ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-563/20 от 03.02.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-563/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Устиновой Т.В.,

при секретаре Левчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Липецка об изменении статуса объекта недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился с иском к администрации города Липецка об изменении статуса объекта недвижимого имущества. В обосновании требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в городе с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв.м., который расположен в границах земельного участка с разрешенным видом использования под магазин. Истец обратился в Департамент ЖКХ администрации г.Липецка с заявлением о переводе жилого дома из жилого помещения (здания) в нежилое с видом использования магазин. 10.06.2019 года ему было отказано по причине предоставления документов в ненадлежащий орган. В последующем, в сообщении от 30.07.2019 года Департамент ЖКХ администрации г.Липецка сообщил, что исполнителем данной услуги является департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка в соответствии с регламентов «Предоставление разрешения на строительство». Однако Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка от 23.07.2019 года сослался на орган – департамент ЖКХ администрации г.Липецка на основании административного регламента от 29.06.2012 года № 1058 «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе помещения в нежилое или нежилое помещение в жилое». Полагает, что административный порядок рассмотрения вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества невозможен, в связи с чем просил признать жилой дом, расположенный в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. нежилым помещением – Магазин, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на то, что у истца отсутствуют правовые основания для признания жилого дома нежилым, а также на то, что надлежащим образом истец в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка не обращался.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся участников процесса, признав их неявку неуважительной.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства и дав им оценку по правилам главы 6 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в городе <адрес>. Дом располагается в пределах земельного участка с разрешенным видом использования – под магазин.

Истец предоставил суду экспертное заключение № СГТ-024 от 27.01.2020 года, выполненное ООО «Независимая экспертиза», в соответствии с выводами которой объект капитального строительства по адресу: <адрес> по имеющимся признакам и в соответствии с объемно-планировочными решениями возможно определить, как «здание магазина».

В соответствии с заключением архитектурно-проектной мастерской «АРХМАСТЕР» от 08.10.2019 года, перепланировка спорного жилого помещения выполнена в соответствии с проектом на перепланировку жилого помещения, не нарушает при этом права и охраняемые законом интересы других, рядом расположенных объектов, не создают угрозу жизни и здоровью людей, работающих на данном объекте, не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не повышаются предельные параметры разрешенной перепланировки, установленные градостроительным регламентом. Перепланировка не нарушает конструктивные характеристики здания, не требует разрешения на строительство.

10.06.2019 года ФИО1 было направлено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение. Указанное уведомление подписано председателем департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка. Основание отказа – представление документов в ненадлежащий орган.

В связи с полученным отказом, ФИО1, а также лицо, представляющее его интересы, обратились в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка, а также в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка с вопросом о том, кто является уполномоченным органом для решения вопросов изменения статуса помещения.

30.07.2019 года был получен ответ от департамента ЖКХ администрации г.Липецка о том, что разрешение данного вопроса находится в компетенции департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка; 23.07.2019 года был получен ответ от департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка с указанием на необходимость обращения в департамент ЖКХ администрации г.Липецка. 07.11.2019 года департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка был дан дополнительный ответ, согласно которому полномочия по переводу жилых помещений в нежилые возложены на межведомственную комиссию г.Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений.

Истец, обращаясь с исковыми требованиями ссылается на то, что административный регламент оказания услуги по изменению статуса помещения не урегулирован и иного способа защиты нарушенного права, кроме как в судебном порядке, не имеется.

Суд отвергает указанный довод, поскольку он основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилого в нежилое производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Порядок перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения регламентирован главой 3 ЖК РФ.

В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Из содержания ч.1 ст.23 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии со ст.24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных ст.22 настоящего Кодекса условий перевода помещений (п.3).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

При этом, законодатель и в статье 22 и в статье 23 Жилищного кодекса РФ отдельно закрепил положения, касающиеся перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормами жилищного права, вопреки доводам истца, установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые.

Так, для перевода помещения на территории Липецкой области действует административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденное постановлением администрации г.Липецка от 29.06.2012 года № 1058. В рамках реализации указанной услуги разрешается вопрос об изменении назначения помещения.

При изменении назначения здания, применяется административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный постановлением администрации г.Липецка от 20.12.2017 года № 2550. Указанная услуга предоставляется Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

Указанный административный регламент позволяет изменить назначение здания.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕРГН истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости и согласно данной выписке вид объекта недвижимости указан как «здание».

Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно п. 34 Положения о департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Липецка к функциям данного департамента относится выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Липецка внесение в них изменений.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае вопрос о перевод жилого помещения в нежилое находится в компетенции именно департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

Доводы представителя администрации г. Липецка о том, что департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка подведомственен вопрос о переводе жилого помещения в нежилое в случае его реконструкции, либо перепланировки а, коль скоро, в данном случае не была проведена никакая реконструкция, ни перепланировка существующего помещения, то департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка не должен рассматривать данный вопрос, являются несостоятельными, поскольку вопрос о необходимости производства реконструкции, либо перепланировки подлежит отдельному рассмотрению и исходя из содержания п. 5 ст. 23 Жилищного кодекса РФ допускается отсутствие переустройства и (или) перепланировки существующего объекта недвижимости.

Вместе с тем, судом установлено, что истец в нарушение действующего законодательства не реализовал право на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение.

Представитель истца не оспаривал того обстоятельства, что ни он, ни ФИО1 не обращались в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка с отдельным заявлением о переводе жилого помещения в нежилое с приложением необходимых документов.

В материалах дела имеется заявление, адресованное от истца в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, но с просьбой разъяснить о том какой орган уполномочен разрешить данный вопрос и полученный истцом ответ о том, что данным органом является департамент ЖКХ администрации г. Липецка, никоим образом не свидетельствует о том, что истец обратился в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка надлежащим образом с соблюдением необходимой процедуры.

Коль скоро суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), суд приходит к выводу о недопустимости лишения администрации города Липецка в лице уполномоченных органов права на реализацию своих полномочий в сфере предоставления муниципальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, суд считает необходимым указать истцу на то, что в случае несогласия истца с действиями муниципальных органов по вопросам, связанным с переводом жилого помещения в нежилое, истец не лишен возможности обжаловать действия муниципальных органов в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации г.Липецка об изменении статуса объекта недвижимого имущества отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.В. Устинова

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020 года