и ФИО2, М.А.К., П.О.В., Н.А.А., К.А.Ю., К.А.В. (покупатели) ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Ярославской области зарегистрирован переход права общей долевой собственности на жилой дом к покупателям по <данные изъяты> доле к каждому.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и Б.С.В.<данные изъяты> доля в праве собственности отчуждена Б.С.В.
По данным ЕГРП, К.А.Ю., К.А.В., М.А.К., Н.А.А., Б.С.В., П.О.В., П.М.В., П.А.А. также принадлежит на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле каждому) земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, заключено соглашение в порядке ст. 252 ГК РФ о разделе принадлежащего им на праве долевой собственности жилого дома в натуре на отдельные квартиры, в соответствии с которым прекращается право общей долевой собственности на жилой дом и возникает право собственности на квартиры в указанном жилом доме, согласно техническим планам помещений, изготовленным кадастровым инженером ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ: у П.О.В. – квартиру №, М.А.К. - №, Н.А.А. - №, Б.С.В. - №, К.А.Ю. - №, К.А.В. - №, П.А.А. - №, П.М.В. - №.
ДД.ММ.ГГГГ заявители в лице уполномоченного представителя обратились в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости – квартир №-№, расположенных в указанном жилом доме, с приложением свидетельств о государственной регистрации права общей долевой собственности на дом жилой, протокол общего собрания собственников жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешены вопросы о закреплении квартир за собственниками, нумерации квартир, технических планов на квартиры.
Решениями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№, № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета приостановлено на основании ч.9 ст. 26 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости». В обоснование органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, указано, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, а именно: технические планы в форме электронного документа от ДД.ММ.ГГГГ подготовлены в результате выполнения кадастровых работ в связи с представлением в орган кадастрового учета заявлений о постановке на государственный кадастровый учет помещения (квартиры), тогда как по данным Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по <адрес>, является жилым домом. Постановка на кадастровый учет квартиры в жилом доме действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.Право общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> изначально зарегистрировано в ЕГРП на основании вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ впоследствии перешло к ряду иных лиц на законном основании путем совершения сделок купли-продажи. Зарегистрированные права указанных лиц в судебном порядке не оспаривались. В решении Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ также отражено, что фактически жилой дом является многоквартирным, состоит из восьми квартир, споры о порядке пользования отсутствуют.
Пунктом 1 ст.252 установлено, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Указанное соглашение между участниками общей долевой собственности было достигнуто, сторонами соглашения его условия не оспариваются. В орган кадастрового учета также представлены технические планы установленной формы на отдельные квартиры №-№, свидетельствующие о возможности выделения отдельных квартир в натуре.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, перечисленные документы были представлены.
В обоснование своих доводов заинтересованное лицо Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области ссылается на то, что постановка на кадастровый учет квартиры в жилом доме действующим законодательством не предусмотрена. Вместе с тем, решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которым за гражданами признаны права на созданный объект недвижимого имущества, фактически установлено, что дом является многоквартирным, состоит из восьми квартир. Указанному описанию соответствуют технические планы помещений, выполненные кадастровым инженером ФИО3
Кроме того, заинтересованное лицо Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области приводит ссылку на разъяснения, содержащиеся в письме ФГБУ ФКП Росреестра №08-3828-КЛ от 09.12.2013 года, согласно которым в случаях, когда жилой дом изначально соответствовал характеристикам многоквартирного дома и в связи с этим его реконструкция не проводилась и не требуется, изменение его назначения на «жилой многоквартирный дом» может быть осуществлено в порядке кадастрового учета без наличия сведений о его реконструкции. В случае же, когда жилой дом изначально соответствовал характеристикам многоквартирного дома и его реконструкция не проводилась и не требуется, изменение назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом» может быть осуществлено при принятии решения органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ о предоставлении на условно разрешенный вид использования. Указанное решение уполномоченного органа заявителями предоставлено не было, что также является основанием для приостановления, а в дальнейшем, для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица в данной части по следующим причинам.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными Решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года №201, земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым №, находится в территориальной зоне <данные изъяты> - «зона застройки многоэтажными жилыми домами». В соответствии с п.1 ст.36 Правил, градостроительный регламент территориальной зоны <данные изъяты> предусматривает среди основных видов разрешенного использования: многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду; многоквартирные дома (5 - 8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Статья же 39 ГрК РФ, на которую ссылается ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО, регламентирует порядок рассмотрения заявлений физических или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. По отношению к заявителям указанный порядок неприменим, поскольку они являются собственниками земельного участка под жилым домом, и вид разрешенного использования «многоквартирные дома» является основным видом в территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок.
В соответствии с п.1 ст.26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Согласно п.2 указанной статьи осуществление кадастрового учета приостанавливается, в частности, в случаях, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает противоречий между сведениями, содержащимися в ГКН об объекте недвижимости и сведениями, содержащимися в представленных заявителями для осуществления кадастрового учета документах, иных причин, указанных в ст. 26 Закона о кадастре, для проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявители в обоснование своих доводов ссылаются на то обстоятельство, что приостановление осуществление кадастрового учета препятствует государственной регистрации их права собственности на квартиры, ограничивая, таким образом, их право на распоряжение принадлежащим им имуществом.
Суд соглашается с указанными доводами заявителей, считает их обоснованными.
В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление К.А.Ю., К.А.В., М.А.К., Н.А.А., Б.С.В., П.О.В., П.М.В., П.А.А. удовлетворить.
Признать незаконными решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№, № о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> осуществить постановку на кадастровый учет квартир №, № расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> на основании технических планов, выданных ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО3 (<данные изъяты> и выдать собственникам кадастровые паспорта на квартиры №№, расположенные в жилом доме по <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья: А.А.Доколина