Дело № 2-5634/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 г.
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Шерове Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске,
Дело по иску Благовещенского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,
У с т а н о в и л :
Благовещенский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском. Указал, что при проверке, проведенной прокуратурой, установлено, что объекты транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» не охраняются подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) юридическими лицами, аккредитованными для этой цели в установленном порядке.
Прокурор требует: признать незаконными действия ответчика по необеспечению охраны объектов транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами; обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить охрану объектов транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, высказывал те же доводы. Пояснил, что перечень объектов транспортной структуры аэропорта определен в документах, предназначенных для служебного пользования.
Представитель ответчика иск не признала. Пояснила, что не оспаривает доводы прокурора о том, что ответчиком используются объекты транспортной инфраструктуры, подлежащие охране в порядке Федерального закона «О транспортной безопасности», что нарушения этого закона, указанные в иске, имеются.
Также пояснила, что периметр аэропорта охраняется ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» на основании контракта от 27 декабря 2017 г.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что спорные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку на момент предъявления иска невозможно определить исчерпывающий перечень лиц, законные права и интересы которых затрагиваются спорными правоотношениями.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4, 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В силу ч.ч. 1, 5, 6 ст. 4 этого же Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
В соответствии с п. 7.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных положений следует, что в целях транспортной безопасности охрана объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства должны осуществлять только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Обязанность по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на собственников объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или на лиц, использующие их на ином законном основании.
Доводы прокурора о том, что объекты транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» не охраняются подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами, ответчиком не оспаривались.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что ответчик, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не обеспечил безопасность принадлежащего ему объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, что создает условия для возникновения негативных последствий, связанных с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Заявленный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден – 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» по необеспечению охраны объектов транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.
Обязать ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления данного решения в законную силу обеспечить охрану объектов транспортной инфраструктуры ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.
Взыскать с ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» государственную пошлину в доход местного бюджета – 6 000 рублей.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя данный срок с 09 июля 2018 г.
Судья
Решение в окончательной (мотивированной) форме принято 08 июля 2018 г.
Судья Бережнова