ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-563/2023 от 24.10.2023 Трубчевского районного суда (Брянская область)

УИД32RS0031-01-2023-000640-19 Дело № 2-563/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Трубчевск Брянской области 24 октября 2023 г.

Трубчевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Васильченко Л.М.,

при секретаре Быковой М.Н.,

с участием помощника прокурора Трубчевского района Малыхиной Д.Н.,

представителя ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» Куприянова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Трубчевская центральная больница» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился к ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» о понуждении к совершению действий, а именно: просил обязать устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму - обеспечить охрану объекта здравоохранения - поликлиническое отделение ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ», расположенное по адресу: пгт. Белая Березка, <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В обоснование заявленных требований со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», прокурор указал, что в ходе прокурорского надзора установлено, что в поликлиническом отделении ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» по адресу: пгт. Белая Березка, <адрес>, относящегося к 3 категории опасности не обеспечивается охрана объекта сотрудниками охранных организаций. Полагая, что непринятие указанных мер на объекте грубо нарушает федеральное законодательство о противодействии терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности и препятствует обеспечению антитеррористической защищенности данного объекта в случае угрозы или совершения террористического акта. В связи с выявленными нарушениями требований закона прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Малыхина Д.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Представитель ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» Куприянов С.А. заявленные требования признал. Однако, просил учесть, что для исполнения обязанности по обеспечению охраны объекта здравоохранения необходимо длительное время, а также наличие соответствующих денежных средств, в связи с чем просил для выполнения вышеуказанных мероприятий предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГг.

Департамент здравоохранения <адрес>, Управление имущественных отношений <адрес>, привлеченные судом в качестве третьих лиц, будучи извещенными надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений на иск не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ», исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес> обоснованными по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ст. 12 ГК РФ предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (ред. от 05.03.2022) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований). Для каждой из них установлены свои требования антитеррористической защищенности объектов.

В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (подп. «б» п. 16 Требований).

Согласно подп. «г» п. 16(1) Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных п. 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Исходя из представленных документов - паспорта безопасности поликлинического отделения Белоберезковской участковой больницы ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» <адрес> от 2022 года, акта обследования и категорирования объекта (территории), по результатам обследования объекту (территории) поликлиническому отделению Белоберезковская участковая больница по адресу: <адрес> присвоена 3 категория.

Как следует из Устава ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ», собственником имущества (учредителем) является <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени <адрес> осуществляет департамент здравоохранения <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества учреждения в установленном порядке осуществляет управление имущественных отношений <адрес>. Учреждение имеет в своем составе следующее подразделение: поликлиническое отделение Белоберезковской участковой больницы.

<адрес> в адрес ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» вносилось представление об устранении нарушений законодательства.

Изложенные выше нарушения не устранены.

В силу пункта 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Однако, ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнило.

Факт выявления и наличия данных нарушений ответчиком не оспаривается, судом установлен.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания граждан в учреждениях здравоохранения.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что исходя из системного толкования содержания Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, на минимизацию возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах применительно к учреждению здравоохранения указанные цели не могут быть достигнуты без присутствия сотрудников охранных организаций на территории данного учреждения, необходимость их осуществления обусловлена особым статусом учреждения и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение на объекте нахождения охранных структур является обязанностью ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ».

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий в области обеспечения охраны объекта здравоохранения требуется время и наличие соответствующих денежных средств, учитывая мнение прокурора, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, которого, по мнению суда, достаточно для исполнения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Трубчевская центральная больница» обеспечить охрану объекта здравоохранения - поликлиническое отделение ГБУЗ «Трубчевская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Белая Березка, <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Установить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Л.М. Васильченко