ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5634/20 от 17.02.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД: 39RS0001-01-2020-006392-38

2-894/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи: Мухиной Т.А.,

при секретаре Вольных А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к ООО «Центр» о понуждении произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названным иском к ООО «Центр», указывая в обоснование, что департаментом жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля по обращению ФИО2 проведена проверка деятельности ООО «Центр» и МП «Калининградтеплосеть» по факту завышения стоимости услуг по предоставлению тепловой энергии за март и апрель 2020 года в оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии многоквартирным жилом <адрес> в <адрес>. Деятельность по управлению которым, на основании договора от 09 декабря 2019 года осуществляет ООО «Центр».

В ходе проверки был выявлен факт ненадлежащего исполнения ООО «Центр» своих обязательств по договору управления МКД, в части услуг по управлению общим имуществом, выразившиеся в неоднократном грубом нарушении ООО «Центр» правил и сроков предоставления МП «Калининрадтеплосеть» показаний внутридомового прибора учета тепловой энергии.

В результате ненадлежащего исполнения ООО «Центр» своих обязанностей, в части надлежащего функционирования ОДПУ ТЭ и его обслуживания, а также передаче МП «Калининградтеплосеть» показаний, 22 марта 2020 года выведены из расчета показания вышеуказанного ОДПУ ТЭ, начислена плата за потребленную тепловую энергию за период с 22 марта 2020 года по 31 марта 2020 года и за апрель 2020 года по нормативу потребления. При этом плата за январь 2020 года, февраль 2020 года и с 01 марта 2020 года по 21 марта 2020 года начислена по среднему потреблению, а не по показаниям ОДПУ ТЭ.

Таким образом, в результате ненадлежащего качества услуг по управлению МКД, оказанных управляющей компанией, истцу был причинен ущерб в виде завышенной платы за потребленную тепловую энергию в размере 2202,69 рублей.

29 июня 2020 года в адрес ООО «Центр» была направлена претензия с требованием проведения перерасчета платы за услуги, оказываемые по управлению многоквартирным домом, отражаемые в счетах в виде ежемесячной оплаты на сумму причиненного ущерба 2202,69 рублей. В добровольном порядке перерасчет выполнен не был.

Просил обязать ООО «Центр» произвести перерасчет платы за услуги, оказываемые на основании договора от 09 декабря 2019 года, управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> путем уменьшения стоимости оказанных услуг, отражаемых в счетах в виде ежемесячной платы за жилищные услуги по обслуживанию жилья, предъявляемые к оплате через ООО «РИВЦ «Симплекс» по лицевому счету , <адрес> в <адрес> на сумму ущерба в виде завышенной платы за потребленную тепловую энергию, за период с января по апрель 2020 года, причиненного ненадлежащим исполнением обязательств, выразившееся в нарушение сроков и порядка передачи показания ОДПУ ТЭ МП «Калининградтеплосеть» в размере 2202,69 рублей. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом. Предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.

Ответчик и третьи лица по делу МП «Калининградтеплосеть» и Министерство регионального контроля (надзора) Департамент жилищного контроля и надзора в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно положениям статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

При этом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных к Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является потребителем коммунальных услуг, поставляемых МП «Калининградтеплосеть» по отоплению квартиры <адрес>

Как следует из материалов дела в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» поставщик информации (управляющая организация) размещает необходимую информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. На официальном сайте ГИС ЖКХ по состоянию на 21 октября 2020 года размещена информация, что управлением многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляется ООО «Центр», ИНН <***>, ОГРН <***>. Договор управления от 09 декабря 2019 года, период осуществления обязанностей по управлению МКД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Плата за коммунальную услугу по отоплению по многоквартирному дому в период выведения общедомового прибора учета из эксплуатации устанавливается в соответствии с п. 59 (1) Правил №354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период6 месяцев, но не менее 3 месяцев, после истечения 3 месяцев- по нормативу, в соответствии с п.60 (1) Правил №354.

Как следует из материалов дела МКД по <адрес> был оснащен ОДПУ ТЭ Саяны КСТ- 22, заводской номер

Пунктом 111 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 13.02.2019) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Пунктами 23 и 24 названного постановления предусмотрено, что сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией. Потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца.

В связи с нарушением сроков и порядка предоставления управляющей организацией ежемесячных сроков и порядка предоставления ежемесячных отчетов показаний ОДПУ ТЭ, в соответствии с п.119 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №1034 прибор был выведен из коммерческого расчета. Срок действия поверки указанного прибора истек 20 сентября 2020 года.

В силу положений пп. у(2)) п. 31 Правил №354 управляющая компания обязана осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами.

Согласно письменным пояснениям МП «Калининградтеплосеть», представленных суду, расчет оплаты за тепловую энергию производился с 22 декабря 21019 года по 31 марта 2020 года в соответствии с положениями п.59(1) Правил №354.

Оценивая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что управляющей компанией допущены нарушения в части не проведения своевременной поверки прибора ОДПУ ТЭ, а также по своевременному направлению показаний прибора. В результате чего начисление оплаты по отоплению произведено в соответствии с положениями п.59 (1) Правил №354.

Нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу в указанном порядке судом не установлено.

Принимая во внимание, что в настоящее время прибор выведен из коммерческого расчета и по сообщению представителя истца демонтирован, оценить причиненный истцу ущерб, как и установить действительно ли имело место причинение ущерба, не представляется возможным. Приведенный истцом подсчет является предположительным.

В связи с указанным, оснований для удовлетворения иска в части обязания произвести перерасчет платы за услуги, оказываемые управляющей компанией путем уменьшения стоимости услуг на сумму ущерба в размере 2202,69 рублей не имеется.

В соответствии с положениями ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание бездействие ответчика по оказанию услуг в части не своевременной поверки ОДПУ ТЭ, а также не передаче показаний ОДПУ ТЭ, суд полагает, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

Учитывая обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

С учетом положений статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», принимая во внимание обстоятельства дела, с ответчика подлежит взысканию штраф 50% от взыскиваемой суммы в пользу истца в размере 2500 руб. (50% от 5000).

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Центр» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф 2500 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в месячный срок, начиная с даты изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2021 года.

Судья: Т.А. Мухина