Дело №2-5636/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре судебного заседания Ларёвой А.В.,
с участием помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Бабий И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Николаевского-на- Амуре транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Босандур Два» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности судоходства,
у с т а н о в и л:
И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО «Босандур Два» с иском об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности судоходства. Требования обосновал тем, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры исполнения законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном, морском транспорте от ДД.ММ.ГГГГ№ выявлены нарушения в деятельности ООО «Босантур-2» законодательства о безопасности судоходства. Согласно ответа ФАУ «РРР» на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ООО «Босантур-2» буксир-толкач «РТ-295» судового свидетельства об управлении безопасностью не имеет. Из ответа ФБУ «Администрация Амурводпуть» на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что судно «РТ-295» эксплуатируется с экипажем, поскольку имеет свидетельство о минимальном составе экипажа судна, согласно которого минимальный экипаж судна состоит из пяти человек. Согласно выписке из Информационной системы государственного портового контроля судно «РТ-295» эксплуатируется ООО «Босантур-2» на внутренних водных путях, где и осуществлялась проверка. Бездействие судовладельца по получению судового свидетельства об управлении безопасностью противоречит требованиям ч.6 и ч.8 ст.34.1 КВВТ РФ, не отвечает требованиям безопасности судоходства и создает реальную угрозу транспортного происшествия, возникновения чрезвычайных ситуаций, что может повлечь за собой тяжкие последствия. На основании изложенного просит обязать ООО «Босантур Два» предъявить организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судно «РТ-295» для проверки, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями ст.34.1 КВВТ РФ, применяется на судне «РТ-295» надлежащим образом, и получить судовое свидетельство об управлении безопасностью на указанное судно в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Босандур Два» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании помощник Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Бабий И.В. суду пояснил изложенное в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Бабий И.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ. Согласно указанной норме прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Судом на основании представленных в материалы дела документов установлено, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры исполнения законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном, морском транспорте от ДД.ММ.ГГГГ№ выявлены нарушения в деятельности ООО «Босантур-2» законодательства о безопасности судоходства.
Согласно представленного свидетельства о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна внутреннего плавания № т ДД.ММ.ГГГГ судно буксир-толкач. Пр №Б, т/х «РТ-295» принадлежит ООО «Босантур-2».
Согласно ответа ФАУ «РРР» принадлежащий ООО «Босантур-2» буксир-толкач «РТ-295» судового свидетельства об управлении безопасностью не имеет.
Согласно ответа ФБУ «Администрация Амурводпуть» от ДД.ММ.ГГГГ судно «РТ-295» эксплуатируется с экипажем, поскольку имеет свидетельство о минимальном составе экипажа судна, согласно которого минимальный экипаж судна состоит из пяти человек.
Согласно выписке из Информационной системы государственного портового контроля судно «РТ-295» эксплуатируется ООО «Босантур-2» на внутренних водных путях.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, и определяет их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с п.2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ.
В силу п.п.1, п.5 ст.34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов, соответствующую условиям, указанным в п.п.1-14 п.1 данной статьи, которая должна быть подтверждена документом о ее соответствии, выданным судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
Частью 2 статьи 34.1 КВВТ РФ установлено, что правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Во исполнение данной нормы права приказом Минтранса России от 11.09.2013 №287 утверждены Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов.
Согласно ч.8 ст.34.1 КВВТ РФ, п.2 Правил СУБ если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров РФ, требования статьи 34.1 КВВТ считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
В силу ч.6 ст.34.1 КВВТ РФ судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом.
Приказом Минтранса России от 25.09.2012 №355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Таким образом, судом установлено наличия бездействия судовладельца по получению судового свидетельства об управлении безопасностью, что противоречит требованиям ч.6 и ч.8 ст.34.1 КВВТ РФ.
Согласно ч.5 ст.34.1 КВВТ РФ эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч. 6).
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (ч.8).
Таким образом, часть 5 статьи 34.1 КВВТ РФ обязывает судовладельца осуществлять эксплуатацию судов исключительно при наличии у него документа о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи.
Подтверждением того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями ст.34.1 КВВТ РФ, применяется на судне надлежащим образом, является судовое свидетельство об управлении безопасностью (ч. 6 ст. 34.1 КВВТ РФ).
Эксплуатация судна «РТ-295» ООО «Босантур-2» в отсутствие подтверждения (судового свидетельства) не отвечает требованиям безопасности судоходства и создает реальную угрозу транспортного происшествия, возникновения чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, может повлечь за собой тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников Компании, членам экипажей иных судов, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц, в связи с чем
В нарушение установленных норм система управления безопасностью судов до настоящего времени не разработана и не согласована. Кроме того, в нарушение требований ч.6 ст.34.1 КВВТ РФ до настоящего времени судовладельцем не получены судовое свидетельство об управлении безопасностью на «РТ-295», выданное организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
Не представлено таких документов и в судебное заседание.
Таким образом, с учетом изложенных доводов, принимая во внимание, что соблюдение наличия системы управления безопасностью судов является обязательным условием эксплуатации судна, суд считает необходимым заявленные требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворить.
Согласно ч.ч.1,2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание изложенное, поскольку для исполнения решения суда объективно требуется время, суд полагает возможным установить исполнимые сроки для реализации решения суда 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Босандур Два» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности судоходства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Босандур Два» в срок один месяц со дня вступления решения в законную силу предъявить организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судно «РТ-295» для проверки, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями ст.34.1 КВВТ РФ, применяется на судне «РТ-295» надлежащим образом, и получить судовое свидетельство об управлении безопасностью на указанное судно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий И.В. Пляцок
Копия верна: судья И.В. Пляцок
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2017 года