ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-563/2010 от 23.08.2010 Краснокамского городского суда (Пермский край)

  Дело НОМЕР - НОМЕР

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДАТА года Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Фомина В.И., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, при секретаре Ворониной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Краснокамского муниципального района

 о взыскании денежного содержания,

 у с т а н о в и л :

 ФИО3 с ДАТА года работала в должности заместителя главы Краснокамского муниципального района на основании срочного трудового договора

 ( контракта) от ДАТА года.

 ДАТА года уволена по инициативе работодателя в связи с сокращением штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

 ФИО3 обратилась в суд с заявлением о взыскании денежного содержания за апрель 2010 года в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек, за май 2010 года в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек, за июнь 2010 года в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек. Всего просит взыскать НОМЕР рублей НОМЕР копейки. Считает, что действия администрации по прекращению выплат денежного содержания незаконны, причиняют моральный вред, который просит возместить в размере НОМЕР рублей.

 В судебное заседание истица ФИО3 не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

 Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что денежное содержание ФИО3 выплачивалось на основании п.2 ст.36 Устава Краснокамского муниципального района, в который внесены изменения. Считает, что в связи с принятием изменений в Устав не может быть ухудшено положение ФИО3 Изменениям в Устав не придана обратная сила. До настоящего времени ФИО3 не трудоустроена.

 Представитель ответчика ФИО2 с заявленными исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что ФИО3 работала заместителем главы Краснокамского муниципального района. ДАТА года она уволена по п. 2 ст. 81 ТК РФ, с выплатой выходного пособия и предоставлением гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым кодексом. Пунктом 2 ст. 36 Устава Краснокамского муниципального района предусматривалась выплата денежного содержания, на период трудоустройства, но не более одного года. Размер денежного содержания ФИО3 НОМЕР рублей НОМЕР копеек в месяц. Решением Земского собрания Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕР ч. 2 ст. 36 Устава Краснокамского муниципального района признана утратившей силу. При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для выплаты денежного содержания ФИО3

 Изначально ч. 2 ст. 36 Устава Краснокамского муниципального района была принята с нарушением действующего законодательства. За апрель 20010 года ФИО3 выплачено денежное содержание в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копейка. Выплаты денежных сумм ФИО3 являются нарушением бюджетного законодательства в части целевого и рационального использования бюджетных средств. Оснований для взыскания морального вреда в пользу ФИО3 нет. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

 Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

 Под муниципальной службой в Федеральном законе « О муниципальной службе в РФ» понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч.1 ст.2). Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта РФ. Принципиальным положением Федерального закона

 «О муниципальной службе в РФ», отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (ч.6 ст.16), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации.

 Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение ст.11 Трудового кодекса РФ, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

 В соответствии с пунктом «н» части 1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

 Статьей 42 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая установление требований к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условий и порядка прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

 Согласно ст.3 ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции ( уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 В соответствии с ч.2 и 3 ст.23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009г.) при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращения штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

 Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

 Согласно ст.6 Трудового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению Федеральных органов государственной власти.

 Согласно ст.17 Закона Пермского края от 04.05.2008г. № 228-ПК (ред.от 06.10.2009г.) « О муниципальной службе в Пермском крае», муниципальному служащему предоставляются гарантии в соответствии с Федеральным законом и законами Пермского края. Законами Пермского края и уставами муниципальных образований Пермского края муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

 Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст.19 закона № 228-ПК).

 Судом установлено, что ФИО3 была принята в администрацию Краснокамского муниципального района и назначена на муниципальную должность муниципальной службы заместителем главы Краснокамского муниципального района, с ней был заключен трудовой договор (контракт) от ДАТА г. /л.д.11-14/.

 Уволена ФИО3 с занимаемой должности ДАТА г. по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с сокращением штата работников распоряжением главы Краснокамского муниципального района № 97-к от 29.12.2009 года л.д. 9).

 Уведомление о прекращении выплат направлено в адрес ФИО3 ДАТА года л.д. 10).

 Согласно ч.2 ст.36 Устава Краснокамского муниципального района, принятого решением Краснокамской Думы от ДАТАг. НОМЕР, вступившего в силу с ДАТАг. (ред. от ДАТАг.) в случае не назначения на должность по истечении срока трудового договора или упразднения должности заместителем главы района, руководителям финансового органа и комитета имущественных отношений гарантируется сохранение денежного содержания с учетом централизованной индексации на период трудоустройства или до достижения пенсионного возраста, но не более одного года.

 Судом установлено, что за апрель 2010 года денежное содержание в связи с увольнением выплачено ФИО3 в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копейка.

 Однако с момента введения в действие решения Земского собрания Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕР « О внесении изменений в устав Краснокамского муниципального района», которым ч.2 ст.36 Устава признана утратившей силу, выплата денежного содержания прекращена.

 Решение Земского собрания зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 7.04.2010г., опубликовано в специальном выпуске газеты 16.04.2010 г.

 Как пояснила представитель ответчика, выплаты денежного содержания истице были прекращены, так как норма материального права, устанавливающая вышеназванную гарантию, утратила силу, а потому законные основания выплаты отсутствуют. Действие нормативно-правового акта распространено на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. При определенных условиях нормативно правовому акту нормотворческим органом может быть придана обратная сила. Исходя из этого положения, с учетом публичных интересов муниципальной правовой норме была придана обратная сила. Обратное действие нормы было применено минимальное, т.е. не с момента возникновения правоотношения, а с более поздней даты.

 Данный довод представителя не нашел подтверждения в судебном заседании, поскольку решение Земского собрания от 04.03.2010 г. не содержит указание на то, что действие решения распространяется и на отношения возникшие до его вступления в силу.

 Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что указаний на придание обратной силы нормам, которые ухудшали бы положение муниципальных служащих, данное решение не содержит. Более того, глава администрации, издав распоряжение о прекращении выплаты денежного содержания, не является тем нормотворческим органом, который и принял решение по изменению в Устав Краснокамского муниципального района, а потому самостоятельно решить вопрос о придании решению Земского собрания обратную силу не имеет право.

 Поскольку решением Земского собрания не придана обратная сила изменениям в Уставе, суд не считает необходимым мотивировать позицию представителя ответчика о праве законодателя на придание закону обратной силы.

 В судебном заседании также установлено, что прежняя норма Устава Краснокамского муниципального района не признана недействительной в установленном законом порядке.

 В силу ст.251 ч. 2 ГПК РФ, с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

 Из отзыва представителя ответчика не следует, что ранее принятая в Уставе норма по гарантиям муниципальному служащему принята с нарушением компетенции Администрации Краснокамского муниципального района.

 В силу ст. 4 ФЗ от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществлялось субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами/ ч.2/. На муниципальных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом / ч.3/. Финансирование муниципальной службы осуществлялось за счет средств местного бюджета / ст.6/.

 В силу ст.15 ФЗ № 8-ФЗ, которая предусматривала гарантии для муниципального служащего предусматривалось, что в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников / ч.2/.

 Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могли быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего /ч.3/.

 В силу ст.53 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размера и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 Исходя из данных нормативных актов, действовавших на момент принятия Устава 2005 г., представительный орган принимал решение о дополнительных гарантиях муниципальных служащих в пределах своих полномочий.

 Позиция представителя ответчика о том, что оспариваемая норма не соответствует Конституции и ТК РФ, а потому применению не подлежит, не соответствует нормам процессуального законодательства.

 В силу ст.48 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

 В силу ст. 253 ч.2 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт / ч.3 ст.253 ГПК РФ/.

 Поскольку на момент расторжения трудового договора с истцом, оспариваемая норма Устава не признана в судебном порядке недействующей, а потому для разрешения спора существенным является факт того, что на момент увольнения оспариваемая норма действовала.

 Не могут быть признаны объективными суждения представителя ответчика о том, что производя выплату денежного содержания в соответствии с п.2 ст.36 Устава нарушаются положения Бюджетного кодекса в части целевого и рационального использования бюджетных средств, никаких доказательств этому суду не представлено.

 В силу ст. 47 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2).

 Статья 40 Устава Краснокамского муниципального района предусматривает, что Устав района, решение Земского собрания о внесении изменений и дополнений в Устав района подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, после их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 Решения Земского собрания Краснокамского муниципального района подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу с момента их опубликования в газете "Краснокамская звезда", если иное не указано в самом решении ( ч.3 ст.45 Устава).

 Решение об изменении в устав Краснокамского муниципального района опубликовано в специальном выпуске газеты « Краснокамская звезда» 16.04.2010 г.

 Как указывалось выше в решении, решение Земского Собрания от 04.03.2010 г. не содержит указаний на придание обратной силы норме, предусмотревшей признание п.2 ст.36 Устава утратившей силу.

 В силу ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

 Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

 В силу ст.12 ТК РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

 Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

 Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

 Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

 Поскольку установлено, что на момент увольнения ФИО3 п.2 ст.36 Устава силу не утратил, то изменения в устав, вступившие в силу ДАТА года, не могут повлиять на прекращение действия гарантии по выплате денежного содержания.

 Пояснения представителя ответчика по поводу срока выплаты денежного содержания являются лишь мнением стороны. Данный срок был предусмотрен в нормативном акте представительного органа муниципального образования.

 Более того, на момент принятия Устава муниципального образования, действовал закон субъекта РФ « О муниципальной службе в Пермской области», в котором в ст.23 ч.2 гарантия выплаты денежного содержания после увольнения также составляла «не более 01 года».

 Согласно справки Администрации Краснокамского муниципального района, размер ежемесячного денежного содержания ФИО3 НОМЕР рублей НОМЕР копеек л.д. 8).

 За апрель 2010 года ФИО3 получила денежное содержание в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копейка. Следовательно, размер задолженности по денежному содержанию за апрель 2010 года - НОМЕР рублей НОМЕР копеек (НОМЕР рублей НОМЕР копеек - НОМЕР рублей НОМЕР копейка).

 За май и июнь 2010 года денежное содержание ФИО3 не выплачивалось.

 Доказательств того, что ФИО3 в настоящее время трудоустроилась, суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию

 НОМЕР рублей НОМЕР копейки (НОМЕР рублей НОМЕР копеек + НОМЕР рублей НОМЕР копеек + НОМЕР рублей НОМЕР копеек).

 Как указано в решении выше, на трудовые отношения истца и ответчика распространяется действие ТК РФ.

 В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 Как следует из разъяснений в постановлении Пленума ВС РФ « О применении судами трудового кодекса РФ» от 17.03.2004г. № 2, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статьей 21 ( абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав ( например, при задержке выплаты заработной платы).

 Судом установлено, что выплата денежного содержания прекращена на основании распоряжения Главы Краснокамского муниципального района от 04.05.2010 г., но с ДАТА г. следует признать установленным факт неправомерных действий ответчика, т.е. факт нарушения трудового законодательства, а потому имеются и основания для компенсации морального вреда.

 Причинение морального вреда, при нарушении трудовых прав, предполагает причинение морального вреда.

 Истец просит возместить моральный вред в сумме НОМЕР рублей, однако данную сумму суд считает завышенной.

 Учитывая, объем и характер, причиненных истцу нравственных страданий, их длительность, факт того, что требования заявлены о доплате денежного содержания, так как часть его была выплачена, а также требования разумности и справедливости, отсутствие доказательств причинения действиями ответчика вреда здоровью, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме НОМЕР рублей.

 Поскольку органы местного самоуправления в силу п.19 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, то расходы по госпошлине за рассмотрение дела не могут быть возложены на них.

 В силу ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Учитывая объем оказанных юридических услуг, составление искового заявления, консультирование, участие во время подготовки, в судебном заседании, требования разумности, суд определяет ко взысканию расходы на представителя в сумме НОМЕР рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

 Взыскать в пользу ФИО3 с администрации Краснокамского муниципального района Пермского края задолженность по денежному содержанию в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копейки, в качестве компенсации морального вреда НОМЕР рублей, расходы на оплату услуг представителя НОМЕР рублей, а всего взыскать НОМЕР рублей НОМЕР копейки (НОМЕР рублей НОМЕР копейки).

 Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

 Судья В.И.Фомин