ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-563/2022 от 31.08.2022 Алейского городского суда (Алтайский край)

дело № 2-563/2022

УИД22RS0001-01-2022-000800-05

решение в окончательной форме

изготовлено 31 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Луханиной О.В., при секретаре Феденко О.Б., с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Потапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некрасовой Ольги Викторовны к Некрасову Алексею Александровичу, Департаменту экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации, Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», Военному комиссару Военного комиссариата Алтайского края Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края», Министерству финансов Алтайского края, Министерству социальной защиты Алтайского края о лишении права на денежные выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Алейский городской суд с исковым заявлением указывая на то, что истец и ответчик Некрасов А.А. являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Мирового судьи Судебного участка г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 умер. Место смерти - <адрес>.

Согласно выписки из приказа командира Войсковой части 41659 от 22 июля 2022 года рядовой ФИО1 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 03 июля 2022 года, в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. В связи с гибелью военнослужащего положены:

- выплата единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

- выплата страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;

- единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05 марта 2022 года «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»;

- выплата, предусмотренная распоряжением губернатора Алтайского края от 04 апреля 2022 года.

Категории членов семей, которым положены выплаты, определяются в соответствии с ч. 11 ст.3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ. Выплаты членам семей военнослужащим осуществляются в равных долях. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, причитающиеся в связи с гибелью сына подлежат выплате истцу и Некрасову А.А. в равных долях, у погибшего не имеется других лиц, которым положены данные выплаты. Истец полагает, что Некрасов А.А. должен быть лишен выплат, причитающихся в связи с гибелью сына ФИО1, поскольку с момента рождения он вообще не принимал участие в жизни сына, с ним не общался, материальной и иной помощи не оказывал, уклонялся от уплаты алиментов. Несмотря на то, что он не привлечен к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ, Некрасов А.А. всю свою жизнь находится в местах лишения свободы по другим основаниям. При таких обстоятельствах, несмотря на то, что Некрасов А.А. не был лишен родительских прав в отношении сына, истец полагает, что его уклонение от исполнения родительских обязанностей при жизни сына препятствует получению каких-либо сумм, связанных с его смертью.

Просит лишить Некрасова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в <адрес>, права: на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05 марта 2022 года «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»; на выплату, предусмотренную распоряжением губернатора Алтайского края от 04 апреля 2022 года, предназначенных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГФИО1 в <адрес>, Украина в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Истец Некрасова О.В. и ее представитель Гиренков А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно Некрасова О.В. пояснила, что 26 августа 2000 года она вступила в брак с ответчиком, который был расторгнут 08 июля 2003 года. ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО1 Сразу после его рождения возникли проблемы со здоровьем сына и она находилась на стационарном лечении с сыном длительное время, а когда выписались из больницы вынуждена была проживать с родителями, так как ответчик вел аморальный образ жизни, и совместное проживание было невозможно. Ни в больницу, ни впоследствии к сыну он не приходил никогда. Не только не оказывал материальной помощи, но и никогда не общался с ним. Ни делали этого и родители ответчика. Заявление о привлечении его уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ писать не стала, так как ответчик постоянно находился в местах лишения свободы.

Ответчик Некрасов А.А. участвующий в судебном заседании посредством системы видеоконференц - связи возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в 2001 году прекращены брачные отношения с истицей, с 2001 года по 2021 год он сына не видел, алименты не платил. Вместе с тем, он является его отцом, и имеет право на выплаты, предусмотренные нормами действующего законодательства. В поступивших до начала судебного заседания возражениях указал, что он является отцом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак с супругой Некрасовой О.В. прекращен 08 июля 2003 года, родительских прав он не был лишен. Он помогал сыну материально и принимал участие в воспитании ребенка, каждые выходные проводил с сыном. Кроме того, материально помогали и обеспечивали его сына родители Некрасова А.А., принимали участие в воспитании внука, он у них проживал. В период отбывания наказания и нахождения в данных местах он регулярно высылал деньги родителям, которые занимались воспитанием сына, а находясь на свободе, сын часто проживал с ним, о чем супруга умалчивает, преследуя свои корыстные цели и выгоду. ДД.ММ.ГГГГ сын умер. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. При жизни сына не возникали никакие вопросы, связанные с воспитанием ребенка, так как в 10 лет сын имел самостоятельно выбрать с кем и когда проживать из родителей. Развод был фиктивным, чтобы не ломать сыну судьбу из-за судимости отца, так как это повлияло на жизнь и карьерный рост. Они продолжили с супругой совместно проживать, пока она не нашла ему замену в очередной раз, как он отбывал наказание. Истец преследует только выгоду и корыстную цель, он же не преследует никакой цели наживы и не собирается отказываться от своего родного сына. Он отец и дал сыну начало жизни и воспитывал как мужчину, а то что развелись, это ничего не поменяло в жизни и судьбе сына. Он продолжал его воспитывать и его родители тоже воспитывали внука, он часто проживал у его родителей и у него. Просит отказать в удовлетворении требований истицы.

Представитель ответчика Департамента экономического анализа и прогнозирования МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просят провести судебное заседание в отсутствие их представителя. Кроме того, в отзыве на исковое заявление указали, что 27 октября 2021 года между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. В соответствии с п.2.1 государственного контракта, срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов 00 минут 01 января 2022 года по 24 часов 00 минут 31 декабря 2023 года включительно. Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках государственного контракта установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ. Также во исполнение условия раздела XVIII государственного контракта, между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» заключено соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей. Предметом соглашения являлось осуществление в 2022-2023 годах выплат военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ. По факту гибели военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в АО «СОГАЗ» заявлений о выплате страховой суммы и единовременного пособия не поступало. Членами семьи военнослужащего, в соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, являются родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы. Таким образом, выплата страховой суммы и единовременного пособия в рассматриваемом случае возможна только после вступления в законную силу судебного акта по настоящему гражданскому делу, так как выплата будет производиться либо в отношении истца и ответчика пропорционально, либо только в отношении истца, в случае удовлетворения исковых требований.

Ответчик Военный комиссар Военного комиссариата Алтайского края ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в возражениях на исковое заявление просят исключить их из числа ответчиков, указывая на то, что согласно п. 4 Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, решение о назначении единовременной выплаты лицам, указанным в п.п. 2 п. 2 настоящего Порядка, принимается командиром (начальником) воинской части, в которой военнослужащий проходит (проходил) военную службу. Таким образом, ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», Военный комиссар Алтайского края являются ненадлежащими ответчиками.

Представитель ответчика Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просят исключить Министерство финансов Алтайского края из числа лиц, участвующих в деле, указывая, что Министерства финансов Алтайского края не наделено государственными полномочиями в области социальной защиты населения, не осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также не является главным распорядителем средств краевого бюджета, направленных на реализацию указанных полномочий. Рассмотрение настоящего спора прав и законных интересов Министерства финансов Алтайского края не затрагивает.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в представленной информации указали, что распоряжением Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 97-р предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей в равных долях членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. По данным Минсоцзащиты Алтайского края Некрасова О.В., Некрасов А.А. за предоставлением единовременной материальной помощи не обращались.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Потапов А.С. пояснил, что с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

Выслушав истца Некрасову О.В. и ее представителя Гиренкова А.Н., ответчика Некрасова А.А., свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО12, ФИО11, ФИО10, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение помощника Алейского межрайонного прокурора Потапова А.С., суд принимает решение об удовлетворении иска, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Некрасова О.В. и ответчик Некрасов А.А. состояли в зарегистрированном браке, их брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Мирового судьи Судебного участка г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о расторжении брака серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС г.Алейска Алтайского края.

Согласно Свидетельства о рождении серии (повторное) , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации г. Алейска Алтайского края, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В графе «отец» указан ФИО3, в графе «мать» указана ФИО2

Из Свидетельства о смерти серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Алейским отделом ЗАГС управления юстиции Алтайского края, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти .

Согласно выписки из приказа командира Войсковой части 41659 (по строевой части) от 22 июля 2022 года , рядовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, механик-водитель танкового взвода (в роте-3) танковой роты танкового батальона Войсковой части 41659 (г.Алейск Алтайского края), умерший ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 03 июля 2022 года, в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз.3 п.3 ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Из абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ следует, что выплачивается страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Согласно п. 2 с. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.

Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

Так, согласно п. п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ. При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 97-р предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей в равных долях членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции РФ, в частности статьями 2, 7, 39 (частями 1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 (частями 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 19 мая 2014 года № 15-П, от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и 42 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ); меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ); единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, а также единовременная материальная помощь, предусмотренная Распоряжением Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 97-р.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, единовременную выплату, единовременную материальную помощь, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Указе Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, Распоряжении Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года № 97-р, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п.1 ст.63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п.1 ст.66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п.4 ст.66 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В абз.1, 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44).

В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (п.п. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Из пояснений ответчика Некрасова А.А., которые в силу ст. 68 ГПК РФ являются одним из средств доказывания, следует, что с 2001 года по 2021 год он сына не видел, алименты не платил, с сыном не общался. Доказательств, что истица препятствовала ему в общении сыном, ответчиком не представлено. Ответчик не писал сыну писем, не поздравлял с днем рождения, не интересовался его жизнью и судьбой.

Обстоятельства уклонения Некрасова А.А. от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего сына ФИО1 нашли свое подтверждение в пояснениях истца Некрасовой О.В., показаниях в судебном заседании свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО12, ФИО11, ФИО10

ФИО10 является матерью истицы, ФИО11 - отцом истицы, ФИО12 - братом истицы. Указанные свидетели пояснили, что фактически с рождения ФИО1 Некрасов А.А. сына не видел, не приходил к нему и в его жизни участия не принимал. Дважды он приходил в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно. Свидетели ФИО9 и ФИО8 являются соседями истицы, и они так же подтвердили что отец не принимал никакого участия в жизни и воспитании сына.

Таким образом, судом установлено, что Некрасов А.А. участия в воспитании сына ФИО1 не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку сыну не оказывал, материально ФИО13 не содержал, алиментов на содержание сына не платил, какие-либо меры для создания сыну ФИО1 условий жизни, для его развития, не принимал, фактических семейных и родственных связей между ответчиком Некрасовым А.А. и его сыном ФИО1 не имеется.

Учитывая установленные судом обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Некрасовой О.В. о лишении Некрасова А.А. права: на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ; на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года №5 2-ФЗ; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05 марта 2022 года; на выплату, предусмотренную распоряжением губернатора Алтайского края от 04 апреля 2022 года, предназначенных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГФИО1 в <адрес>, Украина в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Довод ответчика Некрасова А.А. об активном участии родителей ответчика (бабушки, дедушки ФИО13) в воспитании внука не могут быть приняты во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседании и не освобождают Некрасова А.А. от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию сына.

Кроме того, отсутствие сведений о привлечении Некрасова А.А. к ответственности по ч. 1 ст.5.35 КоАП РФ и ч.1 ст.157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов так же не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку сам факт неуплаты алиментов на содержание сына ФИО1 не оспаривается ответчиком Некрасовым А.А.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Некрасовой Ольги Викторовны (паспорт гражданина Российской Федерации ) удовлетворить.

Лишить Некрасова Алексея Александровича (паспорт гражданина Российской Федерации ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> права:

- на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

- на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52 - ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;

- на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации № 98 от 05 марта 2022 года «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»;

- на выплату, предусмотренную распоряжением Губернатора Алтайского края от 04 апреля 2022 года, предназначенных в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГФИО1 в <адрес> в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Луханина О.В.