ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5644/9/19 от 01.08.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-5644/9/2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Горлова А.Ю. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о включении периодов работы в трудовой стаж и о перерасчете пенсии по старости,

установил:

Горлов А.Ю. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее – ответчик, УПФ РФ в г. Петрозаводске РК), с требованием о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований указал на то, что в период трудовой деятельности он направлялся в командировку в п. Муезерский Республики Карелия, относящийся к районам Крайнего Севера. Истец обратился в УПФ РФ в г. Петрозаводске РК с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, но в перерасчете пенсии было отказано.

Горлов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Он сообщил, что с 03.04.2006 по 29.04.2006 находился в командировке в п. Муезерский и в г. Костомукша, выполняя трудовые обязанности в ОАО «<данные изъяты>». Основное место работы располагалось в г. Петрозаводске, но работа носила разъездной характер, так как организация возводила объекты в разных районах Карелии, Новгородской области.

Представитель УПФ РФ в г. Петрозаводске РК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В письменном отзыве ответчик возражал против удовлетворения требований истца, полагая, что командировка истца не носила стабильный характер, была кратковременной, что не позволяет произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Кроме того, отсутствуют сведения индивидуального персонифицированного учета об этом.

Заслушав объяснения стороны истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Горлов А.Ю. в период времени с 05.02.2004 по 13.03.2009 состоял в трудовых отношениях с ЗАО «<данные изъяты>» (прежнее наименование ООО «<данные изъяты>»), занимая должность <данные изъяты>. На основании приказа от 03.04.2006 он был направлен в командировку в п. Муезерский Республики Карелия в ОАО <данные изъяты>» и в г. Костомукша, где находился до 29.04.2006.

Горлову А.Ю. была назначена пенсия по старости. 07.05.2018 истцу на основании решения № 179939/18 было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по спорному периоду.

Свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили, что Горлов А.Ю. вместе с ними находился в указанное время в г. Костомукша и п. Муезерский, где выполнял соответствующие работы. Их направляли в командировку из г. Петрозаводска, где было зарегистрировано и находилось ЗАО «<данные изъяты>». Заработную плату получали в г. Петрозаводске наличными, проживали все это время в районе выполнения работ, им платили командировочные расходы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о трудовых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона о трудовых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закона № 27-ФЗ) ООО «<данные изъяты>» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Закона) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28.12. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Статьями 11 и 12 Закона № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

Истец был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ, пенсия ему была назначена с декабря 2017 года.

Как следует из абзаца 2 пункта 7 статьи 14 Закона о трудовых пенсиях, лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, законодательством предусмотрен для лиц отработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, при соблюдении прочих условий повышенный размер пенсии. При этом лицам, имеющим смешанный стаж работы (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 были утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с последующими изменениями) (далее – Перечень). Перечнем предусмотрено, что г. Костомукша Республики Карелия относится к районам Крайнего Севера, а п. Муезерский и г. Петрозаводск Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец в период работы в п. Муезерский, относящемся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и в г. Костомукша, относящемся к районам Крайнего Севера, состоял в трудовых отношениях с работодателем, расположенным в г. Петрозаводске, отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. По месту нахождения юридического лица – работодателя, должен был производиться учет стажа работы истца для последующего назначения пенсии.

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета факт работы истца в районах Крайнего Севера в спорные периоды не подтвержден. При этом, сам факт направления работника работодателем в командировки в районы Крайнего Севера не может служить основанием для вывода о стаже его работы, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. В таком порядке стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районах Крайнего Севера), исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

По мнению суда, краткосрочная и разовая командировка в районы Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке стаж работы в районах Крайнего Севера исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2013 по делу № 75-КГ13-13.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12..2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации). Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше части 3 статьи 14 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о трудовых пенсиях (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Закона № 400) к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке. В этой связи суд не может принять в качестве надлежащих доказательств показания допрошенных свидетелей, истец просит включить периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица. При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Горлова А.Ю. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2019 года.