ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5646/14 от 25.09.2014 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2014 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Черных И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Билык М.Н. о признании незаконным постановления Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 21.02.2001 года №46,

установил:

Билык М.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 21.02.2001 года №46 о включении квартиры в служебный фонд.

В обоснование требований указано, что заявитель является военным пенсионером Министерства обороны РФ, был уволен в запас с общей выслугой лет 23 года, проживает в жилом помещении по адресу: г.Улан-Удэ ст...., с ноября 2003 года на основании служебного ордера. На момент подачи ходатайства о признании квартиры служебной Улан-Удэнская КЭЧ не являлась юридическим лицом, не было оформлено право собственности и оперативного управления на данный жилищный фонд. На сегодняшний день право собственности и право оперативного управления на жилое помещение не зарегистрировано и не регистрировалось. Оспариваемым ненормативным правовым актом нарушается создана угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя, нарушается право на потенциальное участие в приватизации и получение жилья в собственность.

В дополнительных пояснениях указано, что государство обязано обеспечить возможность реализации гражданами права на приватизацию, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ. При этом, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, необходимо проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру. При обращении Улан-Удэнской КЭЧ района по вопросу включения жилых помещений в число служебных не были выполнены требования действующего на тот момент законодательства: Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», приказа Министерства РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ от 04.08.1998 года №37 «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 года №648 «Вопросы государственной регистрации на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности», Федерального закона РФ от 17.06.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Как следует из ответа ТУ Росимущества по Забайкальскому краю, вышеуказанная квартира в реестре федерального имущества не значится. Таким образом, придание жилью статуса служебного незаконно, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления жилое помещение не являлось федеральной собственностью и право оперативного управления за Улан-Удэнской КЭЧ района зарегистрировано не было. Следовательно, собственник помещения не определен и квартира подлежит приватизации. Также указано, что приведенные в возражения ФГКУ «СибТУИО» нормативные акты на момент принятия оспариваемого постановления не действовали. В силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 Министерство обороны РФ является органом, который имеет право формировать специализированный жилищный фонд. Имущество, используемое Вооруженными Силами РФ должно закрепляться на праве оперативного управления не за Вооруженными Силами РФ в целом, а за конкретными организациями. Между тем, согласно представленным ответам сведения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд отсутствуют. О нарушении прав и законных интересов заявителю стало известно с момента получения ответов из Управления Росреестра по РБ от 20.08.2014 года и ТУ Росимущества по Забайкальскому краю от 02.09.2014 года.

В судебном заседании заявитель Билык М.Н. и его представитель по доверенности Верхушина А.Г. просили заявление удовлетворить по вышеизложенным доводам.

Представитель Администрации Советского района г.Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. возражала против удовлетворения заявления, указав, что спорное жилье было предоставлено на период прохождения военной службы, при вселении заявителю было известно, что жилье является служебным, в соответствии с законом служебные жилые помещения не подлежат приватизации, в связи с чем оспариваемое постановление не нарушает прав заявителя. Постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления. Также заявила о пропуске срока обращения в суд.

Представитель Министерства обороны РФ по доверенности Полещук М.В. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что Улан-Удэнская КЭЧ района было уполномочено на обращение с ходатайством о включении жилых помещений закрытых военных городков в число служебных. В настоящее время жилье принадлежит Министерству обороны РФ в силу закона, в связи с чем регистрации права в Реестре не требуется. Ссылки на нарушение законодательства о государственном учете не имеют правового значения, поскольку не свидетельствует об утрате статуса служебного. Кроме того, заявила о пропуске срока обращения в суд, поскольку заявитель был вселен в служебное жилье на основании служебного ордера, о чем не мог знать, поскольку в тот период занимал должность начальника КЭЧ.

Представитель ФГКУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ по доверенности Махмудова В.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в е отсутствие. Согласно письменным возражениям с доводами заявителя на согласилась, указав, что жилое помещение имеет статус служебного. Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 года «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду регулируют вопросы технического, статистического и бухгалтерского учета, вопросы регистрации прав на недвижимое имущество не регулируют. Жилые помещения жилищного фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Заявителем пропущен предусмотренный ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд.

Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представил. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР (действовавшей на момент возникновения правоотношений) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.

В силу ст.92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р г. Улан-Удэ, ст.Дивизионная, 3 участок включен в число закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 21.02.2001 N 46 квартира по адресу: г.Улан-Удэ ..., включена в число служебных.

Таким образом, указанное жилое помещение находилось в закрытом военном городке.

Установлено, что Билык М.Н. проживает в жилом помещении на основании служебного ордера с ноября 2003 года.

В соответствии с ч.1 ст.101 ЖК РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления.

Оспариваемое постановление было издано уполномоченным ст.101 ЖК РСФСР органом – Администрацией Советского района г.Улан-Удэ.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в ст.8 ГК РФ, среди которых указаны сделки, акты государственных органов, но только те, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских права и обязанностей. При этом ни ГК РФ, ни Закон о регистрации не называют акт регистрации основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, его цель – признание и подтверждение государством права, возникшего в силу основания, предусмотренного ст.8 ГК РФ.

Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

Таким образом, отсутствие в Реестре сведений о государственной регистрации прав на объект недвижимости не является основанием для возникновения или прекращения статуса служебного жилого помещения. Не свидетельствует об этом и отсутствие технического учета помещения и сведений о нем в реестре федерального имущества.

Положения ст.101 ЖК РСФСР не обуславливает принятие уполномоченным органом решения о включении жилого помещения в число служебных статусом лица, обратившегося с соответствующим ходатайством.

Кроме того, Улан-Удэнская КЭЧ района была создана на основании Директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР N ОРГ/1/470705 от 25.05.1937, т.е. до введения в действие норм права, предусматривающих государственную регистрацию юридических лиц. По действовавшему на момент ее создания законодательству регистрации КЭЧ в качестве юридического лица не требовалось.

Тот факт, что после введения в действие норм права о регистрации юридических лиц КЭЧ не подала документы на регистрацию в качестве юридического лица, сам по себе не может свидетельствовать об утрате КЭЧ статуса юридического лица как не зарегистрировавшейся в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку в установленном законом порядке КЭЧ не ликвидирована.

Частью 1 ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда" установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, к которым отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности

Сведений о принятии Министерством обороны РФ решения об исключении занимаемого Билык М.К. жилого помещения из числа служебных не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что квартира, занимаемая заявителем, имеет статус служебного жилого помещения, а приватизация занимаемой квартиры без изменения статуса жилого помещения законом не допускается, оснований полагать, что оспариваемым постановлением нарушено право заявителя на приобретение в собственность жилья в порядке приватизации не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Билык М.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова