ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5637/13 от 16.10.2013 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-5637/13 мотивированное решение изготовлено 16 октября 2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2013 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Холкиной О.А.,

при секретаре Абрамовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесниковой Д.Г об оспаривании решения Аппарата Правительства Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

Колесникова Д.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Аппарата Правительства Мурманской области об исключении ее из кадрового резерва. В обосновании заявления указано, что решением конкурсной комиссии от Дата она включена в кадровый резерв управления финансового обеспечения Аппарата Правительства Мурманской области. Дата ею получено уведомление о том, что в соответствии с положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе МО, утверждённым постановлением Губернатора Мурманской области от Дата, приказом Аппарата Правительства Мурманской области от Дата №*** «Об исключении из кадрового резерва Аппарата Правительства МО в связи с истечением трёхлетнего срока пребывания в кадровом резерве. Полагает, что нарушено её право на поступление и прохождение гражданской службы, так как существует единая конкурсная система поступления на государственную гражданскую службу, которая предусматривает нахождение в кадровом резерве. Просит суд признать решение Аппарата Правительства Мурманской области несоответствующим требованиям Федерального законодательства.

В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявления настаивала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении. В дополнение указала, что на момент зачисления её в кадровый резерв действовало постановление Губернатора Мурманской области от Дата №*** «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области», в котором не был предусмотрен срок нахождения в кадровом резерве. Согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в связи с чем она считает, что поскольку она была поставлена в кадровый резерв до принятия нового Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области от Дата, которым предусмотрен срок нахождения в кадровом резерве, то решение об ее исключении, основанное на вновь принятом нормативном акте, является незаконным.

Представитель заинтересованного лица Аппарата Правительства Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что руководитель Аппарата Правительства МО, издавая приказ об исключении из кадрового резерва лиц, которые состояли в нем более 3-х лет, в том числе Колесникову Д.Г., учитывал, что она находилась в кадровом резерве с Дата, при этом действовал в полном соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы государственной гражданской службы, а выводы Колесниковой Д.Г. о неправомерном исключении её из кадрового резерва основаны на неправильном толковании норм материального права. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1.1 «Положения об Аппарате Правительства Мурманской области», утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области №225-ПП от 28.05.2009 года, (действовавшего в период постановки заявителя в кадровой резерв) Аппарат Правительства Мурманской области (министерство) является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, образуется для обеспечения деятельности Губернатора Мурманской области (далее Губернатор) и Правительства Мурманской области (далее Правительство), а также для организации контроля за выполнением органами исполнительной власти Мурманской области принятых Губернатором и Правительством решений, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В настоящее время действует Положение об Аппарате Правительства Мурманской области, утвержденное Постановлением Правительства Мурманской области №*** от Дата, в п.№*** которого содержатся аналогичные нормы.

В судебном заседании установлено, что Колесникова Д.Г. приказом №*** от Дата по итогам проведённого конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в управление финансового обеспечения Аппарата Правительства Мурманской области была включена в кадровый резерв Аппарата Правительства Мурманской области.

На основании приказа руководителя Аппарата Правительства Мурманской области №*** от Дата Колесникова Д.Г. исключена из кадрового резерва Аппарата Правительства Мурманской области в соответствии с Положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области, утверждённым постановлением Губернатора Мурманской области от Дата №***.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

В соответствии с положениями ст. 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 12 статьи 64 указанного закона, Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Мурманской области от Дата, №*** в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", в целях формирования и эффективного использования кадрового резерва на государственной гражданской службе Мурманской области утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения формирование и ведение кадрового резерва государственного органа осуществляет кадровое подразделение государственного органа (лицо, ответственное за кадровую работу в государственном органе) (далее - кадровое подразделение).

В кадровый резерв государственного органа включаются гражданские служащие (граждане):- успешно прошедшие конкурс по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в государственных органах, проводимый в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 79-ФЗ, статьей 22 Закона N 660-01-ЗМО, Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"; (п.2.2).

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа оформляется правовым актом государственного органа на основании решения конкурсной комиссии государственного органа, оформленного в виде протокола, либо правового акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на основании части 1 статьи 39 Федерального закона N 79-ФЗ, части 1 статьи 39 Закона N 660-01-ЗМО (п.2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Положения Гражданские служащие (граждане) исключаются из кадрового резерва в случае:

- назначения на должность гражданской службы в государственном органе;

- личной просьбы лица, состоящего в кадровом резерве, оформленной в письменном виде;

- достижения гражданским служащим (гражданином) предельного возраста пребывания на гражданской службе - 60 лет;

- наступления и (или) обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу или прохождению гражданским служащим гражданской службы;

- сокращения соответствующей должности гражданской службы в государственном органе;

- истечения трехлетнего срока пребывания в кадровом резерве;

- двукратного отказа от предложенной ему для замещения должности гражданской службы;

- смерти (гибели) гражданского служащего либо признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

Исключение гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва государственного органа оформляется правовым актом соответствующего государственного органа (п.2.5).

Кадровое подразделение в течение 5 рабочих дней со дня издания правовых актов, указанных в пунктах 2.3, 2.5 Положения:

- извещает гражданского служащего (гражданина) в письменном виде о включении в кадровый резерв либо об исключении из него и вносит соответствующие записи в личное дело, личную карточку гражданского служащего;

- формирует списки гражданских служащих (граждан), включенных в кадровый резерв государственного органа, исключенных из него, по формам согласно приложениям N 1 и 2 к Положению.(п.2.6).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесникова Д.Г. находилась в кадровом резерве Аппарата Правительства Мурманской области с Дата.

Таким образом, на момент исключения Колесниковой Д.Г. из кадрового резерва Аппарата Правительства МО Дата истек трехлетний срок пребывания в кадровом резерве.

При таких обстоятельствах, решение Аппарата Правительства Мурманской области об исключении Колесниковой Д.Г. из кадрового резерва Аппарата Правительства Мурманской области является законным и обоснованным.

Доводы заявителя, изложенные в обосновании своего заявления о неправомерном исключении её из кадрового резерва основаны на неправильном толковании норм материального права.

Истец полагает, что поскольку в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» не установлен срок нахождения в кадровом резерве, положением о кадровом резерве Аппарата Правительства Мурманской области, такой срок не может быть установлен.

Между тем, в п.12 статьи 64 указанного закона установлено, что Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, конкретный порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними устанавливается именно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно «Положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области», в котором могут быть предусмотрены особенности формирования кадрового резерва субъекта РФ, в том числе установлены сроки нахождения в кадровом резерве.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Ссылка истца на положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в данном случае является ошибочной, поскольку в пункте 2.1 Постановления Губернатора Мурманской области от Дата, №*** «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области» указано - в срок до Дата осуществить внесение изменений в действующий кадровый резерв исполнительного органа государственной власти Мурманской области (далее - исполнительный орган государственной власти) в соответствии с прилагаемым Положением.

Таким образом, в Постановлении №*** от Дата содержится прямое указание на применение вновь принятого Положения на ранее возникшие отношения по формированию кадрового резерва.

При таком положении, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 197-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Колесниковой Д.Г о признании незаконным приказа Аппарата Правительства Мурманской области №*** от Дата об исключении ее из кадрового резерва Аппарата Правительства Мурманской области, восстановлении в кадровом резерве Аппарата Правительства Мурманской области отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что ими были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий   О.А.Холкина

Копия верна

Судья О.А.Холкина